|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Судьба архитектора

Судьба архитектора

Судьба каждого человека — это определенная совокупность происходящих в жизни событий, подразделяющая на его прошлое, настоящее и будущее. По мнению большинства, судьба человека определена с рождения. Но есть и таки люди, которые считают, что свою судьбу человек создает сам. По своей сущности, каждый человек является энергоинформационным существом и состоит из определённого количества энергии и вся его энергия несёт в себе различную информацию, состоящую из событий, прожитых человеком и эмоциональных реакций на эти события. Все это вместе называется личным жизненным опытом человека.

Психологи считают, что управлять своей судьбой способны лишь «успешные люди», т.е. те, у которых имеется достаточно высокий уровень энергетики. И поэтому у них практически всегда есть уверенность в том, что они на многое способны и могут многого достичь в жизни. Такой человек эмоционально очень гармоничен, поэтому он считает, что достаточно верить в себя и тогда все получится. Успешный человек в силу своей энергетики, способен рассчитывать на свои силы, знает, когда нужно отдыхать, а когда трудиться и, поэтому может в большей степени управлять процессом событий своей жизни. У него достаточно хорошо развита интуиция, поэтому практически каждое событие он может использовать как благоприятную возможность. Судьба такого человека складывается, в общем и целом, очень стабильно и его жизненный позитивный настрой позволяет ему успешно преодолевать возникающие на его пути трудности.

Вот с таким интересным, можно сказать, успешным человеком мне довелось недавно познакомиться по рекомендации его племянницы, актрисы театра «Рамбам» Гюльнары Давыдовой (Гиля Ильягу). Герой статьи «Судьба архитектора» — Абрам Яковлевич Абрамов, на встречу со мной прибыл с двумя увесистыми рукописями. Во время нашего общения он с интересом и охотно рассказывал мне о минувших днях своей жизни, и я сразу сделала вывод: судьба архитектора могла бы стать занимательным сюжетом многосерийного сериала.

Родился Абрам Яковлевич в 1938 г. многодетной семье в селении Ягикент Кайтакского района Дагестана. Его отец Яков был известным и уважаемым человеком на Кавказе. Талантливый поэт (писал на родном и кумыкском языках), его стихи вошли в альманах «Фольклор тати».  До революции он окончил в Кутаиси ешиву и служил раввином в синагоге до 1937 г. (Маджалис, Махачкала). Ветеран и инвалид (18 раз был ранен) войны Яков Абрамов прошел дорогами Второй Мировой войны (с 1939 по 1946 гг.), имел множество наград. Скончался от ран в 1966 г., похоронен в селении Маджалис.

Когда отца забрали на фронт, семья Абрама (он, мать и четыре сестры) переехали жить в селение Маджалис. Вернулись в Махачкалу 1947 г., лишь когда отец вернулся с войны. А. Абрамов с отличием окончил школу, после чего поступил в 1961 г. в Дагестанский государственный университет на строительно-технический факультет., где получил диплом архитектора.

«Я с детства был любознательным, — вспоминает он, — очень любил читать и учиться. Во время каникул всегда плакал, не хотел прерывать учебу. С четвертого класса учителя просили меня иногда заменять их в младших классах. А в 9 классе уже приглашали меня проверять экзаменационные работы выпускников нашей школы».

По распределению выпускник ДГУ был направлен в  г. Наманган Узбекской ССР на строительство одного из самых крупных комбинатов в мире по выпуску костюмных и шелковых тканей. На комбинате работало 10 000 человек в две смены. Это предприятие было задействовано совместно с Францией, откуда приезжали специалисты по технологии выпуска текстильной промышленности. Они же привезли с собой и специализированное современное оборудование. По окончании строительства А. Абрамова назначили главным инженером ПМК строительного треста. 

«Вся моя жизнь связана со строительством. У нас в университете был прекрасный педагог, профессор Иосиф Абрамович Гольденштейн, который приезжал читать лекции из Москвы. Мне хорошо запомнились на всю жизнь его слова: «Самое главное, что необходимо в жизни человеку – это крыша над головой и крепкое здоровье». У меня в те годы была стабильная интересная работа с высоким окладом (360 рублей). Но пришло время, и я понял, что меня сильно тянет домой, к семье. Ведь я был единственным сыном, мать и сестры постоянно просили вернуться. Все изменилось в один миг из-за стихийного бедствия, когда в 1970 г. Дагестан  потрясло разрушительное землетрясение. Тогда я решил обратиться к секретарю ЦК КПСС Узбекистана с просьбой о помощи Дагестану. Отметив, при этом, что я верой и правдой служил вам три года и построил здесь устойчивые от землетрясения несколько объектов, а сейчас у меня на Родине произошло стихийное бедствие и хотелось бы помочь своим землякам. Меня не хотели отпускать, но видя, что мое мнение непреклонно решили отправить меня на Кавказ с гуманитарной помощью от республики Узбекистан. Вот так я вернулся домой с целым поездом, вагоны которого были загружены строительными материалами, машинами, трактора и бульдозеры. Меня сразу же назначили ответственным за строительство нового района пригорода г. Махачкалы, который так и назвали посёлок «Узбекистан». Мы выстроили там 40 жилых домов, а также построили школу, два детсада, поликлинику, ресторан «Узбекистан» и дом культуры».

С 1973 по 1976 гг. он работал инструктором дагестанского обкома партии по строительству. Впоследствии на разных руководящих должностях на строительных предприятиях: начальник СМУ, начальник ПМК, главный инженер строительного треста, зам. начальника республиканского дорожно-строительного управления (на протяжении девяти лет). После развала советской империи Абрам Яковлевич переезжает с семьей в Москву, где работал с 1990 по 1994 гг. в Главке благоустройства РФ (здание располагается на Арбате).

Совершив алию в Израиль в 1994 г., Абрам Яковлевич, несмотря на то что ещё не владел достаточно хорошо ивритом, сразу же был принят на работу по специальности. Богатый опыт горско-еврейского архитектора как нельзя кстати пригодился для развития города Ор-Акивы. В этом городе он спроектировал два дома культуры: «Гейхал а-Тарбут» и «Наор», четыре детсада, несколько домов в новом районе Орот-Арука и даже самую большую и красивую микву синагоги в районе Орот. Его архитектурный талант вскоре стал известен всему Израилю. За 24 года после репатриации он спроектировал:

- 2 двадцатиэтажных жилых здания в Тель-Авиве, в районе площади Израиля;

-  в г. Герцлии – 6 домов 24-этажных, к двум из них был построены два бассейна (для взрослых и детей);

- в г. Бат-Яме – 3 дома девятиэтажные дома;

- по городам Израиля по проекту А. Абрамова было спроектировано шесть супермаркетов «Космос».

Несмотря на пенсионный возраст (недавно он отметил 80-летний юбилей), Абрам Яковлевич продолжает работать, берет частные заказы, а в свободное время занимается литературным творчеством. В настоящее время он работает над созданием своей третьей книги. Ему нужна помощь в издании первых двух книг, т.к. текст написан от руки, и его надо набрать на компьютере, и ни одно издательство не соглашается их издавать. В своем творчестве, он в основном, затрагивает события прошлых лет жизни евреев Кавказа. Хотя следует заметить, что у нас немного литераторов, освещающих эту тему. 

Абрам Яковлевич с гордостью рассказывает о своих трех сыновьях, внуках и правнуках. Четверо из его внуков проживают в Москве. Двое его сыновей получили высшее образование в столице Дагестана. Старший сын Игорь окончил тот же строительный факультет, что и его отец. Ныне он проживает с семьей в Петах-Тикве, работает в муниципалитете начальником отдела инженеров. Средний сын Геннадий живет с семьей в Москве – он выпускник Дагестанского педагогического института, работает преподавателем английского языка. А младший сын Ян окончил московский экономический институт, он проживает с семьей в одном городе с родителями.

Абрам Яковлевич — заботливый отец и муж, он также с гордостью рассказал о своей верной спутнице жизни Светлане Марковне, с которой прожил более 50 лет вместе. Она тоже была уважаемым человеком в столице Дагестана. Более 30 лет работала старшей медсестрой детсадов Дагрыбпрома и была одним из лучших медработников республики. Когда в советское время в Дагестан из столицы СССР приезжали с проверками от министерства здравоохранения инспектора, то всегда первым долгом их направляли к Светлане Абрамовой. В те годы детсады, которые курировала она, считались образцовыми.

Жаль, что рамки статьи ограничены, ведь в кратком материале невозможно описать всю биографию человека. Надеюсь, что в ближайшее время Абраму Яковлевичу удастся издать свои три книги и нам, читателям, можно будет узнать подробнее о судьбе заслуженного горско-еврейского архитектора.

Похожие статьи