|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Молодой историк Алиса Абрамова: Я верю в ценности еврейской семьи

Молодой историк Алиса Абрамова: Я верю в ценности еврейской семьи

Среди представителей горско-еврейского народа не так уж много историков, изучающих его историю. В их числе можно назвать Игоря Семенова, Юрия Мурзаханова, Лию Микдаш-Шамаилову и Михаила Агарунова. Недавно мне удалось познакомиться с симпатичной девушкой Алисой Абрамовой — научным сотрудником Института изучения еврейских общих имени Бен-Цви. В настоящее время она работает над диссертацией по теме «Горские евреи на Северном и Восточном Кавказе в период 1840-1991 гг.». От нее я узнала немало интересного.

- Алиса, все мы родом из детства, мне известно о том, что твое детство прошло в Азербайджане, скажи, пожалуйста: что тебе запомнилось из того времени? И как начиналась адаптация вашей семьи на исторической родине?

- Мы иммигрировали в Израиль, когда мне исполнилось девять лет. Но из Азербайджана нам пришлось переехать, когда мне было три года. Мы часто возвращались в гости, особенно летом, со всей семьей, всеми дядями и тетями, двоюродными братьями и сестрами.  У меня остались прекрасные воспоминания детства о доме моей бабушки в селе Ивановка. Я помню, как моя бабушка работала в огороде и пекла лаваш в тандире.

В Израиле я прошла все этапы нелегкой абсорбции олим-хадашим: учеба в школе, служба в армии, студенчество. В настоящее время являюсь докторантом Бар-Иланского университета. Я начала соблюдать еврейскую традицию шесть лет тому назад с желанием познать еврейскую мудрость и тому, как она бесконечна. Недавно я принимала участие в конференции Высшего института Торы университета имени Бар-Илана. В моей лекции была рассмотрена связь между религиозной идентичностью и этнической принадлежностью горско-еврейского народа.

- На формирование личности каждого человека большое влияние оказывает его окружение, в первую очередь семья. Как историк, представляющий молодое поколение горских евреев, что ты можешь рассказать о своей родословной?     

- Моя семья со стороны матери и со стороны отца ширванские евреи. Они родом из села Мюджи-Гафтаран Исмаиллинского района Азербайджана. ‏С материнской стороны: мои дедушка и бабушка Азар и Истир Михайловы вместе с восемью детьми в 1970-х годах переехали из Мюджи-Гафтарана в село Ивановка. Это было соседнее село русских молокан, которые всегда дружелюбно относились к евреям. Со временем я обнаружила, что евреи оказали большое влияние на образование жителей этого села и были одними из важных и известных деятелей в Ивановке. Одним из них был брат моей бабушки Нисон Шамаев, он был директором ивановской школы в течение 30 лет. А семья со стороны моего отца: дедушка и бабушка Ифит и Люба Абрамовы и их восемь детей были очень трудолюбивыми и предприимчивыми людьми. Они занимались бизнесом: животноводством, виноделием, пчеловодством. 

Мои родители, Надир и Ольга, поженились в 1987 году и сразу же переехали в Баку, где я и появилась на свет в 1988 году. Мой отец начал работать в ремонтно-строительной сфере, но спустя два года ситуация в Азербайджане стала накаляться из-за Карабахской войны, и многие наши родственники перебрались столицу Казахстана Алма-Ату, чтобы там спокойно жить и работать. Так поступили братья моего отца и он сам. Наконец, в 1997 году, когда мне исполнилось девять лет, мы отправились в Израиль.

- Алиса, обучаясь на первую степень в университете, какую специальность ты выбрала? И как дальше продвигалась твоя научная карьера?

- На первую степень я поступила учиться на факультет политических наук и коммуникации в университет Ариэля. Во время обучения в вузе я стала понимать, что передо мной открывается весь мир. На третьем курсе мне предложили стать научным сотрудником доктора Эйяла Левина. Он активно подталкивал меня продолжать учебу на степень магистра и развивать академическую карьеру.

Поначалу я хотела заняться международными отношениями. Но потом решила писать магистерскую работу о горских евреев в Израиле. Конечно же, было нелегко, но после защиты диплома на степень магистра я решила поступать на докторат в Университет имени Бар-Илана.

- С кем из видных израильских и наших горско-еврейских историков тебя довелось сотрудничать, работая над темой «Горские евреи на Северном и Восточном Кавказе в период 1840-1991 гг.»?

- Моя исследовательская программа по данной теме была одобрена Академическим комитетом Университета Бар-Илан. Мои руководители/ведущие: профессор Ярон Харел (историк и глава Израильского исторического общества) и профессор Дан Шапира (востоковед, занимающийся народами региона). Профессор Дан Шапира вёл исследования по Османской империи, Ирану, меньшинствам на Ближнем Востоке, курдам, армянам, хазарам, этносам Центральной Азии. Он также провел несколько исследований по горским евреям. Он обладает очень широкими познаниями о народах региона и их языках. Мне нужно было найти руководителя для докторской диссертации из израильской академии. Я слышала некоторые его лекции и почувствовала, что он человек, ищущий правду и точность. Поэтому я обратился к нему. Профессор Ярон Харель исследует вопросы политической, социальной и культурной истории евреев в исламских странах в современную эпоху. Он опубликовал несколько книг и десятки статей в Израиле и за рубежом о еврейских общинах Сирии, Ирака, Курдистана, Йемена, Бухары, Греции, Ливана, Палестины, Египта, Османской империи. И получил ряд престижных наград.

К сожалению, мне ещё не удалось активно сотрудничать с горско-еврейскими историками. Я встречалась и консультировалась со многими нашими учёными и деятелями культуры. Я была бы рада быть на связи с нашими историками и лидерами общины, чтобы поделиться будущими академическими проектами, которые у меня запланированы. Мне известно о том, что есть круги образованных горских евреев, которые организуют различные культурные мероприятия по городам Израиля, а также за рубежом, особенно активно в столице России. У меня немало идей, и я часто пыталась обратиться к сотрудничеству к компетентным лидерам общины. Честно говоря, израильская академия очень требовательна, но стремлюсь быть добросовестным исследователем.

- Алиса, если ты занимаешься изучением истории родного народа, то тебе познавательно было посетить исторический ареал обитания горских евреев. В частности, побывать в местах, откуда родом твои предки…

- Ровно месяц тому назад я вернулась из турпоездки по Азербайджану. И в настоящее время готовлюсь к своей следующей поездке, примерно через пару месяцев. Я побывала в исторических местах проживания в прошлом горских евреев. Было интересно снова увидеть все эти места.  

- Роль горско-еврейской женщины в иммиграции разительно отличается от ее роли на Кавказе. Заметно, как многие наши женщины за 20-40 стали более похожи на местных женщин и ценности семей горских евреев совершенно переменились.

- Я верю в ценности еврейской семьи. У горских евреев семья всегда была в центре всего. С тех пор, как я начала соблюдать заповеди Торы, смысл идеи создания своей семьи вырос потому, что я поняла общую картину. Семья играла важную роль в еврейской истории, и через семью иудаизм выжил и преуспел в переходе из поколения в поколение.

Сегодня мы живем в модернизированном мире, где помимо создания семьи есть место для личного развития мужчин и женщин. Кроме того, женщины получили права и место в общественной сфере. Все получают от этого выгоду. Потому что невозможно создать цивилизованное общество из того места, где человек чувствует себя подавленным. Это не здорово, это не означает, что все женщины должны работать или развивать карьеру. Но важно, чтобы женщины не теряли своей ценности и личного удовлетворения. Женщина не предназначена для украшения, это не подход иудаизма к женщине, у нее важное обязательство в человеческом обществе.

- Спасибо тебе, Алиса за лаконичный ответ о горско-еврейских женщинах. Интересно было бы узнать твое мнение и о нашей молодежи…

- На мой взгляд, горско-еврейская молодёжь сегодня переживает очень важный процесс, это желание вернуться к чувствам гордости, стремление задавать вопросы. И они к тому же пытаются восстановить связь с народными обычаями и своими корнями. Не секрет, что интеграция горских евреев в Израиле была нелегкой. Когда родители испытывали трудности иммиграции в самых разных областях, их дети в течение очень долгого времени были смущены. С одной стороны, стояло желание принадлежать к израильской культуре, с другой стороны стояли: традиция и ценности родительского дома. Молодые люди часто чувствовали, что хотя им удаётся немного интегрироваться, их культура с Кавказа все ещё находится за пределами израильского общества.  Эту тему я рассматривала в рамках магистерской диссертации. Я была удивлена, когда после того, как представила тему, и другие сефардские израильтяне подошли ко мне после лекции и сказали, что у них схожие чувства, и они также испытывают до сих пор подобное по отношению к их этническим традициям. Это меня весьма удивило потому, что эти люди — сабры, уже третье и четвёртое поколение в Израиле. 

Сегодня израильское общество находится в процессе возвращения к своим этническим корням. И этот процесс достигает всех областей, будь то кино, театр, поэзия, литература и особенно гуманитарные науки. Недавно я была на конференции, на которой выступал уважаемый историк профессор Ярон Цур. Он говорил о сокращении роли гуманитарных наук в израильском обществе, и подчеркнул, что есть одна область в гуманитарной науке, которая процветает, и это — исследования еврейских общин.

Мне очень хотелось бы видеть больше активности молодых горских евреев в этой области, как это происходит и в других общинах Израиля. Надеюсь, что когда-нибудь мы сможем отразить ценности горских евреев, такие как гордость, честь, мужество и лояльность, и выражение всего этого в нашей культурной традиции.




Похожие статьи