|
Гарри Канаев

На Большой еврейской: гобелен длиною в жизнь

На Большой еврейской: гобелен длиною в жизнь

Мастерская художника Нису Нисуева – его второй дом, который обживался и украшался с особой любовью. Чего стоит один сотканный в технике гобелена абажур! Эксклюзивная авторская работа создает уют и волшебную атмосферу в помещении, где день за днем появляются новые творения, где витают в воздухе сюжеты ещё не воплощённых в жизнь идей.

Хозяин всегда рад гостям, с удовольствием знакомит их с коллекцией дорогих сердцу музыкальных инструментов, показывает свой ткацкий станок, много и интересно, с трепетом и нежностью рассказывает о прожитой жизни, о творчестве, о целях. 

Но ещё более полную, по-настоящему искреннюю «исповедь» о личности и стремлениях художника мы всегда узнаем из его работ. Нежные акварели – это о любви, живопись – о праздниках и буднях, гобелены – о мыслях и чувствах...

unnamed.jpg


Рано или поздно ваш взгляд падает на эскиз макета синагоги. Это бейт-кнессет дербентских горских евреев – «Келе-Нумаз». Сам макет художник передал в дар синагоге, таким образом выразив любовь к родному городу, к истокам.

Идея создания макета старой синагоги возникла, когда Нису Писахович увидел здание новой, не так давно отстроенной. Возникло желание оставить потомкам память о том, что символизировало улицу древнего кавказского города именно как еврейскую – улицу Таги-заде или, как ее в народе называют, «Келе куче» («Большая улица»).

В архиве нашлись чертежи, но – в основном – художнику пришлось самостоятельно, по памяти восстанавливать каждую деталь синагоги.

Почему же эта работа является знаковой, особенной для Нису Нисуева? Ключ – детство. Оно прошло именно на Большой еврейской улице, там он родился и вырос, там же, рядом с синагогой, с друзьями с любопытством заглядывал он во двор, в окна и двери…

И теперь, разглядывая макет, понимаешь, сколько любви и труда было вложено в это миниатюрное строение. В нём даже свет горит! Свет – чтобы воссоздать и вечернее освещение!

И так – во всём. В каждой работе – эмоции, окрашенные в разные в цвета, воспоминания, протянувшиеся нитями из детства и юности, любовь к родному краю, воплощенная в образы.

Общий жизненный и творческий путь Нису Нисуева чем-то напоминает его же гобелены, где каждый узелок будто завязан на память – детям и внукам, всем, кто попал под очарование его таланта.

Похожие статьи