Ради жизни на земле

Ради жизни на земле

Герою Великой Отечественной войны, 
горскому еврею, уроженцу г.Темир-Хан-Шуры 
Измайлову Суруилю Львовичу посвящается

События, которые произошли в то предрассветное утро, внезапно изменили ее жизнь. 

Ещё долго Хае будет сниться белорусский приграничный городок, куда её, миловидную южанку, волею судьбы в конце 1930-х занесло с двумя маленькими дочерьми, четырехлетней Беллой и двухлетней Ларочкой, и мужем - успешным, достаточно образованным военным человеком. К тому времени у Хаи и Суруиля Измайловых родилась ещё одна дочь Нина.

Страшный грохот орудий, расколов небо, разбудил спавших жителей Гродно. Схватив с кровати дочурок и старенькое у дверей пальто, она побежала в подвал. Голоса людей и детский плач слились в неясный гул. Поляки говорят: «Война!» Только уложила детей на пальто, как в подвал заглянул военный и крикнул: «Бегите на вокзал! В городе немцы!»  

Двухмесячную малышку Хая не спускала с рук, соседка Мария помогла взять других девочек, и бегом помчались на станцию, не обращая внимания на разрывы бомб и рушившиеся здания. А там вагоны вверх колёсами лежат. Кто-то крикнул по-польски: «За городом в пяти километрах другой эшелон!». Как добежали, как сумели влезть в вагон - уже не помнят. Только осталась в памяти страшная картина - отходящий поезд, а за ним бегущие люди, не успевшие забраться в вагон.

Крики, рыдания и плач не стихали в вагоне - у кого-то отстал ребенок, у кого-то старая мать. И она, Хая, как и многие в вагоне в нижнем белье, прижимала к груди своих крошек.

Вспомнила, как незадолго до этого страшного дня в городе пронёсся слух: скоро война. Некоторые офицеры отправили семьи домой. «Может и нам уехать? - спросила Хая мужа. Тот решительно отказался - Ни в коем случае. Если начальник свою семью эвакуирует, начинается паника. Не будет никакой войны, - успокоил её Суруиль и шутливо добавил - Ну, а в случае чего, моя умница жена сумеет сохранить детей».

Вспомнив эти слова, Хая заплакала. Как сохранить их, если ни еды, ни одежды, ни денег. Даже пелёнок не успела взять. Для маленькой Нины на остановках приходится подбирать бумагу. Одним словом - беженцы.

 Горский еврей Суруиль Измайлов (1907 г.р.), уроженец Темир-Хан-Шуры (г.Буйнакска), тогда уже в чине майора был старшим батальонным комиссаром политуправления Западного фронта. Где он? Жив ли? Не знала она, что муж со своей пехотной дивизией яростно отбивался от обрушившегося на них стальной лавиной врага. Потом отступали, чтобы соединиться со своими. Голодный он пробирался на восток с пистолетом в руке, в котором остался только один патрон.

В вагоне было много поляков. Внимание женщины привлекли трое в военной форме, они часто спрашивали людей в вагоне, на станциях подходили к машинисту: «Скоро ли будет Москва?». Это показалось ей подозрительным. Удивило и то, что на руках у каждого было почему-то много часов, а на ногах гранаты. Увидев на перроне одной из станций дежурившего с красной повязкой, - рассказала о своих подозрениях. Проверили - оказалось, что были немцы. Хае за бдительность выдали 30 рублей, буханку хлеба, белый материал, ножницы и нитки.

Сколько же пришлось пережить ей, пока добрались до дома! Но сколько добрых людей встретила она на пути. Страшно голодали. Как-то дали талоны на хлеб. На одной из станций побежала в магазин. Вернулась - поезда нет. Прибежала к начальнику станции. Он тут же по телефону связался с поездом. Подъехав к первой же станции, она увидела на перроне сидящих под дождём на ящике дочек с соседкой Марией.

С Марией здесь пришлось расстаться. Заболела младшая дочурка и Хая осталась в незнакомом месте. Но люди помогли. Майор из военкомата отвел к себе домой. В семье они жили несколько дней. С ними делились последним куском хлеба, лечили Нину. Потом дали денег, платье. Старик-сапожник в Уфе обувью одарил. А потом пароходом в Дагестан. А когда зашла в родительский дом, мать упала в обморок: Хаю считали погибшей.

Белла Суруиловна сохранила семейные реликвии. Две почтовые открытки. Одна жене 4 марта 1943-го года, а другая - с Курской дуги, зачитанная чуть ли не до дыр, были связующей нитью четырех поколений. «Он был активным участником боев на Советско-Финской войне, где раскрылись его мужество и талант комиссара. 

После войны отца направили учиться в военную академию в Москву, и тут напали немцы», - рассказала Б.С.Измайлова и представила документы: орденские книжки о награждении орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды, удостоверения о награждении медалью «За оборону Москвы» и Военной Академии им. Фрунзе о том, что «подполковник Измайлов за отличное окончание курса штабных офицеров занесён в книгу Почета боевых сталинских питомцев академии». 

В удостоверении, подписанном командиром 269 стрелковой Краснознаменной Рогачевской дивизии, значилось: «подполковник Измайлов Суруиль Львович за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками 30 января 1945 года награждён орденом Отечественной войны 1-ой степени». 

К сожалению, об этой награде ее отец не узнал. 14 января 1945 года он погиб на польской земле, в начале освобождая от фашистских захватчиков оккупированные города и села советской страны, а затем и Польшу, дальше оттуда с боями продвигался в сторону Восточной Пруссии. Посмертно С.Л.Измайлову присвоили звание полковника. Его имя увековечено в Книге Памяти в Мемориальном комплексе на Поклонной горе.

 Много лет спустя его младший брат Михаил (Мищи) разыскал братскую могилу под номером 189 в городе Маков-Мазовец, где был захоронен Измайлов С.Л. Не знал Суруиль, что когда воевал на Украине, всего в 40 километрах от него сражался Михаил. Не узнал и того, что другой брат - Изиё (Узил) пал смертью храбрых. Его средний брат Ищей (Исай) в то время тоже сражался на горных перевалах западнее Владикавказа (Орджоникидзе).

     ...Прошли годы. Сын старшей дочери Беллы Суруиловны Амировой пошёл по стопам деда. Юрий Годович Амиров - старший лейтенант, командир роты строительного отряда, служил в Сухуми. Гордится, нареченный именем своего деда, и сын младшей дочери. Он закончил Институт лёгкой промышленности в Москве.

В 2000-м Хая Ихииловна переехала в Израиль к старшей дочери, и через пять лет, 19 сентября 2005 г., ушла из жизни. Ее похоронили в Ашкелоне.

Все пятеро внуков Измайловых, как и их мамы, получили высшее образование. А трое правнуков окончили военное училище. Хотелось бы, чтобы полученные там знания они использовали не для того, чтобы воевать с другими народами, а для того, чтобы беречь и охранять свою землю. За то, чтобы продолжалась их жизнь, защищал Родину их дед - Суруиль (Цурил) Львович Измайлов. 

Похожие статьи