Еврейская Тула Ерухома Шальмиева

Еврейская Тула Ерухома Шальмиева

Ерухом Шальмиев — председатель еврейской общины Тулы, известный бизнесмен, член Общественной палаты Тульской области, президент группы компаний «Автошина». 

Он ведет активный образ жизни, совмещает успешный бизнес и соблюдение еврейских заповедей, а его деловые качества помогают ему и в работе, и в управлении общиной. Наш герой умеет интересно и легко рассказывать обо всем на свете, он очень образован. Увлекается, как и его предки, садоводством, путешествиями, учит иврит,  отлично знает еврейскую историю Тулы и родного Азербайджана, держит руку на пульсе деловых событий в своей фирме, которая постоянно прогрессирует, расширяется и растет. Наверное, возглавлять еврейскую общину должен именно такой — активный, уверенный в себе, начитанный, разносторонний и главное — счастливый человек.

— Ерухом, расскажите, пожалуйста, о вашем детстве, о вашем становлении как личности. 

—  Родился  в Дербенте, отец мой из Дербента, мама из Баку. Оттуда уехали в Сумгаит, расположенный в 30 км от Баку. Учился в сумгаитской школе,  затем мы отправились в столицу Азербайджана. Оттуда я поехал в Тулу, чтобы поступить в институт. В 1984 году  поступил в городе самоваров и пряников на строительный факультет вуза. Закончил, остался здесь работать, потом мы создали компанию с нуля. Работал на многих предприятиях нашего холдинга, таких как «Щекинское химволокно» и «Щекинский азот».  Сейчас я работаю в автомобильной компании, которую мы создали совместно с Борисом Соколом и товарищами. 

— Что было потом?

— Дальше я женился, и мы оформили в Туле еврейскую  общину, сами приобрели для нее  отличное помещение. Нашей общине больше 20 лет. Потом к ней пристроили синагогу. Получился настоящий общинный центр. Я был председателем попечительского совета общины, теперь же являюсь ее председателем.

— Как протекает жизнь в вашей общине, насколько активно она работает?

— В нашей общине протекает полноценная жизнь. У нас работают детские и молодежные программы, функционирует женский клуб. Проводим все праздники: религиозные, нерелигиозные. Раньше собирались в филармонии, по 200-250 человек, теперь стараемся уже собирать людей в общине. Например, Пурим мы отмечали в Дворянском собрании, это красивое и серьезное здание. В общем, совместное проведение важных еврейских мероприятий проходит у нас очень дружно и весело.

— А есть ли в общине какие-то проблемы, трудности? И как вы помогаете малоимущим?

— У нас есть общинные продуктовые программы: каждый месяц мы развозим нашим подопечным 150 специальных наборов. Отдельно  доставляем в дома нуждающихся питьевую чистую воду и картофель. Больших проблем нет, есть небольшие задачи, которые регулярно решаем. В основном, конечно, проблемы касаются подопечных общины, их личных нужд. Кому-то надо сделать операцию, кого-то отправить в больницу. Все эти дела мы решаем в текущем режиме.

— Часто ли бываете на родине, в Баку?

— Да, в Азербайджане я бываю часто. Иногда раз в год, иногда два. Летаю туда один или компанией. Многие родственники, конечно, уже давно уехали в Израиль, кто-то возвращается, кто-то нет. Мамины родственники — потомки раввинов из небольшого городка Варташена. Мой прапрадед был  главным раввином Варташена, его звали Шамаил бен Мухоил. В книгах  есть про это. Выпущено такое издание: «Край роз на подоле Шагдага», которое я  нашел на сайте Stmegi.com. Автор — Илья Ширин, житель США, ему уже 90 лет. Я звонил Илье в 2014 году, мы пообщались. В этой книге я нашел упоминания о своих прапрадедах. Мама мне рассказывала, что они были раввинами, и в этой книге  как раз идет речь о брате моей мамы, Иосифе. Моим прадедом был раввин Иватор, и, чтобы увековечить память прадедушки, мы взяли  фамилию Иваторовы. А вообще наш род носит фамилию Михайловых. Сейчас город Варташен называется Огуз.  Я посещал те места, был на старом кладбище  в Мюджи, где мой прадед служил раввином. Кладбище с трудом удалось сохранить.

— Расскажите про свою семью.

— У меня один сын, с женой мы познакомились в институте, учились вместе на строительном факультете. Мы много путешествуем, нашему браку почти 27 лет. Мечтаю стать дедушкой, женить сына. Когда бываем в Азербайджане, обязательно посещаем такие городки, как Куба, Варташен. Эти места нам очень интересны, мы берем с собой  родственников с детьми, объезжаем все на машинах. Например, предки моей бабушки были из Кубы, этот город был важнейшим центром горской общины. Раньше Куба называлась Еврейская Слобода, а потом ее переименовали в Красную Слободу. Там существуют кварталы, называющиеся в зависимости от того, из каких мест приезжали туда евреи. Работали в тех местах и семейные синагоги. Одну из этих синагог создала семья моих предков из Персии. 

— Есть ли у вас какие-то увлечения, помимо работы и общины?

— Очень люблю садоводство. Мои предки тоже занимались этим. Выращиваю цветы, виноград, яблоки, шелковицу, малину. Мои родственники из Дербента были виноделами.  Четверо сыновей и дедушка еще в 50-60-е годы возили вина на продажу в зауральский город Курган.

— Ерухом, за что вы любите свою работу?

— Люблю свою работу, за то, что результат ее становится виден очень быстро. Мы занимаемся автобизнесом, построили автосалоны с нуля, постоянно растем, развиваемся, меняемся в лучшую сторону. У нас есть благодарные клиенты, которые нам  доверяют. У нас 10 брендов только в Туле, плюс еще есть автосалоны в Калуге. Мы приобрели в прошлом году там пять дилерских центров.

— Как строится ваш рабочий день?

— Как в известной фразе из популярного фильма «12 стульев»: утром — бизнес, вечером — община (смеется). Утром делаю зарядку, и в 8.30 я уже на работе. «Автошина» — это работа, а община у меня для души. Пятницу и субботу я провожу в общине. В среду еще изучаю иврит, чтобы по шаббатам легко читать первоисточник. В общине работают разные уровни групп иврита: начинающие, средние, продвинутые. При этом нахожусь постоянно на связи. У меня есть помощники. И хочу добавить, что у нас очень хороший раввин, рав Шимшон.

— Тогда расскажите подробнее про вашего нового раввина.

— Раввин Шимшон приехал в Тулу работать совсем недавно, он буквально лишь полтора года находится с нами. До того раввином у нас был  Зеэв Вагнер. Нашему новому молодому раввину 32 года, у него трое детей, он очень образованный. Тульские евреи его полюбили, потому что он интеллектуал и очень строго все соблюдает. Это — здорово!

— Какие человеческие качества вы считаете главными в своем бизнесе?

— Что главное в бизнесе? Строгая обязательная дисциплина, соблюдение всех требований, которые нам предъявляют производители, а их очень много, и требования эти — очень серьезные! Мы работаем с марками «Ниссан», «Киа», «Шевроле», «Ауди», «Хендай», «Форд», «Фольксваген», «Мицубиси». Знать строение машин здесь необязательно. Для этого есть специалисты, есть директора салонов, а в нашем деле главное — учиться правильному управлению людьми, как нужно донести им то, чего ты от них хочешь. Постигать эту науку необходимо у самых сильных. Например, в Москве есть компания «Рольф», одна из первых в России, и мы постоянно у них обучаем весь свой персонал. С гордостью говорю, что наша компания входит в 30-ку крупнейших дилерских предприятий и автохолдингов России.

— Можете рассказать немного про город Сумгаит?  Это еврейское местечко?

— В Сумгаите  сегодня есть еврейская община и раввин. Раньше наших людей там было очень много. Сейчас поменьше.

— Есть ли какие-то отличия азербайджанских евреев от других представителей нашего народа, как считаете?

— Разумеется, есть. Евреи из Азербайджана отличаются от бухарских и грузинских, грузинские отличны от горских, от европейских евреев. Все отличаются. Евреи Азербайджана, по историческим данным, пришли из Персии лет 300 назад. 

Евреи Северного Кавказа, те, что из Нальчика, Грозного, — более жесткие. Мы — более мягкие. Обычно ведь ты немного впитываешь все то, что тебя окружает, как губка. Мы — дружелюбные и веселые, всегда приходим на взаимовыручку. С детства, еще при СССР, несмотря на все ограничения советского времени, мы трепетно соблюдали все еврейские праздники, ходили в синагогу. Во всяком случае, я застал такие времена.

— Недавно прошли осенние еврейские праздники. Какие из них ваши самые любимые?

— Больше всего люблю Суккот и Рош а-Шана. Суккот мы отмечаем обязательно в шалаше. Построили в этом году новую сукку. В этот раз она была кованая, с виноградными металлическими гроздьями и резными листьями, впервые наш шалаш был таким красивым. До этого сукка была очень маленькая. Суккот люблю еще и потому, что он всегда совпадает с моим днем рождения. Это очень хорошее время — наши длинные осенние праздники. Конечно, от этого немного устаешь, но все равно — так приятно.

— Посещают ли вас раввин Берл Лазар, Александр Борода, то есть, феоровское начальство?

— Да, раввин Берл Лазар был у нас трижды. Сначала на открытии, в 2001 году, когда мы еще размещались в старом здании, потом в 2012 году, когда мы  переехали в  новую синагогу и вносили Тору, а также в 2009-м, когда у нас проходил Госсовет. Это такое мероприятие, где собираются все губернаторы. Что касается Александра Бороды, то когда в  Туле строили Музей оружия, он принимал в этом непосредственное участие, доставив к нам американского архитектора, спроектировавшего интерактивную часть этого самого музея. Этот же архитектор создавал подобное в Еврейском музее в Москве. Затем Александр Борода приходил к нам на молитву, мы его кормили кошерными блюдами. Это было 3-4 года назад.

— Много ли евреев проживает сегодня в Туле?

— До революции здесь насчитывалось более 3000 евреев. Солдаты после 25 лет службы в царской армии переезжали  сюда, чтобы работать на оружейных заводах. Это началось в середине 19 века. У нас есть двухтомник, который мы издали именно на эту тему. Материалы издания собраны из архивных данных. Сегодня  в Туле проживает около 4000 евреев.

— Что-то новое собираетесь вводить в общине?

— В текущем режиме мы вводим в общине разные новые кружки. Увеличивается детский клуб, мечтаем собрать больше молодежи.  Сейчас у нас собирается около 25 молодых людей. Раньше они приходили раз в неделю, теперь чуть реже. У нас работают молодежные программы «Евростарс», «Таглит», когда молодые люди со всех городов России и СНГ путешествуют по Европе, плавают по Средиземному морю, впервые посещают Израиль.

— Какие еще интересные еврейские места есть в Туле? О чем можете рассказать?

— Считаю очень важным местом в городке старое еврейское кладбище, которое  находится на территории патронного завода. Его реставрируют последние три года, но этим занимается другая еврейская община Тулы. Кладбище постепенно восстанавливают. Могилы там старинные (самые ранние датируются 1850-ми годами), обрамленные очень красивыми коваными  надгробиями с балдахинами.

— Вы гостеприимный человек?

— Я люблю собирать людей на шаббат, в общине у нас обычно собирается по 35-40 человек. Приходят в основном люди среднего и старшего возраста. Молодежь бывает реже. У нас замечательные повара, которые нам готовят все кошерное, аппетитное  и очень вкусное. Основные продукты в общину покупаем в Туле, некоторую пищу, которой  нет в нашем городе, привозим из Москвы.

— Как переводится ваше красивое имя — Ерухом?

— Насчет имени не знаю. А вот мое отчество, Илизирович, означает «Б-г помог». Это, наверное, самое главное… (смеется).


Беседовала Яна Любарская

 


Похожие статьи