|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Тамара Манаширова: женщина, дарящая радость людям

Тамара Манаширова: женщина, дарящая радость людям

Жителям приморского израильского города Кирьят-Яма хорошо знакомо имя Тамары Манашировой. Вот уже на протяжении 30 лет она активно занимается общественной работой и более пяти лет является помощником координатора клуба для пожилых женщин. Наша беседа состоялась в клубе «Мир прекрасен», который возглавляет Бен-Сион Шамаилов. В этом же клубе я познакомилась Тамарой Мардахаевной. Сюда она регулярно приходит на все общинные мероприятия со своими подопечными.

Начиная рассказ о прошлом, о начале своей жизни, женщина прослезилась. Она будто мысленно переместилась в далекий Дербент, где прошли лучшие годы детства и юности. Сорок лет прошло со дня репатриации в Израиль, а сердце так же щемит, когда кто-то напоминает ей о любимом городе и о прошлой жизни.

Родилась Тамара Манаширова (в девичестве Мигирова) в предпоследний год войны, 1 июня 1944 года. Её родители: отец Мардахай родился в с. Нюгди (Мюшкюр), а мать, Динор, родом из поселка Красная Слобода (Куба, Азербайджан). Динор происходила из известного рода, её родители были уважаемыми людьми в Слободе, их звали: Шоул-духтир и Мамей-лаали (знахарка).

Рассказывая о войне, женщина поведала о том, как прощались её отец и дядя Адам, уходя на фронт. Оба  брата, Мардахай и Адам Мигировы, поклялись друг другу, что если кто-то из них не вернется, то станет воспитывать детей брата как своих родных. Не вернулся домой отец Тамары, оставив молодую вдову с четырьмя маленькими детьми.

А из Красной Слободы был призван на фронт и не вернулся брат матери — «холлу» Савгиль, у которого осталось вдовой жена с девятью детьми. Но и они ушли в неизвестность вместе с её старшим братом Лазарем, предположительно погибли от рук фашистов в Крыму, в колхозе имени Шаумяна.

Тамара из тех людей, которых называют ныне «дети войны». Это они видели слезы своих матерей и бабушек, у которых злодейка-война отняла любимых и дорогих сердцу мужей, отцов, братьев и сыновей. Отголоски войны до сих пор, спустя семь десятков лет, отдаются рикошетом в душе людей, познавших долю безотцовщины.      

В Дербенте семья Мигировых жила на самой известной «еврейской» улице: Таги-заде, в доме №17. Горские евреи называли ее «Келе-Куче» (широкая улица), она проходила неподалеку от единственной в городе синагоги «Келе-Нумаз». Тамара окончила среднюю школу №11, которая в те годы носила имя Сталина (в период разоблачения культа личности ее переименовали в честь партизанки Зои Космодемьянской). Ещё в школьные годы Тамара разительно отличалась от своих сверстников: училась на «отлично» и активно занималась общественной работой. Неоднократно участвовала в городских олимпиадах, занимала призовые места по немецкому языку. Из учителей ей запомнился Якутил Израилович Мишиев, который впоследствии стал директором краеведческого музея и директором школы №11. 

После окончания школы она пошла работать на завод «Электросигнал», где окончила двухгодичные курсы и получила специальность диспетчера промышленного отдела. На заводе Тамара также показала свой боевой характер: активно занималась общественной работой, за что её  наградили медалью.

В 1964 году Тамара обручилась с Борисом Манашировым. Он тогда работал в магазине, затем тоже перешел работать на завод «Электросигнал» — бригадиром производственного отдела. В 1970-х годах, когда началась алия в Израиль, она стала уговаривать мужа иммигрировать. В те годы её семья перенесла невосполнимую потерю: несчастный случай отнял у них любимую сестру Соню, мать троих маленьких детей, попавшую под поезд. Хотя и жила семья Манашировых обеспеченно, имела двухэтажный дом в центре Дербента, у женщины появилась надежда выполнить завет предков уехать «Э хори бебеho». Но так как они оба работали на секретном заводе №3, выпускавшем детали для самолетов, то попали в группу «отказников». 

Разрешения на эмиграцию прождали четыре года. И только в 1977 году им удалось репатриироваться в Израиль с четырьмя детьми, пятый родился через месяц после иммиграции. В еврейской стране в первые годы семья Манашировых, как другие репатрианты, прошла все трудности абсорбции. Поначалу учеба в ульпане, затем работа на стекольном заводе. Тамаре, как многодетной матери, пришлось сменить несколько рабочих мест.

Общественной работой начала заниматься во время Большой алии 90-х. Видя, с какими трудностями сталкивались её соплеменники с Кавказа, она регулярно помогала многим семьям в адаптации. Переводила документы и сопровождала их по госучреждениям. Затем, когда началось время выборов, в 1998 г. она стала активнее заниматься волонтерской деятельностью. В те годы активно действовали различные проекты для кавказской общины, помогали не только министерство абсорбции, но и благотворительный  фонд «Джойнт». Тамара Мардахаевна собирала людей на экскурсии, на посещение различных курсов и мероприятий.

Пять лет тому назад заместитель мэра Кирьят-Яма Адам Амилов предложил Тамаре поработать в женском клубе. Она с большим удовольствием взялась за дело. За это время в клубе было сделано немало. Пожилые женщины в составе 30 человек ведут активный образ жизни, они регулярно ездят на экскурсии и посещают бассейны. Для них организуются различные тренинги и лекции, и вместе с инструктором делают по утрам разминку. А также занимаются рукоделием: вышивкой, вязанием, аппликацией и рисованием. Вместе с Тамарой Мардахаевной они посещают все городские и общинные мероприятия. О ней не раз писали статьи в газетах, а недавно на мероприятии в честь празднования 70-летия наградили почетной грамотой от фонда «СТМЭГИ-Исраэль».

Общинная жизнь евреев, выходцев с Кавказа, держится на таких бескорыстных людях, как Тамара Мардахаевна. Это они всегда в гуще событий родной общины и ведут за собой народ. И дай Бог им долгих и здоровых лет жизни!

Похожие статьи