Азиз Сафанов — герой войны в Афганистане

Азиз Сафанов — герой войны в Афганистане

Афганская война, жестокая и кровопролитная, унесла миллионы жизней. Десять лет шла война, которая закончилась 15 февраля 1989 года, а споры о ней ведутся до сих пор. Но сколько бы ни спорили политики, историки и журналисты, войну не вычеркнуть из нашей истории и памяти. И мы будем помнить и чтить всех, кто участвовал в этой страшной войне. Хорошо, что сегодня у нас есть возможность из уст выживших услышать правдивые воспоминания о испытаниях, выпавших на долю молодежи 80-х.

Азиз Сафанов был на этой войне водителем. Он вспоминает о дороге, которая таила в себе множество опасностей. Дорогу минировали, обстреливали машины, за каждым поворотом ожидали засады. Одним из самых опасных участков была дорога прилегающая к «зеленке». А до Афгана жил себе в Дербенте еврейский паренек, родившийся 30 декабря 1960 года в многодетной семье Сафановых Рамбома Ханукаевича (1931 г.р.) и Ифрат Савиевны (1937 г.р.). Отец работал прорабом-строителем в винсовхозе Гергинский. А мама, будучи домохозяйкой, воспитывала четверых детей: дочь Риту и сыновей Эмануэля, Азиза и Ханоха. До призыва в армию, сразу после окончания восьми классов СШ №8 в 1976 году, пошел Азиз работать с отцом в винсовхоз, одновременно учился в школе ДОСААФ в Дербенте на водителя грузовых автомобилей. Сегодня Азиз Рамбомович — пенсионер по здоровью, живет в израильской Хадере. Диалог, который состоялся с моим героем, оказался по-мужски сдержанным, немногословным, что отнюдь не делает его менее значимым.

Азиз, расскажи, как ты попал служить в Афганистан?

Мне исполнилось 18 лет и в ноябре 1979 года меня призвали на службу в город Свердловск. После трехмесячных курсов в учебной мотострелковой части меня вместе с другими ребятами переводят в январе 1980 года в Афганистан, в инженерно-саперный батальон.

А когда ты узнал, что вас переводят в Афганистан?

В январе 1980 года в срочном порядке были сформированы мобильные подразделения для отправки в ДРА, там же все были оповещены о том, что направляются в город Термез в Узбекистане. Перед отправкой в ДРА был проведён инструктаж, и только тогда мы поняли, что нас ждёт, но даже тогда мы ещё не могли и представить масштаба всей трагедии Афганской войны.

Когда об Афгане узнали дома, родители?

Перед отправкой Я не смог дозвониться до дома, набрал телефон родственников, и через них сообщил эту новость.

Поддерживалась ли во время службы связь с родителями?

Связь была обычная, полевая почта.

О чем сообщали домой в письмах?

Ввиду секретности подробностей военных действий на начальном этапе, была введена военная цензура. Поэтому писал стандартные письма: всё хорошо, самочувствие отличное, питаюсь хорошо.

Как этот период пережили твои родители, семья?

Как могут переживать родители и семья, зная, что их сын и брат служит в чужой стране, где произошла революция (переворот)? Конечно, чувство тревоги не покидало семью в течение всей службы, родители не пропускали новости по ТВ, все время ждали письма и считали дни до того дня, когда откроется дверь и войдёт их сын живым и здоровым.

В каком городе ты служил, в какой части и какую нес службу?

Вначале проходил службу под Кабулом, был два месяца в карантине в резерве 40-й армии 108-й мотострелковой дивизии. Затем нас направили в сам Кабул, в 733-й отдельный батальон охраны и обслуживания в/ч 78864 (6 месяцев). Далее перевели в город Баграм, 108-я мсд, 271-й отдельный инженерно-саперный батальон в/ч 83596, несли усиленную охрану военных и административных объектов.

В каких боевых операциях ты принимал участие?

Так как я был водителем грузового автомобиля, принимал участие в автомобильных караванах через перевал Саланг, а также нес караульную и охранную службу.

Я много слышала о Саланге. Это слово в переводе означает «суровый». Каким был этот путь?

Каждый солдат и офицер, который побывал на Афганской войне, знает о Саланге. Это стокилометровая трасса, которая сжата горными вершинами и утопает в облаках и вечных снегах. И трёхкилометровый тоннель, соединяющий север Афганистана с его столицей, Кабулом. По этому пути мы доставляли продовольствие и боеприпасы. Именно на Саланге устраивали самые опасные засады «духи». Очень много солдат и офицеров погибло на этой дороге.

В каких условиях вы жили в Афгане?

Обмундирование не соответствовало климатическим условиям. Вода была большой проблемой, так как привычной для нас чистой воды не хватало. Привозили воду в 200-литровых бочках, часто пили воду из грязных водоемов. Нам выдавали таблетки для очищения воды, но и это не всегда помогало, поэтому часто страдали кишечными инфекциями. Вместо туалета — вырытая яма. Вместо душа — баня в палатке, к которой подавалась вода из машины. Так мы и мылись. Питание: сухой паёк, сухари, консервы из минтая. Позже — своя пекарня.

Удалось ли тебе избежать инфекционных заболевания во время службы в Афгане?

Да куда  без них? Перенес малярию, инфекционное заболевание кожи ног.

Было ли чувство страха, что оказался на войне и как с этим справлялся?

Как такового страха не было, отчасти от того, что ещё не понимали полностью картину происходящего, ну а дальше уже начинаешь привыкать, и всё происходящее становится обычным несением службы, к тому же всегда присутствовало чувство солдатского братства.

Что было самым сложным и опасным во время службы в Афгане?

Сложным? Наверное, прежде всего — остаться самим собой, не поддаваться страху и панике, хотя сейчас сложно ответить, что было сложно. Опасность присутствовала везде, каждый шаг был опасностью, каждый рейс, особенно через Саланг, опасность исходила от любого мирного афганца (от детей до старцев), потому что нельзя было предсказать их действия по отношению к нам.

В каком году ты демобилизовался?

Демобилизовался я в декабре 1981 года, а покинул Афганистан 4 января 1982 года.

О чем ты вспоминаешь после двухлетней службы в Афганистане?

Часто вспоминаю сослуживцев, с которыми прошёл этот путь, сам Афганистан, чувство, что эта война проходила на твоих глазах, не покидает.

Азиз, после Афгана ты вернулся к мирной жизни. Каким оно было, твое возвращение?

Устроился инструктором по вождению в школе ДОСААФ в Дербенте. В 1991 году женился, у нас родилась дочь Ифрат. В 1993 году вместе с семьей репатриировался в Израиль. Уже здесь, в Израиле, в 1998 году у нас родился сын Яков, который сейчас проходит службу в ЦАХАЛе. Сейчас я на пенсии.

Спасибо тебе Азиз за откровенную беседу, за воспоминания, которые нужны нам и нашим детям. Спасибо за мужество, которое позволило тебе с честью выполнить свой воинский долг. Спасибо твоим родителям, которые воспитали тебя и горды тобой. Но не только они горды, гордимся и мы вся наша еврейская община Дербента. Мы искренне желаем благополучия тебе и всей твоей семье. Мы никогда не забудем. Мы всегда будем помнить.  

Афганская война никогда не закончится ни для тех кто в ней участвовал, ни для матерей, жен и детей погибших. Наш долг — помнить о всех ветеранах, хранить память о погибших, которые мужественно, до конца стояли на защите интересов своей страны, не пощадив свои жизни, выполнили свой воинский интернациональный долг.

Беседовала Ольга Абрамова

Похожие статьи