Сара Гаврилова: война лишила нас семьи и счастливого детства

Сара Гаврилова: война лишила нас семьи и счастливого детства
Сара Гаврилова

День Победы 2018 года ознаменовался великим событием в Израиле, законодательством парламента были приняты две памятные даты 9 мая и 26 ияра. 

Жаль, конечно же, что до этого дня не дожили все участники и ветераны войны. Сегодня им на смену в День Победы выходят «Бессмертным маршем» их дети, внуки и правнуки.

В настоящее время по городам Израиля успешно действуют клубы для «Детей Шоа» (Катастрофы). Но вызывает удивление, что многие из тех, кто испытал на себе тяготы военной жизни в детстве, не могут получить официального статуса «Дети войны». Следует заметить, что к этому статусу относятся люди преклонного возраста - те, кто родились в 1930-х годах и до наступления долгожданной Победы 9 мая 1945 г. В большинстве своем, многие из них перешагнули уже 75 – летний рубеж своей жизни. Но не все имеют соответствующие льготы, а лишь те, кто жил во время войны в эвакуации или на оккупированной территории.

К сожалению, в список по распределению льгот от различных фондов, не попали люди, проживавшие в годы войны в районах, где не проходили боевые действия. Например, Азербайджан и другие страны СНГ. Хотя следует признать, что люди чьё детство пришлось на эти лихие годы тоже сполна испытали тяготы военного времени и познали долю безотцовщины.

Героиня моей статьи Сара, симпатичная пожилая горская еврейка, живет в г. Кирьят-Яме. Она ровесница начала Великой Отечественной войны, родилась 31 декабря в 12 часов 1941 г. в Азербайджане, в поселке Красная Слобода Кубинского района. Её отца Наума Мишиевича Гаврилова призвали на фронт в разгар Второй Мировой войны, когда дочери исполнилось всего месяц. Он погиб в 1942 г. в сражениях за освобождение Краснодара. Похоронен в этом городе на братском кладбище, где ему установлен памятник.

В 1943 году мать Сары - Ливго Давыдовна заболела тифом, из-за чего ее двоих детей вынуждены были отправить в детдом №19 г. Баку. Помог их устроить его директор - Изро Рабинович Давидов, он тоже был родом с Красной Слободы. Сара находилась там до 4 лет. Затем её с братом Рашбилем разлучили. В 1944 году с группой детей-сирот ее перенаправили в детский дом г. Краснодара. Она смутно помнит, как их перевозили. Помнит лишь танк, на котором увидела танкиста и хотела ему крикнуть в след: «Папа!»

По иронии судьбы девочка попала именно в тот город, который защищал её отец. Она помнит, как их номеровали в детдоме, её номер на руке был «525». По окончания восьмилетки, в 1958 г., уже девушкой, она вернулась в Баку. Ей хотелось жить рядом со своими соплеменниками, слышать напевную родную речь «джуури» и находиться среди родных и земляков. Она разыскала своего брата Рашбиля, который уже отслужил в армии. Затем узнала, что мать выжила после тяжелой болезни, и была очень удивлена этому событию. При встрече с ней - они обе плакали, хотя Сара не могла понять, почему мать так ни разу и не навестила её с братом в детдоме? — На это мать ответила сухо, мол, все время работала на мельнице, где даже заслужила звание Ветерана труда.

«Все братья отца», - с сожалением рассказывает пожилая женщина, - «а у него их было ещё трое, тоже не вернулись с войны. У них в Слободе была большая семья, но я так и не смогла разыскать до сих пор родню по отцовской линии».   

В 1958 г. Сара познакомилась с порядочным симпатичным юношей Натаном Абрамовым. Вышла за него замуж и подарила ему пятерых детей. Но в возрасте 45 лет стала вдовой. Она решила забрать к себе престарелую мать и заботиться о ней на старости лет. В 1993 году женщина вынуждена была репатриироваться в Израиль, хотя не хотела уезжать из Баку. Но времена были неспокойные, пошли угрозы, т.к. её часто принимали за армянку.

Так Сара вместе с матерью и детьми оказалась в Израиле. Живет в г. Кирьят-Яме. Активно участвует на всех мероприятиях клуба для людей золотого возраста. Её большой гордостью являются пятеро детей, 14 внуков и 4 правнука, в них счастье и цель её жизни.

Правда, дети живут с семьями в разных городах Израиля: старшая дочь Эльвира в Тират-Кармиэли, работает на заводе; вторая дочь Джульетта в Кирьят-Моцкине -воспитательницей в детсаду; сыновья: Самир – в полиции, Ихиил – охранником, живет в Лоде, и Виктор в Мурманске (в России).     

В настоящее время Сара Абрамова-Гаврилова по всем параметрам имеет полное право относиться к «Детям войны - Шоа», но, к сожалению ничего добиться не может. Её ровесники, хотя и не видели сиротского детства, получают все положенные льготы от фонда по эвакуации. А у нее остался лишь всего один документ - справка, выданная Наримановским районным Комиссариатом г. Баку, где сказано, что Наум Мишиевич Гаврилов, 1923 года рождения, был призван на фронт в 1941 году.                   

Дети-сироты Великой Отечественной войны по праву должны быть причисленны к жертвам войны, которая лишила их счастливого детства и родителей. По статистике в Советском Союзе во время войны появилось свыше полумиллиона детей-сирот. После окончания войны в Центральном адресно-справочном столе, находившемся в г. Бугуруслане Чкаловской области было поставлено на учет около двух с половиной миллионов советских детей-сирот. К концу 1945 г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывалось свыше 17 тысяч детей. В те годы широкое распространение получило создание детских домов при колхозах, промышленных предприятий за счет профсоюзов и комсомольских организаций. Как отмечается в книге «Евреи Кубы», только в азербайджанском городе Куба в те годы действовало три детских дома.

Во время войны многих детей, оставшихся без родителей, собирали комендантские патрули на улицах, на развалинах разрушенных городов и направляли в военкоматы. Дальнейшая их судьба была определена — они становились новобранцами в военных или морских школах и училищах.

В настоящее время выделение помощи детям - сиротам Великой Отечественной войны, наравне с теми детьми войны, которые получают помощь от различных фондов должно стать приоритетным. Это стало бы выражением высшей справедливости, исполнением священной обязанности и Святого долга перед ними. Ведь война лишила их не только родителей, но и счастливого детства. Их судьба была особенно трудна и горька, немало тяжелых испытаний выпало на их долю. И если есть возможность «компенсировать» и отдать должное, избегая дискриминации между людьми старшего поколения, это следует сделать.

- Мне 77 лет, - на прощанье говорит мне Сара, - но я до сих пор не могу забыть свое прошлое. Война лишила нас не только отца, но и нормальной семьи и детства. Уже нет в живых мамы и брата Рашбиля (он жил и похоронен в США). В настоящее время я живу одна, и стараюсь по возможности помогать нуждающимся. Этому меня научила жизнь – быть нужной людям! 

Автор: Хана Рафаэль

Похожие статьи