|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

О связях курдских и горских евреев

О связях курдских и горских евреев

История евреев Кавказа интересна и занимательна, но, увы, недостаточно хорошо изучена. Если пройтись по историческим источникам с целью найти информацию о появлении евреев на Кавказе, то в них можно, лишь найти сведения, начиная с XVI века. Информацию, относящуюся к более ранним эпохам, обнаружить почти невозможно.

После публикации моей статьи о горско-еврейских раввинах Мизрахи ко мне обратился один из посетителей нашего сайта, Авнер Ханукаев, живущий в Германии. Он посоветовал мне написать статью о Давиде-Менахеме Алрое. Объяснив, что с его именем связаны первые документальные упоминания о евреев Кавказа в начале XII века.

В истории еврейского народа было немало выдающихся личностей, которые при жизни удостоились именования «машиаха», т.е. «мессии». Самые известные из них — Бар-Кохба и Давид Алрой, и их имена связывает одно: оба были предводителями еврейских восстаний. 

Родился Давид Алрой городе Эль-Амадия (ныне Иракский Курдистан). Его настоящее имя — Менахем бен Шломо Ал-Руйи. Он получил прекрасное по тем временам образование в еврейской академии Багдада. В народе его называли чудотворцем.

Давид Алрой — один из лидеров восстания евреев Курдистана 2-й половинй XII столетия. После учебы в Багдаде он  возвращается домой, где поражает всех своей ученостью — не исключая правителя города Зайн-Эддина. Увлеченный каббалистическими расчетами, он возомнил себя машиахом, призванным положить конец угнетению еврейского племени. То было время упадка халифата, и он счёл это удобным моментом для осуществления своих грез.

Давид обратился с воззванием к евреям Багдада, Мосула, и евреям-горцам Азербайджана, чтобы  объединиться и бороться против Багдадского халифата и затем предпринять поход на Иерусалим. Многие евреи действительно поверили ему и стали стекаться в его ставку со спрятанным под одеждой оружием. Для них появилась смутная надежда на возможность сбросить иго мусульманских правителей, облагавших евреев тяжёлыми податями (особенно тягостна была поголовная подать, которую должен был уплачивать всякий еврей с 15-летнего возраста).

Предание гласит, что вскоре Давида вызвал к себе для объяснений персидский монарх, и задал ему вопрос:

- Скажи, иудей, а точно ли ты мессия иудейский?

На что последовал утвердительный ответ:

- Да!

Тогда повелитель, смущенный наглостью еврея, приказал своим воинам немедленно заключить его в тюрьму для политических преступников на пожизненный срок. Но через три дня, когда царь сидел и беседовал со своими министрами и вельможами о возмущении против него евреев, вдруг перед его взором предстал Давид Алрой. Царь никак не мог понять, как это ему удалось высвободиться из тюрьмы без всякой посторонней помощи.

Тогда повелитель спросил:

- Кто тебя сюда привел, и кто освободил тебя, еврей?

На что Давид ответил:

- Моя мудрость и мое искусство! Это потому, что я не боюсь ни тебя, ни твоих слуг!

 Царь тотчас закричал:

- Схватите его!

 Но слуги отвечали:

- Да мы его не видим, но слышим только голос его.

  Когда правитель сам не мог надивиться мудрости еврея, Давид обратился к нему и сказал:

- Вот, посмотри,  я иду своей дорогой.

По выходе его сам правитель пошёл вслед за ним, а за ним отправились все его вельможи и слуги, и дошли до берега реки. Там Давид вынул свой платок, разостлал его на поверхности воды и стал на нем переправляться. В эту минуту все царские слуги видели, как он переплывал на платке реку, и погнались за ним в лодках, но не могли догнать и затем решили, что подобного ему чародея нет во всем свете. Монарх приказал опять поймать Давида Алроя, но тот сумел сбежать к восставшим евреям в Амадею. Тогда монарх стал грозить евреям своих владений полным истреблением, если они не выдадут ему дерзкого мятежника.   

Встревоженные этим положением лидеры еврейской общины Багдада всячески старались убедить Алроя отказаться от своих мессианских притязаний во избежание кровопролития. Представители еврейской общины в Мосуле, Заккой и Иосиф Барихан Алфалах, также обратились к Алрою с подобным увещанием, но все было напрасно. Наконец, губернатор Амадеи, Саиф аль-Дин, подкупом склонил тестя Алроя убить своего зятя во время сна. Что было исполнено, и восстание прекратилось, но султан всё равно продолжил преследование персидских евреев, и многие из них были вынуждены переселиться в более безопасное место —  на Кавказ.

В Азербайджане в течение длительного времени после разгрома движения Алроя существовало еврейское движение «менахемитов» — его последователей, продолжавших верить в его мессианское предназначение. Имя Давида Алроя и до сих пор весьма почитаемо курдскими евреями.

На западе Алрой стал широко известен благодаря историческому роману Бенджамина Дизраэли «Удивительная история об Алрое». Привычное для Запада имя Алрой возникло благодаря транскрипции с арабского, которую избрал Дизраэли.

Основные свидетельства о нем принадлежат Вениамину Тудельскому, который утверждает, что движение Алроя произошло за 10 лет до его поездки на Ближний Восток, то есть около 1160 года, и другому современнику событий — арабскому писателю из принявших ислам евреев Самуэлю ибн Аббасу. Несмотря на такую близость во времени, уже сведения Вениамина носят в значительной степени легендарный характер, и отличить достоверные сведения его биографии от мифов не представляется возможным. Однако достоверен факт об исторической связи между курдскими и горскими евреями, когда-то в далеком прошлом восставшим против багдадского халифата вместе с предводителем восстания Давидом Менахемом Алроем.

Похожие статьи