|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Гершон Ханукаев: «Готов к подвигу в любую погоду»

Гершон Ханукаев: «Готов к подвигу в любую погоду»

Представители «мужественных» профессий круглосуточно обеспечивают безопасность жителей своей страны. Они входят в зону риска, т.к. стоят на передовой и не всегда могут поведать даже близким родственникам, с чем сталкиваются во время своей непростой, но столь важной работы. Военные, полицейские, медики и пожарные — вот, пожалуй, небольшой список профессий, связанных с постоянным риском. С представителем последней из перечисленных профессий — израильским офицером пожарной службы Гершоном Ханукаевым — мне недавно удалось познакомиться по рекомендации его мамы Татьяны. Она начала свой рассказ со знаменательного дня, когда сам министр обороны на праздничной церемонии у Стены Плача в Иерусалиме удостоил её сына звания офицера и наградили медалью и грамотой «За мужество».

Г. Ханукаев оказался симпатичным молодым человеком, прекрасно владеющим русским языком. Он с удовольствием согласился на интервью и ответил на несколько вопросов.

- Гершон, расскажи, пожалуйста, немного о себе. У тебя такое звучное еврейское имя, но я думаю, при рождении тебя нарекли иначе…

- В Дербенте, откуда мы родом, меня звали Григорием, но здесь, в Израиле, оно оказалось труднопроизносимым, и я взял себе имя Гершон. Так что дома меня называют Гришей, а для сослуживцев-израильтян я Гершон. Мне посчастливилось родиться в образцовой семье Александра Ханукаева и Татьяны Евдаевой (девичья фамилия мамы). Для нас с братом Марком наши родители являются примером. Именно благодаря им мы смогли успешно адаптироваться в Израиле, получить высшее образование, хорошую работу и обзавестись семьями. У меня замечательная дружная семья: очаровательная супруга Марина и прекрасные обожаемые детишки: два сына и две лапочки-дочки. В Дербенте до иммиграции (1993 г.) мы проживали напротив синагоги «Келе-Нумаз», на улице имени Таги-Заде (ранее называлась «келе-куче – большая улица»). До репатриации я успел окончить девять классов средней школы №115, а также музыкальную школу по классу фортепьяно.

- По отцовской линии ты принадлежишь к знаменитому роду Ханукаевых, что тебе известно о своих предках?

- Я с гордостью могу сказать, что в 1904 году моими предками Ханукаевыми была выстроена огромная и красивая синагога «Келе-Нумаз». Её фундамент был заложен моими прадедом Шамоилом и его братьями, которые в начале XIX века считались обеспеченными людьми и имели купеческое звание. Но с приходом советской власти были вынуждены добровольно отказаться от всего нажитого богатства в пользу государства, чтобы их семьи не сослали в Сибирь.

- Ты прибыл в Израиль в подростковом возрасте и, видя с какими трудностями сталкивались представители родной общины, оглядываясь назад, что можешь вспомнить о том непростом времени?

- Конечно же, в первые годы было нелегко, особенно нашим родителям и людям их возраста. В отличие от них, молодежь легко адаптировалась, но людям среднего и пожилого возраста было сложнее, ведь у них там «до» остались лучшие годы, замечательные друзья и привычный уклад жизни. Только сейчас в свои 40 лет (им тогда было столько же) стал осознавать, через что же им пришлось пройти, начиная жизнь практически с нуля. Хотя и нам, подросткам приходилось непросто, ведь мы тоже оставили там, на Кавказе наши улицы, дорогих сердцу друзей и родную школу.

В России мне оставалось всего один год до получения аттестата, но здесь пришлось проучиться для этого два года. Учился в средней школе «Хаклаи» в Пардес-Хане и прошел как все олим ходашим сполна все тернистые препятствия абсорбции.

В 1996 г. получил багрут (аттестат зрелости) и через пару месяцев был призван на воинскую службу, проходил её в пограничных войсках ЦАХАЛа. В армии я получил не только хорошую закалку, но и окончил пару курсов во время службы. На курсах командиров я проучился полгода. И по окончании их сразу же получил назначение в святой город Хеврон, где похоронены еврейские праотцы: Авраам, Ицхак и Яков. Это место считается горячей точкой: спорной как для евреев, так и для арабов. Служба была не из легких, но интересной и занимательной. Три года прошли незаметно, и когда пришло время демобилизовываться, я начал всерьез подумывать о дальнейшем будущем.

Пока я обдумывал, куда идти учиться или работать, и наводил справки, мне на глаза в газете попалось заманчивое объявление о призыве в пожарный отряд. Сразу же «загорелся» идеей пройти собеседование, хотя друзья и родные утверждали, что эта работа «и опасна, и трудна». Но я твердо решил, что она интересна и важна.

- Гершон, а можно подробнее рассказать о своей важной и столь «крутой» работе…

- Говоря о нашей профессии, следует заметить, что название «пожарник» — это разговорное наименование работника пожарной охраны. Название «пожарный» употребляется в значении «боец пожарной команды» и считается нейтральным. А слово «пожарник» — просторечным. Но самое главное в нашей профессии — это своевременно прийти на помощь людям. Этим я занимался и прежде, проходя воинскую службу в армии. Пожарная служба Израиля «Кабаут ве ацала» больше напоминает американскую спасательную службу «911». Правда есть у нас одно различие: в Израиле медпомощь отделена от спасательной помощи. А в России, как мне известно – это две разные части: спасательная МЧС и служба пожарных.

- Интересно было бы заглянуть в ваши реалии и окунуться в будние дни службы пожарной команды…

- Треть нашей жизни проходит на работе, где мы одной дружной командой работаем и учимся. Проработав сутки, получаем положенный отдых — 48 часов. Хотя для нас, офицеров, рабочее время ничем не ограничено. В случае ЧП могут вызвать в любое время дня и ночи.

Со временем, уже находясь на этой службе, начинаешь осознавать, что пожарный — это не профессия, а особенное состояние души, которая никогда не черствеет. Мы всегда готовы к подвигу: в любое время дня и ночи, в любую погоду, в любом настроении. Готовы прийти на помощь и спасти человека, совсем не задумываясь о последствиях, хотя они порой могут быть самые плачевные. Для пожарного эти качества очень важны. Бывают моменты, когда у нас совершенно нет времени на раздумье, необходимо в тот же час принять верное скоропалительное решение, и незамедлительно вступить в схватку с огнем. При этом зная и понимая в подсознании, что ты можешь и не вернуться, проиграть это сражение с огнём. И это состояние не описать словами, потому что мы оставляем за собой свои семьи: жену, детишек, родителей. Иной раз с утра выходишь на смену из дому и закрадываются предательские мысли, что просто можешь не вернуться и не увидеть эти улыбки родных, не услышать эти голоса, не взглянешь в эти добрые и наивные глазки своих птенчиков. Но приходит осознание, если не я, то кто же? Ведь я сам выбрал эту профессию. Для нас, спасателей, чужой беды не бывает.

- Учитывая аномальную жару этого лета, задумываешься ли о том, как же вам удается в этих тяжелых доспехах — в форме, с противогазом и другими приспособлениями нормально работать?

- Безусловно, при температуре выше 35 эти пожарные доспехи не очень-то комфортны, но, к счастью, они имеют защитные функции. Нам приходится тушить пожары не только домов и зданий, но и поезда, самолеты, корабли, автомобили, заводы и леса. И к каждому пункту отдельный и особенный подход. Представьте себе, сколько же в голове нужно уместить, чтобы быть специалистом и всё это знать и учить. И с каждым разом новый прогресс, новое оборудование. Сложности в спасательной работе возникают во время дорожных и производственных аварий. Спасательные работы на высоте ведутся со специальным оборудованием по скалолазанию. Иногда происходят и комичные ситуации по спасению домашних животных. Порой над нами люди даже смеются, когда целый взвод пожарников спасают кошек.

- Профессия спасателя требует выдержанности, организованности и терпения. Скажи, пожалуйста, Гершон, с вами работают психологи?

- Да и регулярно. Пожарные также проводят спасательные работы при наводнениях. Два месяца тому назад весь Израиль потрясло ужасное событие, когда в пустыне под Иерусалимом погибли 10 подростков. Это очень страшная и грустная картина, когда сталкиваешься с таким явлением и чувствуешь себя проигравшим перед стихией. Хотя ты порой осознаешь, что сделал все возможное. На работе пожарные постоянно сталкиваются с человеческим горем, будь то печаль погорельцев из-за испорченного имущества, или скорбь по погибшим. Нелегко стоять рядом с матерью, только что потерявшей единственного ребенка, и осознавать, что, может быть, именно от тебя, от твоих действий зависела жизнь маленького человечка. Без железных нервов в этой профессии уж точно не обойтись, но об этом отдельный разговор. Каждому спасателю полагается несколько встреч с психологом в месяц. Мы, офицеры, являемся также инженерами-строителями, ведь необходимо оценить, стоит ли заходить в объятое пламенем здание. А также и медиком, оказывающим первую помощь пострадавшим. Плюс ко всему хорошо знать химию и физику. Одна из областей, за которую израильские пожарные отвечают: химические вещества при горении. Я специалист и ответственный по этой области в нашем округе.

- Как мне известно, ты принимал участие в тушении крупнейшего пожара в истории Израиля на горе Кармель…

- Это стихийное бедствие 2 декабря 2010 года мне запомнилось надолго. Пожар, охвативший лес на горе Кармель продолжался 82 часа. Сильнейший пожар не только унес человеческие жизни (погибло 43 человека), но и уничтожил десятки зданий, выжег тысячи гектаров леса. Стена огня находилась всего в сотне метров от стен тюрьмы «Дамон». Автобус, на котором должны были эвакуировать заключенных, оказался со всех сторон окружен пламенем и попал в огненную ловушку.

По дороге мы уже осознавали куда едем, что это серьезное происшествие. В новостях уже сообщили о пострадавших. Было впечатление, что весь север Израиля горит. В этот день скорость ветра достигала очень сильных масштабов. Но мы никак не могли себе представить эту картину по прибытии на место. Невозможно забыть картину: на склоне горы полностью сгоревший автобус с людьми. Автобус оказался со всех сторон окружен пламенем и загорелся: люди, находившиеся в нем, задохнулись и сгорели заживо. Несколько метров от автобуса стопка трупов лежавших один на другом, видимо людей защищавших друг друга прикрывая и сожженных до пепла – беспощадный огонь просто пронесся через них унесся их с собой. В этот момент невозможно сдержать слезы: смотришь вверх и спрашиваешь у Всевышнего: за что? И не понимаешь, как такое возможно…

Это был пожар, невиданный по мощи, по количеству жертв, по величине экологического и экономического ущерба. История нашей страны пополнилась еще одной печальной страницей. Я отдаю честь всем службам безопасности и мы все вместе скорбим о павших в этот день каждый год. Хочу пожелать, чтобы никогда наша страна не знала таких горестей и чтобы все мы были в безопасности и здоровы!

 

Похожие статьи