|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Этническая идентификация татов и горских евреев в национальной политике Российской империи и СССР

Этническая идентификация татов и горских евреев в национальной политике Российской империи и СССР

Представители горско-еврейского народа, и особенно молодое поколение, практически мало знакомы со своей историей. По всей вероятности, причина этого в том, что история малых народов Российской империи, да и Советского Союза, не изучалась ни в школах, ни в вузах. 

Однако, массовый исход горских евреев из Кавказского региона, и расселение по многим странам мира ещё больше отдаляет нас от этой темы, в связи с тем, что многие горские евреи уже не говорят и не читают не только по-русски, но и не знают родной язык – джуури. Поэтому нам, этническим журналистам, в первую очередь необходимо представлять читателям исчерпывающую информацию об истории родного народа.

Думаю, один из каверзных вопросов для всех нас является тот факт, что до сих пор в России нас именуют чужеродным этносом «таты». Важно прояснить, почему и когда нас стали так называть? Знакомясь с историческими книгами, в которых можно почерпнуть информацию на данную тему, приходится делать вывод: это «пахнет» антисемитизмом…

Навешивая на нас несуществующие и заведомо ошибочные ярлыки, власть в те времена старалась отдалить представителей горско-еврейского народа от иудаизма и мирового еврейства.

Передо мной две книги, просматривая которые, я нашла ответ на данный вопрос. Первая называется «Таты России: прошлое и настоящее», - автор Борис Нувахов. Вторая – «Горские евреи Дагестана в национальной политике советской власти в 1920-1930-е гг.» авторства Д.Ш.Рамазановой.

Мне не хотелось бы называть имена партийцев и историков из числа горских евреев, которые в свое время вынуждены были искать и выдвигать доводы, уверяя в том, что горские евреи являются татами. По их мнению получалось, что горско-еврейский народ имеет мало общего с иудаизмом и общей историей еврейского народа. Позволю себе процитировать их, хотя для многих читателей эти слова могут прозвучать неприятно и даже возмутительно: «Предположение о происхождении татов-иудаистов от древних евреев является спорным, т.к. есть немало исторических и языковых свидетельств, что эта группа татов автохтонна (т.е. является местными аборигенами, а не пришельцами из Палестины), а иудейская религия проникла к ним в относительно позднее время».

Чтобы понять суть изложенного выше, необходимо выяснить, что собой представляет этноним «таты»? Вопрос этнического происхождения и этнической принадлежности горских евреев и татов являлся предметом дискуссий с первых дней установления советской власти; этот вопрос не решен и по сей день. В научных кругах высказываются на этот счет два мнения:

1.      Таты – это единый народ, говорящий на языке иранской языковой семьи, одна часть которого приняла иудаизм, другая – ислам. А третья – христианство. Первая часть стала называться среди местных жителей этнонимом «джугут» («иудеи»), а в документах Российской империи – «горскими евреями». Вторая, т.е. таты-мусульмане, назывались «татами», а таты-христиане в литературе именуются «армяно-татами».

2.      Под «татами» подразумеваются два различных народа: один – ираноязычный этнос, исповедующий ислам, а другой – иудеи, расселившиеся с древних времен в равнинных и предгорных районах Северного Азербайджана и Южного Дагестана, сохранившие иврит для религиозных целей, но перешедшие в сфере общественных отношений на татский язык, поскольку они проживали вместе с татами на одной общей территории. При советской власти, которая отвергла конфессиональную идентификацию населения и положила в основу этнической идентификации не религиозный, а языковый показатель, эти два разных народа превратились в единую «татскую национальность».   

Возникает ещё немало вопросов по теме: почему же на бухарских и грузинских евреев не навешивали подобные ярлыки, как на горских евреев? Хотя если посмотреть на состав слов из словаря джуури, можно найти немало схожего с такими языками как: арамейский, древнееврейский и даже арабский. И к тому же, весомым доказательством служит тот факт, насколько были привержены иудаизму представители горско-еврейского народа, и как трепетно они относились к исполнению обычаев еврейских праздников, а также сохранению еврейских традиций. Историк Феликс Шапиро написал о горских евреях: «Мы полагаем, что трудно найти ещё одну народность, у которой религия так пропитала бы все поры жизни и быта, как у горских евреев».

Однако, следует отметить, что само слово «тат» в переводе с тюркского языка означает «подданный», и оно ни в коей мере не является собственным обозначением горских евреев. Это название тюркские кочевые племена давали всем порабощенным ими народам и племенам, куда входили и палестинские евреи. До 1930-х гг. в СССР их фиксировали в документах как «горские евреи», а название народности «таты-евреи» появилось в период введения паспортов, и совпало с периодом массовых репрессий еврейских лидеров и духовных лиц – раввинов.

Девятым декабря 1935 года датирован протокол №217 к докладу «Об итогах обследования Дербентского РИК и горсовета по хозяйственному культурному обслуживанию трудящихся татов». В этом документе идет речь о том, что в Дербенте действуют татский театр, татская газета «Захметкеш», татская школа имени Арона Эрлиха и началось издание литературы на татском языке. С 1937 года в документах органов государственной власти ДАССР в основном употреблялся этноним «таты», хотя при проведении переписи были учтены и горские евреи.

Идея «татизации» воплощалась в жизнь, несмотря на активное сопротивление горско-еврейской общины, через административный ресурс, в том числе активистов – членов ВКП(б) и из среды молодой советской интеллигенции из числа горских евреев. Но в итоге, многие из них, как и их идеологические противники – участники сионистского движения, попали под жернова «большого террора» 1936-1939 гг.            

В 1960-х годах из-за мощной антирелигиозной кампании резко снизилось число синагог в горско-еврейской общине. Усилилась официальная тенденция считать горских евреев частью единого татского народа; так было написано даже в Большой Советской энциклопедии.

Возможно в те (да и нынешние) времена, власти республики Дагестан приняли «соломоново» решение, связанное с положением евреев в республике. Национальная политика местных властей, проводимая по отношению к этому народу, зависела от необходимости отмахнуться от подозрений в антисемитизме. Власти Дагестана пошли на этот шаг, руководствуясь изречением Иосифа Сталина: «Нет такого народа «горские евреи», а есть «таты», значит, в Дагестане не может быть и проявлений антисемитизма.» Так укоренилась версия о том, что таты-иудаисты – это потомки ираноязычного населения, переселенного в древности на Кавказ.

Среди горских евреев-коммунистов были такие смельчаки, которые обращались к властям от лица своего народа с просьбой записать их в соответствующей графе паспорта «таты» по принципу национального сознания и языка. Они уверяли, что только сионистам необходимо считать татов-иудаистов евреями, лишь с одной целью: проводить провокации, позволявшие вмешиваться в их жизнь. Тем самым предпринимались попытки остановить массовую иммиграцию евреев с Кавказа в Израиль, набирающую силу в 1970-е годы. Хотя и сами горские евреи, уезжающие на учебу в другие республики СССР, признавались, что идут на этот шаг и записываются «татами», чтобы избежать дискриминации при приеме в вузы и продвижении по службе.

Когда мы репатриировали в Израиль, 25 лет тому назад, в первые годы в русскоязычной прессе появлялись публикации некомпетентных корреспондентов, которые выдвигали версию по поводу истории горских евреев: мол, они переняли иудаизм во время Хазарского каганата.

В настоящее время, хотя и до сих пор в Дагестане нас считают «татами», чему свидетельствуют выход республиканской татско-еврейской газеты, работа татско-еврейского театра и изучение татско-еврейского языка, религиозная жизнь евреев Кавказа развивается полным ходом. Люди свободно ходят на молитвы в синагоги, справляют все еврейские праздники, но ясно одно – основная часть нашего народа уже никогда не вернется жить в Кавказский регион. И слава Вс-вышнему, мы – горские евреи – живем одной еврейской семьей в Израиле, где за нами не тянется шлейф антисемитских лозунгов, искажающих нашу идентификацию. Израильтяне называют нас «иудим кавкази», а этноним «таты» остался на задворках «исторической свалки» Советского Союза.   

Похожие статьи