Ольга Бирарова: «Планирую и дальше развивать горско-еврейскую культуру в Израиле»

Ольга Бирарова: «Планирую и дальше развивать горско-еврейскую культуру в Израиле»

Сценарист Луис Найзер как-то сказал: «Человек, который работает руками — это рабочий; человек, работающий руками и головой — это ремесленник; но человек, который работает руками, головой и сердцем — мастер своего дела». Именно к этой категории людей относится и наша героиня Ольга Бирарова. Внимательная жена и мама троих детей, тактичная и спокойная женщина, является таковой лишь  до тех пор, пока ей не предстоит защищать тех, кому нужен «спасательный круг». В этот момент в ней моментально просыпаются необходимая напористость и пробивные качества, что позволяет Ольге настойчиво добиваться поставленных целей. Именно таким и должен быть настоящий общественник и борец за справедливость. Специально для портала STMEGI Ольга рассказала о своем пути в Израиль, о том, что предшествовало переезду, и как она решила заняться столь непростой деятельностью.

– Ольга, как и многие горские евреи, вы родом с Кавказа?

– Да, я родилась в Дербенте в 1971 году, моя девичья фамилия Израилова.

– Немного о предках. Ваши близкие участвовали в Великой Отечественной войне?

– Мамин отец, Сиин Шабатаев, воевал. Я видела его медали и помню, как выглядели ноги дедушки после тех страшных событий. Его ранило под Сталинградом в 1942 году и пальцы на ногах были ампутированы. После этого он был отправлен в госпиталь, а затем комиссован и отправлен домой. В мирной жизни дедушка работал на дербентском мясокомбинате забойщиком.

– Когда вы жили в России, где учились и работали?

– В детстве я увлекалась музыкой, получила начальное музыкальное образование по классу фортепиано. Росла в Махачкале, училась в средней школе №14, где было немало евреев, до 8-го класса, а 10-й класс заканчивала уже в 26-й школе города Махачкалы. После – отправилась в торговый техникум, а дальше работала в универмаге "Детский мир".

В начале девяностых у родителей начались трудности в Махачкале, и они вынуждены были перебраться в Израиль. Я последовала за ними и в 1993 году совершила алию. К тому времени я уже вышла замуж, в моей семье рос один ребенок, годовалая дочка. Можно сказать, ничего особенно интересного на Кавказе у меня не происходило, в отличие от новой жизни в Израиле.

– С чего начался ваш путь нового репатрианта?

– В Израиле мы сначала два месяца проучились в ульпане, потом изучали язык и параллельно работали. На Святой Земле мне сразу очень понравилось – открытые, доброжелательные люди с теплыми, приятными характерами. Пугала только местная жара, к ней мы были совсем не готовы. Приехав в еврейское государство, сразу купили квартиру, «встали на ноги», много трудились. В 1999 году муж открыл свой бизнес, мясной магазин в Хадере, а я работала с детьми до 2007 года. Потом пошла учиться на бухгалтера, закончила курсы и долго не могла устроиться на работу, так как без опыта никто брать не хотел, а нарабатывать стаж я имела возможность лишь в центре страны, в Тель-Авиве, но у меня были маленькие дети, поэтому сделать это было невозможно.  

– Как вы попали на общественную социальную работу?

– В 2011 году началась моя деятельность в кавказской общине. Принимала участие в общественной работе, в ассоциации «Медор Лидор», также в группе активистов из Хадеры под названием «Лайк». Провела там пять лет, занималась с детьми.

Все началось с того, что в свое время, когда мои ребята были маленькие, очень хотелось, чтобы они посещали разные кружки, учили языки и танцы, в общем, активно развивались. Но для таких семей, как моя, это было трудно по финансово-экономическим причинам, потому что внешкольные развивающие занятия для малышей в Израиле были очень дороги. Хотелось создать или найти какие-то субсидированные мероприятия, связанные с кавказской общиной, с нашими традициями, обычаями, национальными моментами: танцами, языком, культурой.

Именно с этого желания и началась моя общинная жизнь. Старт проекта прошел успешно, но далее мы постоянно сталкивались с различного рода проблемами. То нет места, где бы мы могли воплотить свои задумки в жизнь, то мешает отсутствие достаточной суммы, чтобы достойно реализовать наши идеи, да и желающих работать на общину было мало – люди не спешили посвящать свое время общественным мероприятиям.

Лет пять назад нам пришла мысль сделать большой праздник Пурим, шумно отметить его. Фонд «СТМЭГИ» выделил нам финансовую помощь, но мы хотели привлечь к этому больше разных организаций и людей. Обратились в театр «Рамбам», чтобы актеры поучаствовали в вечере с отрывком из спектакля. Режиссер Роман Изьяев, к сожалению, ныне покойный, на нашу просьбу тогда ответил, что это должна быть взаимопомощь и поставил условие, чтобы мы тоже помогли театру. Помощь с нашей стороны заключалась в том, что режиссеру для спектакля нужно было несколько человек в «массовку». Мы согласились сыграть в пьесе небольшой отрывок, и я привела в театр свою подругу, Ирину Абрамову. Вот так, с легкой руки Романа, мы какое-то время играли в театре, даже летали в Нью-Йорк, в Бруклин, на гастроли, по приглашению Виктора Абаева и при поддержке Германа Захарьяева. Позже в театре начались некоторые трения, и по этой причине, мы оттуда ушли.

– Как сейчас обстоят ваши дела?

– Три года назад меня пригласили на работу координатором для горских евреев и русскоязычных новых репатриантов в Хадере, где сегодня я занимаюсь с детьми тех, кто недавно совершил алию. Помогаю родителям и их детям решать разные проблемы с детскими садами, со школами, решаю  трудности и вопросы «бунтующих» подростков. 

Кроме того, я была директором культурного центра в Хадере, устраивала нашим подопечным  веселые концерты, поездки, увлекательные экскурсии. Отмечу, что для развития  этого детища, пришлось создать ещё одну ассоциацию, и тут нам помог уже упоминаемый Виктор Абаев. С группой активистов – Ириной Абрамовой, Мариной Симандуевой, Габи Нето, мы начали вести проект - "Товуши ор Шушан". Первым и крупным делом нашей компании стал большой праздник,  приуроченный к 2000-летию города Дербента. Были приглашены гости из дербентского горсовета, музыканты из Дагестана и Израиля. Вечер, к нашей радости, прошел на высшем уровне, собрав 900 зрителей! Это огромное количество горских евреев в одном зале!

Следующим проектом команды стал летний лагерь, на который ушло три месяца нашего тяжелейшего труда. Мы подбирали педагогический состав, покупали все необходимое для детей, занимались рекламой, составляли программу. Было трудно, но мы все преодолели, и нашу работу, связанную с сезонным досугом ребят, по достоинству оценили и дети, и родители. Все были в полнейшем восторге, но больше всего радовались мы сами, потому что справились с большим количеством задач, несмотря на все трудности!

В культурном центре регулярно проходили и литературные вечера, где гостями  были наши поэты, писатели, музыканты со всех городов Израиля, а ведущим культурных мероприятий – поэт Семён Гаврилов. Такие встречи любителей творчества проводились два раза в месяц, в теплой, дружеской обстановке. Поэты читали свои стихи, как на русском языке, так и на джуури, а затем зрители и авторы устраивали бурные дискуссии и обсуждения услышанного.

Я много помогала с организацией в стенах центра презентаций книг, проводила музыкальные вечера и праздники с развлечениями и угощениями. У нас шумно и весело проводили время целыми семьями, в теплом кругу деятелей культуры, политики, литературы, шоу-бизнеса, науки. Параллельно с работой в общине, мы с подругой Ириной Абрамовой приняли участие в постановке двух мюзиклов: "Мегилат Эстер" и "Богдановка".

– Случались  ли такие встречи горских евреев за пределами культурного центра?

– Конечно. Как я уже говорила, мы организовывали выездные экскурсии для взрослых и детей, познавательные  и развлекательные. Наши подопечные путешествовали по разным  городам Израиля с отличными экскурсоводами, знакомились с неизвестными  фактами истории страны. Также у нас активно работали курсы лезгинки для детей и взрослых, под руководством замечательного преподавателя – хореографа Александра Шахманова. Проводились уроки музыки, работал кружок "Умелые ручки" для ребятишек младшего школьного возраста. При финансовой поддержке Виктора Абаева и Германа Захарьяева, наша команда два года обеспечивала праздничными сертификатами и продуктовыми наборами малоимущие семьи города к праздникам Песах и Рош-а-Шана.

– Ольга, вы – тихий и деликатный, даже застенчивый человек, и для женщины это прекрасно! Но в общественной работе необходимы пробивные, жесткие личностные  качества и большая стрессоустойчивость. Как же вы справляетесь со всеми трудностями на этой должности?

– Если дело не касается лично меня, то поверьте, я – очень пробивной человек. Если знаю, что действую во имя интересов людей, ради общины, это заряжает меня дополнительными силами и смелостью, чтобы прийти и постучать в нужную дверь, объяснить, чего я хочу. 

– За что вы любите эту деятельность?

– Например, после нашего детского лагеря было очень радостно видеть эмоциональные отклики ребят. Мальчишки и девчонки потом подбегали ко мне в городе, обнимали и целовали, приятно было пройтись по улице. Помню, проводила кружки кондитеров, "Умелые ручки", вела танцы, устраивала спортивные соревнования, даже конкурс красоты, в общем, фантазировала, как могла, чтобы развлечь детей. Сегодня моя работа направлена на помощь не только джууро, но и общине русскоязычных евреев-ашкеназов. Кто-то помогает нам от всего сердца, но есть, к сожалению и те, кто ставит палки в колеса. Думаю, такие вещи делают люди внутренне неблагополучные, проблемные личности.

– Что помните о родителях? Как их зовут?

– Мама – Израилова Лея Гилядовна и папа – Израилов Исай Михайлович. Мама родилась в Дербенте, сейчас ей 69 лет, живёт в Хадере, уже на пенсии. Отец ушел в августе, в возрасте 72-х  лет, скоро будет годовщина. До болезни он всю жизнь проработал на Кавказе, на заводе радиотоваров, был одним из лучших фрезеровщиков, а мама трудилась в институте в Махачкале, секретарем. Они были простые люди, воспитали пятерых детей.

– Где черпаете силы для столь активной работы?

– Положительную, созидательную энергию набираю в путешествиях, очень люблю ездить по городам и странам. Свободное время провожу только за границей, пакую чемоданы сразу, как почувствую, что мне срочно нужны новые, бодрящие  ощущения и свежие эмоции. Обожаю колесить по разным неизведанным, не истоптанным башмаками туристов, регионам и местам, а также люблю навещать страны бывшего СССР. Наверное, потому, что знаю русский язык, объединявший нас когда-то, и благодаря этому, легче контактировать с людьми. Самое интересное – это посмотреть не обычные туристические достопримечательности, а забрести в места обыденной жизни местных граждан, тихо послушать, понаблюдать за ними. Именно там, уверена, и кроется самое поразительное и настоящее для ищущих путников. Была на Мальте, в Болгарии, во многих других точках земли. Одна из последних поездок случилась в Грузию – это необыкновенная страна с чистейшим воздухом, дивной природой, уникальными достопримечательностями и вкуснейшей кухней.

– Сколько лет вашим детям, как их зовут? Чем они увлекаются? Где работает супруг?

– Моей старшей дочери, Лее, 26 лет. Она – инженер, закончила колледж. Сын Сергей отслужил в армии пару месяцев назад, только собирается идти учиться. Выбрал для поступления серьезный факультет "Дипломатии и международных отношений". Для молодой страны, надеюсь, это будет востребованная профессия.  Младшей дочке, которую зовут Сара, 8 лет, она учится во втором классе, это моя отдушина. Обнять ее, посидеть, послушать ее щебетание – уже отдых. Муж, Вадим, занимается бизнесом.

– Какие планы на ближайшее время и что, на ваш взгляд, в вашей жизни сумела изменить историческая родина?

– Израиль помог понять, чего я хочу, к чему мне следует стремиться, и только лишь само это чувство, что живу на Святой Земле, мне очень помогает.  Знаю, что я там, где должна быть. Ни разу не пожалела, что приехала. Не думаю, что моим детям было бы где-то лучше, чем здесь. Надеюсь и дальше развивать нашу горско-еврейскую культуру, поднимать статус общины в Израиле. Многие тут, к счастью, сегодня стараются оказывать поддержку местным джууро, но все же очень хочется, чтобы наша общинная деятельность  в Хадере была поставлена на еще более профессиональные рельсы!

Беседовала Яна Любарская

Похожие статьи