|
Ирина Михайлова
Ирина Михайлова

«Спасители»

«Спасители»

22 января в программе новостей на Первом канале российского телевидения прозвучала информация о том, что в Музее Москвы открывается выставка «Спасители», посвященная людям, которые в годы войны, рискуя собственными жизнями, укрывали евреев от фашистов. В экспозиции — имена и истории тех, кто совершил подвиг и тех, кто только благодаря их мужеству смог выжить. Выставка приурочена к Неделе памяти жертв Холокоста.

Одного нашего земляка эта информация особенно взволновала. На следующий день он пошел в военкомат. Военный комиссар городов Дербент, Дагестанские Огни и Дербентского района, несмотря на занятость, принял посетителя и, выслушав его рассказ, направил ко мне.

52fa374d-fcbd-4378-a06c-b7be8cea83cb.JPG
Абдулбакир Газиев

Вот что он рассказал. Газиев Абдулбакир Пашаевич много лет живет в Дербенте, работает сапожником. По национальности лакец. Дагестанцы хорошо знают, что многие представители этой национальности в совершенстве владеют сапожным мастерством. Но, как говорится, «мастерами не рождаются, а становятся». Сапожному мастерству Абдулбакира с юных лет обучал муж его тети, Магди Чантурович. У четы Тумалаевых были свои дети, но ни не выживали, поэтому племянник ему был как родной.

Тумалаев Магди.jpg
Магди Тумалаев

Долгими часами в сапожной мастерской под стук молотка дядя рассказывал ученику и подмастерью про свою жизнь. А рассказать было что. Магди родился в 1906 году в селении Шовкра Лакского района, которое еще называют селом сапожников. Один из шовкринских мудрецов сказал: «Учитесь сапожничать, богатыми не станете, но и голодать не будете». Жизнь показала, что слова были пророческими. Магди и стал сапожником, но в поисках лучшей доли приехал в Дербент. В 1941 году его призвали на войну. Воевал он в составе 345-й Дагестанской стрелковой дивизии. В 1942 году в районе Керчи Тумалаев с однополчанами попал под обстрел. Выжили всего двое. Но и их захватили в плен. Немец грозно стал спрашивать пленного:

- Родом откуда?

- С Кавказа.

- Кавказ большой. Откуда именно?

- Из Дагестана.

- Дагестан тоже большой. Откуда?

- Из Кази-Кумуха, — не терялся солдат.

Немец достал блокнот, в котором быстро нашел Кази-Кумух. И добавил:

- Там же князья живут.

Они были хорошо осведомлены.

И спросил:

- А что делать умеешь, князь?

- Сапоги могу шить, — ответил Магди.

По приказу немца принесли много кусков выделанной кожи, но не все куски годились. Мастер отобрал те, которые подходили. Кожу немцы награбили. Немец приказал сшить для него сапоги. Сапожнику ничего не оставалось, как подчиниться и снять мерку. Но нужны были еще колодки. Их не оказалось. Тогда Магди из дерева сделал их сам. За короткое время сшил отличные сапоги с белым рантом. Немец был доволен.

- Какой ты хороший мастер! Но я тебя оставить не могу.

Магди стал пользоваться доверием немцев. Советские войска наступали, отвоевывали захваченные территории обратно, а немцы отступали и увозили пленных дальше и дальше от родины. Особенно запомнилась Тумалаеву одна встреча. Пленных привезли в столицу Австрии Вену. Издалека Магди заметил высокого усатого человека, узнал его и крикнул: «Салам Алейкум!» Тут же мужчина обернулся и ответил: «Ваалейкум Ассалам!» Мужчина оказался уроженцем села Кази-Кумух. Его называли «гъэлейчи» (лудильщик). В 1930-е годы он убежал из родного села из-за того, что его посчитали кулаком. У него был самый больший дом в селе, в нем потом разместилась администрация села. «Гъэлейчи» женился на местной жительнице, имел свой дом. Земляк потом пришел в концлагерь, принес пленному Магди Чантуровичу продукты.

В одном из концлагерей Магди Чантурович увидел своих земляков, бойцов 1165-го стрелкового полка 345-й Дагестанской стрелковой дивизии: двое были из Дербента, а третий — из Буйнакска. Он научил за одну ночь их сурам Корана и сказал немцам, что они мусульмане. Много невзгод пришлось пережить в плену, но эти люди все выжили и вернулись домой. В апреле 1945 года их освободили американцы, которые предлагали пленным не возвращаться. После войны их долго допрашивали свои, но в 1946 году Нурил Нурилов, Пейсах, фамилия, возможно, Левиев и Якуб из Буйнакска вернулись к своим семьям. Магди Тумалаев, рискуя своей жизнью, спас им жизнь.

Был еще один дагестанец в плену, уроженец села Деличобан, Салават Нухбалаев смотрел за лошадьми, был конюхом. Он также не выдал своих земляков. Низкий поклон таким людям!

По словам, Семена Нурилова, сына Нурила Ситкиловича, его отец был в плену в лагере в Рурской области Германии, на границе с Францией. Там был лагерь Шталаг VI-А Хемер. В этом лагере были самые страшные условия пребывания. Историки называют шталаги VI А Хемер и 326 (VI К) Зенне лагерями смерти. В шталаге Хемер даже в последние дни войны от непосильного труда ежедневно умирало по 100 человек, а всего по официальным данным в этом лагере было похоронено 23 500 советских военнопленных. Но герои моего рассказа выжили, несмотря на все тяготы! После войны бывшие военнопленные встречались, дружили, вспоминали о тяготах плена.

нурилов н.jpg
Нурил Нурилов

Имя Тумалаева Магди Чантуровича передаем в Музей Москвы для выставки «Спасители», где будут написаны имена людей, спасавших евреев в годы войны.

Похожие статьи