Жизнь, порой, непредсказуема и преподносит нам самые разнообразные сюрпризы. Именно так случилось и в судьбе Дона Хананаева, когда политический переворот в Азербайджане в 90-х годах заставил его спешно покинуть давно занимаемую и престижную должность директора крупного завода, а после — оставить еще и успешный бизнес, срочно бросить все свои четыре предприятия, несшие «золотые яйца», и уехать с семьей в Израиль. После освоения Святой Земли наш герой с женой и детьми приехал в Москву, где сегодня семья Хананаевых и проживает. Мы познакомились с ним в еврейской общине «Шамир» в московском районе Перово, куда Дон частенько заглядывает. Поначалу меня поразили слегка грустные и очень добрые глаза этого человека. Он рассказал, что прежний бешеный ритм его жизни, когда все время занимал лишь бизнес, сегодня сменился на спокойный и размеренный, в нем есть место и синагогам, и веселым еврейским праздникам, и неспешным прогулкам по улицам столицы, и обыкновенным земным радостям от хорошей погоды, и радужным мечтам и планам на будущее. Дон также уверен в том, что все люди — разные, в любой нации есть положительные и отрицательные персонажи, а судить о человеке нужно не по происхождению, а по внутренней порядочности и добрым делам.
Горский еврей Дон Нахумович Хананаев родился в Кубе (Красная Слобода) в интеллигентной семье. Его отец был инженером, заместителем директора НИИ, дедушка Дона, Лазарь Хананаев, родился в 1893 году, участвовал в революции, работал в военкоме, был председателем колхоза, во время войны заведовал пекарней. Вместе со своей женой, бабушкой нашего героя, Тури Хаимовной, они строго соблюдали все еврейские традиции, обычаи, кашрут, национальные праздники, так как горские евреи всегда свято чтут свои обычаи. Дон вспоминает с теплотой и нескрываемой радостью про свои детские походы в синагогу и инициатора этих регулярных посещений еврейского молельного дома, свою маму, очень верующую женщину, настаивавшую на соблюдении заповедей Торы и своими детьми. Все, что она готовила дома, считалось для ее отпрысков разрешенной, безопасной, кошерной пищей, мама очень следила за питанием своих детей. Прадедушка Дона Хананаева был раввином, его звали Пейсах раби Габриэль, работал он в Баку. Отец бывшего предпринимателя похоронен в столице Азербайджана, мама — в Израиле. На вопрос об участии его родственников в Великой Отечественной войне, наш герой сообщает, что дядя его матери не вернулся с поля брани, а дедушка хотел пойти на фронт, но его вернули назад и поручили заведовать пекарней. В родном Баку Дон в последний раз был в 2007 году, с мамой, и с тех пор — ни разу, особого желания пройтись по улицам детства у него сегодня тоже нет, отчего невольно возникают ассоциации со строчкой известных стихов Геннадия Шпаликова: «По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места…»
Однако вернемся в начало этой захватывающей истории некогда успешного предпринимателя Дона Хананаева. Наш герой учился в бакинской школе, а в 1967 году поступил в Бакинский нефтехимический институт, затем начал трудовую деятельность в качестве инженера-конструктора, потом стал главным инженером предприятия, а после — директором завода «Электроприбор». Но в стране начались тяжелые времена и вскоре всей дружной семье Хананаевых пришлось покинуть родные пенаты, так как обстановка в городе юности главного героя накалялась: «В Баку в 1990 году, после переворота, меня вынудили покинуть свою должность, сильно угрожали, и я ушел, открыв четыре успешных частных предприятия. Но работать мне не дали и там, только потому, что я не азербайджанец. Сказали прямым текстом, что еврей не может управлять в Баку заводами, заявив: «Скорее уходите, или убьем вас и вашу семью!»»
В 1994 году он срочно оформил все необходимые документы и уехал в Израиль, где и проживал с супругой и детьми до 1997-го. Год учил иврит в ульпане, заканчивал курсы по своей профессии, подтверждал диплом, получил статус профессора, работал инженером на заводе, а, приняв новое интересное и заманчивое предложение, отправился в Москву, где и находится с конца девяностых годов, когда вышел на службу к известному горскому еврею, Тельману Исмаилову, у которого трудился в группе АСТ до 2009 года: «Я считаю, что если мы упали с лошади, надо снова забираться в седло, никогда не теряя надежду и самое главное — верить в Б-га, в лучшую жизнь. Да, период девяностых годов тяжело и больно сказался на нашей семье, ведь прежнюю жизнь на заводе я вспоминаю, как веселые, благополучные времена… Наш товар был нарасхват, вместе с сотрудниками мы справляли дни рождения, радовались, веселились, умели много качественно работать и полноценно отдыхать, — ностальгирует наш собеседник. — После Москвы хотел снова вернуться в еврейское государство, но уже не получилось, остался тут…»
Адаптация в российской столице для детей Дона была непростой, потому что они уже привыкли к Израилю, с его традициями и обычаями, а потому, по словам отца семейства, первые месяцы пребывания в Москве, «ходили в шоке»: «На Святой земле мои ребята свободно все трогали в магазинах, и им никто при этом слова не говорил, а в московском магазине, продавцы на них за это сильно накричали, было сначала очень неприятно. Но постепенно все нормализовалось…» — объясняет многодетный отец.
У него родилось трое очаровательных продолжателей рода, и всех их верная и любящая супруга Дона, Надежда Юмутусионовна, воспитала настоящими и достойными представителями своего народа, которые соблюдают еврейские традиции и обычаи, уважают веру своих отцов и дедов. Хананаевы-младшие учились в московской еврейской школе Куравского, которой уже не существует. Старший сын закончил Государственный университет управления (ГУУ), работает, счастливо женился, а недавно подарил нашему герою одного внука. Дочка нашего собеседника, по профессии зубной врач, живет и работает вместе с мужем в Израиле. Младший сын только поступил в Институт государственной службы и управления (ИГСУ), и его настоящие успехи впереди.
Дон Хананаев говорит о том, что порядочность человека зависит от домашнего воспитания, а не от национальности, что отрицательные личности встречаются среди всех народов: «Мы отличаемся от других народов только религией, другой разницы я не вижу».
Сегодня он научился наслаждаться простыми радостями жизни, гулять, любуясь белым снегом или ярким солнцем, уделяя много времени воспитанию внука, но острое желание вернуться хотя бы в небольшой бизнес все же иногда не дает ему покоя: «Мечтаю открыть свой маленький продуктовый магазин, решаем этот вопрос на семейном совете. Скоро будем делать обрезание внуку. Стараюсь соблюдать все еврейские праздники и сегодня часто бываю в столичных общинах, как и мои родственники. Посещаем МЕОЦ, синагогу на Бронной, перовскую общину «Шамир», еврейский центр в Жуковке, где часто проводят свободное время мои дети. Целые дни нахожусь в основном в кругу семьи, много моих близких живет в Израиле, в Канаде, в США, в Европе. С ними мы общаемся по телефону. Если бы все они жили в Москве, то мы могли бы встречаться почаще, и нам было бы гораздо веселее!» — оптимистично завершает он свой рассказ.
Главное в этой истории, что наш герой, Дон Хананаев, сохраняет свой радужный, оптимистичный настрой, с уверенностью смотрит в будущее, полон надежд и планов, не опуская рук. И тут вспоминаются слова известного хасидского раввина Мендела Футерфаса: «Если ты потерял деньги, ты ничего не потерял. Деньги приходят и уходят. Если ты потерял здоровье, ты потерял половину. Ты уже не тот человек, что был раньше. Но если ты потерял свою решительность — ты потерял все».
Яна Любарская