|
Елена Касимова
Елена Касимова

Бар-мицва раввинской работы

Бар-мицва раввинской работы

Интервью с раввином Давидом Давидовым

Часть I

ГОРДАЯ СТРАНА

«Горы рождаются просто. Подымаются в холодное небо, выпивают облака, покрываются снегом, рождают реки». Так писал о Кабардино-Балкарии писатель и киносценарист Виктор Шкловский. Гордые горы, бурные реки с хрустальной водой, величественные водопады, уникальные синие озера, минеральные и термальные источники, целебные грязи. В горах — лыжные трассы, на пастбищах — пестрые стада овец и коров. Разводят здесь и редкой красоты скакунов кабардинской породы.

Столица этой гордой страны — город Нальчик. Его название означает «срывающий подкову». Как говорили старики, будто бы в этом месте была непролазная грязь – такая, что с коней даже подковы срывало. Окруженный горами, город и сам напоминает подкову.

image003.jpg


ТОЧКА ОТСЧЕТА

 

Д. Дубелир, автор книги «Евреи на Кавказе», пишет о Нальчике 19 века: «По своей наружности аул Нальчик представляет весьма близкое сходство с казачьей станицей: тот же плетень вокруг всего селения, те же улицы, покрытые в сухое время слоем пыли <…> или во время дождей вязкой, с трудом проходимой грязи. Только вместо христианской церкви среди селения на видном месте находится синагога».

«Синагога вместо церкви» - является для нас точкой отсчета, так как с середины 19 века рядом с коренными народами этого края живут горские евреи.

Местная журналистка Людмила Шабаева поэтически говорит об их взаимоотношениях: «Если воду налить в сосуд, она приобретет его форму, но останется водой. Мой народ оставался самим собой, но влюбился в эту землю, где ему приходилось выживать, пропускал через себя окружающий мир, создавая новый язык, музыку и обычаи. Мы - адыге-журт - потомки поколений, живших здесь на протяжении двух веков, связаны с этой землей, на которой родились».

«ЕВРЕЙСКАЯ КОЛОНКА» В РЕТРОСПЕКТИВЕ ИСТОРИИ

 

Почти в самом центре Нальчика есть район, называем «Колонкой». И все здешние, говоря это слово, подразумевают: «Еврейская». Колонка – небольшая колония горских евреев. Начало же Еврейской Колонке положили евреи, поселившиеся в середине 19 века в двух верстах от крепости «Нальчик».

Драматична история их скитаний. До российского владычества на Кавказе горские евреи проживали в Андреевском ауле (на Кумыкской равнине в Дагестане). В 1831 году после нападения на аул Кази-Муллы они перебрались в селение кабардинского князя Бековича-Черкасского. Но и оттуда евреи были вынуждены уехать: в Кабарду вторгся Шамиль. Подались в Моздок, но из-за эпидемии холеры покинули этот город и переселились в Нальчик.

Известны сведения о еврейских купцах из Черкесии, торговавших в Каире еще в XV веке, о чем рассказывал египетский историк Тагриберди. Раввин Адам Давидов из азербайджанской Кубы («Пути возвращения: Настольная книга еврея») считает, что речь идет о северокавказских, а точнее, кабардинских евреях, скрывавшихся в Приэльбрусье от мусульманских преследований. И в таком случае еврейская история Кабардино-Балкарии куда длиннее, чем принято считать.

Однако историк, доцент Кабардино-Балкарского государственного университета Юрий Мурзаханов уточняет: «Согласно архивным документам, первые евреи – две горско-еврейские семьи – поселились здесь в 1825 году. Массовое поселение приходится на начало Кавказской войны, когда Шамиль начал уничтожать евреев. Поскольку здесь было относительно спокойно, сюда перебрались многие дагестанские евреи».

В скором времени граница, разделявшая слободу и еврейский поселок, исчезла. В колонии (которую позже назвали Еврейской Колонкой) начали развиваться кожевенное производство и скорняжное дело. Оживилась торговля, со временем ставшая главным занятием местных обитателей. Основной достопримечательностью Еврейской Колонки считался базар, располагавшийся неподалеку от нынешней синагоги.

image005.jpg
Еврейская Колонка

Рынок всегда был своеобразным «бизнес-центром» Северного Кавказа, где заключались сделки и можно было купить все что угодно – от гвоздя до аэроплана в разобранном виде. Знаменитый местный базар с ностальгией вспоминают и евреи, и кабардинцы, и балкарцы. Жили горские евреи в Нальчике всегда компактно и вполне благополучно.

В 1848 году в городе открылась синагога, для которой был специально приобретен дом.

К концу 19 века в Нальчике действовали уже две синагоги, а в первом десятилетии 20 столетия еврейские дети учились в трех городских хедерах (еврейских школах).

По мере превращения крепости в город еврейское население неуклонно росло, и к 1926 году составляло не менее 15% от общего населения города. Представители общины жили в отдельном квартале.

Благодаря хорошим отношениям с властями, кабардинцами и балкарцами община процветала.

Несмотря на советскую политику пропаганды атеизма, нальчикских евреев всегда отличала высокая степень религиозности. Здесь придавали большое значение традиционному иудаизму: выполнялись обряды обрезания, проводились бар-мицвы, хупы, соблюдались правила кашрута.

Евреи занимали должности в городском управлении. Заместителем начальника милиции был Ханон Ифраимов. Он входил в состав отряда городской самообороны во время Гражданской войны. Его старший сын Бениамин Ифраимов, кандидат экономических наук, многие годы возглавлял Управление профтехобразования республики, а затем и министерство.

В начале 1920-х годов в городе активно действовали сионистские организации, такие как  отделение «Поалей Цион».

Со временем еврейский квартал Нальчика был выделен в отдельный административный район в составе города. Дети горских евреев посещали свою школу, специально для них открытую. Директором этой школы был Камуил Исаакович Гилядов, который, использовав еврейский алфавит, подготовил и издал в Нальчике букварь на языке горских евреев. На этом же языке выходила и газета «Красная Кабарда».

Постепенно нальчикские евреи стали переселяться в другие районы города.

В 1942 году Нальчик оккупировали части нацистской Германии. Вначале в городе существовало «открытое» гетто, где находилось несколько тысяч человек. Затем к горским евреям, проживавшим в одном районе, переселились местные евреи из других концов города. Фашисты устраивали антиеврейские акции: они убили несколько десятков ашкеназских евреев и 10 горских, обвинив их в том, что они «советские активисты».

Была проведена регистрация евреев, после которой фашисты конфисковали их имущество. Поступил приказ носить евреям шестиконечные звезды. Благодаря переговорам представителей общины горских евреев с местными властями, приказ был отменен. При созданном оккупационными властями национальном совете был организован «национальный совет татов», в состав которого входили 15 человек.

В январе 1943 года Нальчик был освобождён. Еврейская Колонка уцелела лишь потому, что немцы надолго не задержались, это и спасло еврейский квартал от полного уничтожения.

В годы войны одним из героев Советского Союза стал житель Нальчика Иллазаров.

После войны в Нальчике вновь начала действовать закрытая ранее синагога, которую в обычные дни посещали 35−45 человек, а в праздничные — в десять раз больше.

Война закончилась, но стала набирать мощь антисемитская машина советской идеологии: прекратилось преподавание языка горских евреев в школе.

А количество евреев, с Б-жьей помощью, продолжало расти: по некоторым данным в начале 1980-х годов местная община насчитывала более 12 тысяч человек, а к началу 90-х — 17–18 тысяч. И все признают: коренное население относилось к ним дружелюбно. Важное и, увы, нечастое, явление, которое очень ценили местные евреи.

Однако с распадом СССР ситуация изменилась.

К сожалению, дети тех людей, которые спасали евреев в годы Великой Отечественной войны, резко изменили к ним свое отношение и делали все, чтобы евреи покинули Нальчик. Дело в том, что с началом перестройки стабильность в регионе нарушилась, многие представители горских народов, прикрываясь национально-освободительными идеями, занимались откровенным рэкетом и разбоем. В некоторых республиках (к примеру, в Чечне) эти действия переросли в откровенный геноцид некоренных меньшинств. Не обошла эта печальная участь и евреев. В этот период обстановка в Кабардино-Балкарии тоже была накалена до предела, там царил откровенный криминальный хаос, и чаще всего объектом нападения становились именно евреи, жители Колонки.

Криминальная обстановка и низкий уровень жизни предопределили массовый исход из Колонки — евреи начали уезжать, в основном, в Израиль и США. Но, к счастью, тревожные времена миновали, и в начале 2000-х годов выезд евреев замедлился.

В наше время Еврейская Колонка в Нальчике по-прежнему существует: воссоздаются еврейские клубы, ведутся занятия в синагоге, молодые люди рассказывают друг другу о недавних путешествиях в Израиль. Община Колонки издает собственную газету, которая пользуется популярностью. Мало что изменилось в укладе жизни евреев Колонки: одним из основных занятий до сих пор остается выделка шкур и торговля, для женщин главной ценностью является семья, девушек с детства учат скромности, а мужчины ежедневно собираются на молитву.

Еврейская Колонка и в 21 веке осталась одним из уникальных мест компактного проживания горских евреев, которых в столице Кабардино-Балкарии насчитывается примерно 2000 человек.

Одного из евреев, родившихся в Нальчике, мы хотим представить читателям «Эксодуса».

У нас в гостях раввин горской общины Канады р. Давид Давидов. Об этом человеке можно долго рассказывать: во-первых, он обладает глубокими познаниями во всех аспектах законов иудаизма, что необыкновенно важно для раввина, так как к нему обращаются с самыми разными вопросами. Кроме того, он удивительно доброжелателен, ко всем евреям относится очень тепло, с большой заботой, каждому подскажет, как поступить в той или иной ситуации жизни.

image007.jpg

СУББОТНИЙ КИДУШ

 

А кидуши в его синагоге заслуживают отдельной темы! Прежде всего, рабби Давид интересно выступает на тему недельной главы. Посетителям его синагоги очень нравятся его истории о чудесах Вс-вышнего. Столы в синагоге рабби Давида всегда полны изысканных блюд. Никогда не представляла такого разнообразия куриного великолепия: кусочки курицы, приготовленной в сладком ярко-красном соусе, куриные шарики, запеченные в тесте, куриная грудка в соусе карри, куриные крылышки в нескольких вариациях, куриные «палочки» в панировке — весь ассортимент долго перечислять. Прибавьте рыбу, салаты, «лехаим» - домой просто не хочется уходить! А чолнт! Чолнт-хамин, исполненный восточного вкуса и субботнего аромата, рабби Давид из уважения к Шаббату готовит сам. Он говорит:

- По закону каждый должен стараться что-то сделать для встречи Субботы: убрать дом, подготовить свечи, приобрести продукты для праздничного стола. И в этой подготовке к Субботе должны принимать участие даже маленькие дети. Девочки, начиная с трех лет, зажигают свечи, а мальчики подготавливают молитвенники, покрывают халы, - одним словом, стараются красиво накрыть Субботний стол. Таким образом детям прививают любовь к соблюдению Шаббата. А поскольку синагога для меня – мой дом, то я в честь Субботы готовлю наш традиционный хамин.

image009.jpg
Хамин рабби Давида

Я не раз просила его поделиться рецептом, на что он с присущей ему добротой немедленно откликался, но никогда у меня не получалось ничего, подобного его хамину. К рабби Давиду заходят евреи других общин, чтобы просто присоединиться к его кидушу в Шаббат. И это – замечательная субботняя мицва!

ДИНАСТИЯ РАВВИНОВ

 

- Рабби Давид, мы знаем, что вы происходите из известной в горской общине семьи. Расскажите, пожалуйста, об этом.

 

ПРАПРАДЕД НИСОН

 

- Четыре поколения назад раввином города Нальчик был Ниссон Давидов, из семьи которого происходит мой отец. Он был большим каббалистом. До нас дошло много историй об этом необыкновенном человеке. Когда между людьми происходил неразрешимый, как им казалось, конфликт, они приходили к нему на суд. Это были и евреи, и даже неевреи из соседних кабардинских сел.

Одна из историй поистине необыкновенна. Однажды в пятницу он отправился в одно из дальних селений проводить судебное расследование. Дело оказалось довольно запутанным, и ему пришлось задержаться, а суббота должна была вот-вот начаться. Евреи Нальчика знали, что их раввин уехал в дальнее село, и были очень расстроены, что Шаббат им придется провести без него. Каково же было их удивление, когда они пришли в синагогу встречать Шаббат, а раввин, как обычно, сидел на своем месте и ждал их!

- По всей вероятности, он, как Баал Шем Тов, владел умением сокращать расстояние.

- Да, таким умением обладали праведники: основатель хасидизма Баал Шем Тов и рабби Яков Абухацера, о котором рассказывалось, что он передвигался на ковре-самолете, с легкостью перелетая из Турции в Израиль.

- Напомните, рабби, кто такой рабби Яков?

- Рабби Яков Абухацера был основателем династии Баба Сали.

image011.jpg
Баба Сали

Рабби Баба Сали (что означает «молящийся отец» или «святой молящийся», 1889 -1984) - Исраэль Абухацера, - знаменитый раввин города Тафилалт в Марокко, духовный лидер марокканских евреев, каббалист, широко известен также как великий чудотворец. 

Мой прапрадед рабби Нисон Давидов, так же, как святые Баал Шем Тов и рабби Яков Абухацера, обладал умением сокращать пространство.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕНИ РАФРАМ


image013.jpg
Слева направо: 1) Мой прадед Рафрам бен Нисон Давидов – раввин г.Нальчик (во время войны до 1943 г.)  2) мой дед Элиаким бен Рафрам в детстве 3) Мой прапрадед раввин и каббалист Нисон бен Шебетей  4) Старший брат моего деда Элиакима

Своего сына прапрадед Нисон назвал Рафрам. Долгое время я занимался поисками истоков происхождения этого имени. И однажды, изучая Талмуд, я наткнулся на благословение, приводимое рабби Рафрамом. Это благословение произносят публично, когда заканчивают изучение трактата Талмуда. Тогда я понял, насколько глубокими познаниями в Талмуде обладал мой прапрадед Нисон. Вот так и получилось, что, благодаря интересу к имени прадеда Рафрам, которое использовалось в Талмуде, я через несколько поколений начал изучать наши святые источники.

Надо сказать, что в горской общине очень распространены редкие имена, упоминаемые только в Талмуде и ТаНаХе. Давая такие оригинальные имена своим детям, наши деды и прадеды тем самым передавали еврейство будущим поколениям, что в результате явилось для их внуков вдохновением к массовому возвращению к Торе. В наши дни мы повсеместно видим, как горские ребята идут в йешивы, молодежь создает ортодоксальные семьи, дети учатся в еврейских школах.

Мне хотелось бы упомянуть еще об одном интересном факте: наши прадеды имели связь с праведниками и центрами изучения Торы других общин. Один из таких центров находился в Ростове, городе, который называют «Врата Кавказа». От Нальчика до Ростова совсем недалеко - всего 615 км.

Связь наших дедов и прадедов с другими общинами стала для меня очевидной после одного события. Три года назад на съезде раввинов в Нью-Йорке ко мне подошел раввин горско-еврейского центра «Геула» в Москве. Он мне сказал, что в Израиле встретился с моим дальним родственником, который показал ему сидур, принадлежавший прадедушке Рафраму. Это был бесценный старинный сидур под названием «Тора Ор». Как выяснилось, этот сидур, напечатанный несколько веков назад, был составлен Первым Любавичским Ребе – Алтер Ребе, рабби Шнеур Залманом из Ляд. Наличие этого сидура у моего прадеда Рафрама говорит о тесной связи между еврейскими общинами: ведь книга как-то попала к нему. И это невзирая на то то, что в то время не было поездов, самолетов и автобусов.   

 

ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ

В годы войны в семье произошла трагедия: во время фашистской оккупации Нальчика кто-то предал старшего внука прадедушки Рафрама (он мне приходился дядей). В итоге парень пропал без вести. Моя племянница во время своей поездки в Польшу посетила Музей еврейской истории в Варшаве. Там в разделе Холокоста ей встретилось имя моего дяди, пропавшего без вести. Так и было написано: «Хаим Давидов из Нальчика». 

 

ДЕДУШКА ЭЛИАКИМ

 

Жизнь моего деда Элиакима пришлась на период расцвета советской власти. Несмотря на это, у него дома были еврейские книги, составлявшие домашнюю библиотеку.

Отец часто рассказывал мне о том, как дед учил Тору: он закрывался в своей комнате, и в это время было запрещено его тревожить. Эти рассказы отца глубоко отпечатались в моей душе и повлияли на формирование осознания еврейства. На дверях дома деда висели мезузы. У меня сохранились детские воспоминания, как он целовал мезузу, а я – малыш – повторял за ним это движение.

СОБЛЮДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

 

В нашей семье соблюдались еврейские традиции, особенно в отношении мяса – некошерное мясо никогда не заносилось в наш дом. Как и во всех семьях горских евреев, у нас очень серьезно относились к законам кашрута: к разделению молочного и мясного, к трепетной подготовке к праздникам Песах, Пурим, Ханука.

Нальчик был крупным еврейским центром на Северном Кавказе, куда приезжали евреи из других городов — Кисловодска, Пятигорска, Моздока и т.д., чтобы приобрести кошерное мясо, мацу, позвать раввина на обрезание, бар-мицву, хупу или, не дай Б-г, на похороны.

  

ДЯДЯ — РАББИ ГИЛЯДОВ

Раввином в то время у нас был мой дядя, рабби Мордехай Гилядов (известный многим как рабби Митя), который получил серьезное образование в йешиве синагоги на улице Архипова в Москве, у известных учителей. От них он получил смиху (диплом) и стал раввином Нальчика.

image015.jpg
Мой дядя рабби Мордехай (Митя) Гилядов (в центре) проводит обряд Бар-Мицва в Нальчике, во дворе синагоги. Фото примерно 1985 г.

Он был раввином и одновременно шохетом (резником), моэлем (делал обрезания) и кантором. Он единственный, кто в наше время сохранил горско-еврейскую традицию молитвы в синагоге. Наша традиция ведения молитвы особенная, не похожая на другие. К сожалению, сейчас этой виртуозной техникой почти никто не владеет, и искусство проведения нашей службы находится на грани исчезновения. Но мой дядя в свое время перенял эту технику от рабби Ифииля, раввина из азербайджанской Кубы (известной также под названием Красная Слобода — городка компактного проживания горских евреев в Азербайджане), которого специально привезли в Нальчик. И я, в свою очередь, перед тем, как приехать в Канаду, учился у дяди ведению молитвы. Очень трудно выпевать молитвы в соответствии с нашей традицией. Мало кому это удается. Мой дядя с его абсолютным слухом и вокальными данными – единственный, кто в полной мере обладает этим редким умением. В настоящее время дядя возглавляет синагогу «Неве Шалом» общины горских евреев Нальчика в израильском городе Нацрат-Илит.
image017.jpg
Рабби Мордехай Гилядов – раввин синагоги в г. Нацрат-Илит, Израиль. Фото 2015 г.

Окончание следует


Похожие статьи