Среди горско-еврейской молодёжи с каждым годом растёт число тех, кто становится религиозным.
И это, безусловно, радует. С героиней моей статьи Рутой Рабаевой я познакомилась на одном из семинаров в синагоге г. Сдерота, в котором приняла участие как организатор. Её выступление состояло из краткой информации о себе и рассказа о деятельности организации «Джуhуройму», в состав которой она входит. О Руте можно однозначно сказать: эта молодая женщина относится к категории тех людей, которые заряжают окружающих положительной энергией.
Вторая наша встреча с ней состоялась во время проведения экскурсии для горско-еврейских женщин в Иерусалиме. Я до сих пор поражаюсь, как три женщины - Рута Рабаева, Зоя Щербатова и Илана Магасеева - Церлин смогли организовать семинар, пригласив и собрать свыше 500 женщин.
Недавно мне удалось побывать в Иерусалиме, в гостях у семьи Рабаевых. В этот день приехали близкие родственники из Сдерота, чтобы отметить проводы старшего сына Руты в армию. Обычные хлопоты и волнения перемешивались с радостью матери, отправляющей сына служить и защищать еврейскую страну.
Несмотря на то, что он религиозный еврей, мог бы и не служить в ЦАХАЛе, юноша сам обратился в армию и записался в боевые части. В добрый час и благополучной службы тебе, наш дорогой Разиэль!
Наше интервью прошло в семейном кругу, в котором активно приняли участие и члены семьи героини статьи.
- Рута, мне приятно находиться среди твоей родни в такой ответственный день твоей жизни, в день проводов сына в армию. Дай, Б-г, чтобы мы гуляли и на его свадьбе. Первый мой вопрос, конечно же, ознакомительный, скажи, пожалуйста, что тебе более всего запомнилось из периода жизни по Нальчику?
- Однозначно можно сказать: мне посчастливилось родиться в одном из самых красивых городов на Кавказе, Нальчике, в районе под названием «Еврейская колонка». Я училась в знаменитой школе №10, ныне носящей имя Героя Советского Союза Исая Иллазарова. Как известно, становление личности человека начинается с детства и, конечно же, очень важно, кто находился рядом с ним в эти годы.
Несомненно, в этот список входят все друзья, учителя или соседи (независимо от национальности), одноклассники и т.д. А друзья у меня были и есть, и все они, Барух Ашем, просто замечательные. С некоторыми из них я до сих пор дружу. Нальчик для меня остался красивым воспоминанием детства, хотя я репатриировалась в подростковом возрасте.
- Твоя девичья фамилия Давыдова, как мне известно, у вас большой и достаточно известный род…- Да, у нас немало родственников, которые проживают в разных странах. В семье моих родителей Павла и Людмилы-Леи Давыдовых всегда собирался полный дом гостей. Мы никогда не могли по-семейному спокойно пообедать или поужинать, обязательно кто-то приходил к нам.
У нас был раздвижной стол, который никогда не закрывался, эта традиция продолжается и здесь в Израиле. Гостеприимство заложено во мне с детства, наверно дают знать о себе гены, потому что у меня и дедушки и бабушки с обеих сторон всегда всех принимали, кормили, делали мицвот.
Когда моя старшая сестра Зоя вышла замуж, а я была весьма сильно к ней привязана, - расставание с ней в 4-х летнем возрасте было для меня болезненно. Но как говорят - с годами мы взрослеем, это да, но привязанность к сестре так и осталась, чему я очень рада.
Я благодарна Вс-вышнему за то что родилась в такой семье, где меня любят не только мама с папой, но и братья и сестрой. С детских лет мои братья оберегали меня как неприкосновенный алмаз, ведь я младший ребёнок в семье.
- Как мне известно, среди твоих предков были и достопочтенные раввины…- Корни у меня довольно-таки знатные с обеих сторон. Со стороны мамы род Ифраимовых. Мой прапрадедушка раби Ифраим был известным раввином в Нальчике примерно в 1930 гг., его сын Манашир был кантором (хазаном) в той же синагоге.
Супруга Ифраима была большой праведницей, в народе её называли «момой» (повитуха) – это моя прабабушка Гилизор. Мы все её очень любили и почитали и много чему научились от неё. Она воспитывала нас скромными, гостеприимными, стремящимися делать добрые дела.
Мой дедушка Хадургун Эвидал и бабушка Нина были примером одной из уважаемых семей. Они никогда и никому ни в чем не отказывали, постоянно кормили и помогали нуждающимся. За это Х-до удостоил их увидеть четыре поколения после себя, что дается не каждому. Со стороны моего отца в роду Давыдовых было также немало раввинов. Мой прапрадедушка раби Нисон был известный «цадик нистар» (скрытый праведник).
Люди вызывали его по разным случаям жизни. Его считали чудотворцем, он мог перемещаться от одного места в другое и люди ни как не могли понять, как же он оказывался раньше них на нужном им месте. Мои дедушка Равино и бабушка Елто Бурли постоянно посещали синагогу (это несмотря на запреты советской власти).
Раби Равино прошёл Великую Отечественную войну, у него было множество наград. Его жена тоже была «момой» (повитуха) во время войны. Они были так же гостеприимны и добры, и ни в чем никому не отказывали. Вот такими я помню своих дорогих и незабываемых дедушек и бабушек (Благословенна память ушедших), которых я очень любила и на которых хотела бы быть похожей.
- Рута, скажи, пожалуйста: а каким у тебя был путь возвращения к истокам?- Этот путь я прошла благодаря любимому мужу Хискиягу, он для меня всегда был и есть раввин, учитель и наставник. Мне было 18 лет, когда я вышла замуж, и мой будущий супруг на то время уже был достаточно крепко соблюдающим «бахур ешива», как говорят в Израиле. Барух Ашем у нас в семье как-то всё проходило постепенно. После хупы я начала соблюдать шабат, кашрут и семейную чистоту.
И я от души благодарна мужу за его терпение в том, что он долго надеялся, ждал, верил и поддерживал меня во всем. Меня часто спрашивают: где я училась, и кто была моя мадриха, на что я всегда с уверенностью отвечаю: это мой любимый супруг!
- Рута, скажи, пожалуйста, а что тебя привело к общественной работе? По себе знаю, что это весьма неблагодарное дело, когда в ущерб своему личному времени занимаешься волонтёрской работой.- Что связано с общественной работой, не могу ее назвать просто работой. Это больше, наверное, напоминает хобби. Во мне это заложено с детства: прием гостей, помощь ближним и нуждающимся людям. Цель нашей организации «Джуhуромойму» - проведение в будущем совместных шабатонов для семейных пар с детьми.
А также для женщин разного возраста и для неженатой молодежи. Мы с мужем на протяжении многих лет занимались «керувом», т.е. приближением светских людей к заповедям Торы. Для нас авторитетом в этом был известный раввин Ицхак Йосеф Зильбер, в честь которого Барух Ашем мы и назвали нашего младшего сына Ицхак Йосефом.
- Расскажи, пожалуйста, о деятельности вашей организации и своих коллегах…
- Свой талант организатора, я смогла в полной мере проявить, когда познакомилась с такими прекрасными женщинами как Илана Магасеева-Церлин и Зоя Щербатова-Черносвитова. Они стали для меня не только подругами, которые придут и помогут в трудную минуту, они стали членами моей семьи. Наша группа работа построена на доброте, уважении и доверии, прежде всего друг к другу. Зоя она у нас старшая и мы её уважаем и почитаем, прислушиваемся к её мнению, она неоднократно нас выручала.
Мы вместе на протяжении четырех лет, с 2012 года и каждая из нас дополняет ту частицу команды, в которой что-то не хватает. Наша задача состоит в том, чтобы донести до наших дорогих женщин всё то, что было передано нам нашими бабушками и прабабушками - семейная чистота, скромность и правильное воспитание детей.
- Как ты считаешь: в условиях рассеяния, ассимиляции и разобщенности можно ли объединить наш народ?- Надо почаще собираться и обсуждать наши проблемы. С нашей стороны, мы пытаемся построить и принести в семьи мир и чистоту. И поэтому мы очень стараемся сделать всё возможное, что бы наши проекты были реализованы на благо нашего народа.