|
Ирина Михайлова
Ирина Михайлова

Славный боевой путь братьев Исаковых

Славный боевой путь братьев Исаковых

Сегодня очень часто слышишь словосочетание «каменный архив», когда хотят сказать о том, какую информацию хранят могильные камни. Трудно не согласиться с этим. В период работы над книгой «Евреи Дербента в ВОВ» я, попадая на иудейское кладбище, стала обращать внимание на то, что на некоторых памятниках две, а иногда и три фотографии. Эта «традиция» возникла после Великой Отечественной войны. 

Родственники погибших и пропавших без вести наших соплеменников хотели увековечить память о своих близких людях. Камни в некоторых случаях действительно могут «говорить». Много фотографий солдат вошли в мои книги о войне, именно с могильных памятников. Один раз мне повстречался памятник, где сверху было фото захороненной женщины, а чуть ниже две фотографии молодых очень похожих друг на друга мужчин. Женщину звали Исакова Серфит. Я сделала фотографию памятника и стала расспрашивать старожилов, к кому можно обратиться за информацией. Нужна была хотя бы одна ниточка, чтобы клубочек начал распутываться. Признаюсь, что не сразу удалось найти ту самую «ниточку». Где-то в подсознании все-таки была мысль, что нужно узнать, чьи же фотографии на памятнике Исаковой Серфит. Читатель, конечно, давно хочет спросить, почему же именно это меня так волновало? Ответ есть. По картотеке погибших проходило много Исаковых. 

Я хотела узнать, были они представителями одного рода или просто однофамильцами. Так вот: однажды я решила показать фотографию памятника Исаковой Истир. Она мне сказала, что это памятник ее свекрови. А две фотографии на камне — ее погибший на фронте муж Беньямин и его брат Авнил.

Исаков Авнил Иович.JPG
Авнил Исаков

Тетя Истир назвала сына в честь погибшего свекра Беньямином. И еще одну ниточку удалось вытянуть: выяснилось, что в городе живет еще внучка одного из погибших братьев по имени Арлим, Лариса Рафаилова, преподаватель. Конечно, я пообщалась с этой душевной женщиной, которая поделилась со мной всей информацией, которая была ей известна. Теперь могу поделиться с читателями всей информацией, которую удалось собрать.

Семья Исаковых родом из Нюгди (Муьшкуьр). У Ёва и его жены Рут было четыре сына: Шугми, Арилим, Беньямин и Авнил. Рут умерла, когда дети были маленькими. Семья Исаковых переехала в Дербент. Ёв женился второй раз на Сидгиловой Сипро (в народе ее называли Сипро Сидгиль). Жили они вдоме 52 по улице Таги-Заде. Самый младший из сыновей, Авнил, 1920 г.р., ушел служить в Красную армию в декабре 1940 года. Через год после призыва он пропал без вес­ти в Каменец-Подольской области. Он не был женат. На сайте obd-memorial имя матери указано: Сидкилова Сипро.

Добровольцем ушел на фронт 24 июня 1941 года отец четверых детей Исаков Беньямин. Он тоже пропал без вести в декабре того же 1941. Старшую дочь Беньямина назвали в честь бабушки Рут.   

Третий брат, Шуми, 1910 года рождения. В 1941 году у него и его жены Хавосилит было трое детей. Шуми призвали на фронт 11 сентября 1941. Он пропал без вес­ти в июне 1942. Вдова Шуми Исакова вырастила детей без отца.

Арилим Исаков был самым старшим из братьев. В «похоронке» было написано, что он убит 8 июня 1944. Похоронен: Гомельская область, Рогачевский р-н, д. Лужки.

Исаков Беньямин Иович.JPG
Беньямин Исаков

До войны Арилим работал в колхозе «Путь к коммунизму». Арилим со своей супругой Шово жили в колхозном дворе по ул. Пушкина, 53. У них было четверо детей. Один сын умер в двухлетнем возрасте во время войны. Остались Равоши, Соломон и Турунж (Таня). В 1944 году Шово было всего 26 лет. Её называли еще Гагай-Шово. Шово много лет работала в хлебном отделе магазина «Пассаж». Она часто рассказывала детям и внукам, что ее муж был добытчиком: «уходил утром с пустыми руками, а возвращался с арбой».

Семья Исаковых понесла ни с чем несравнимые потери. Разве может утихнуть боль от таких потерь? Время не лечит. Старший сын Арилима, Равоши, ездил в Гомельскую область по адресу, указанному в извещении, чтобы посетить могилу отца. Но он ее не нашел. Почему? На этот вопрос ответа нет. Будет ли? Тоже неизвестно. Фотографию Арилима Исакова удалось найти благодаря тому, что его правнучка Беата выставила ее в соцсетях. Лариса Равошиевна говорит: «Никогда не забуду тоску и боль в глазах бабушки Гегей, когда говорила о дедушке Арлиме... Она никогда не смотрела фильмы о войне, а читала и перечитывала книги о разведчиках. Многого мы не понимали». В семье Арилима верили, что он не погиб, а был в плену, остался инвалидом. Это все пока не получило документального подтверждения. А факт остается фактом: домой он не вернулся.

Потомки семьи свято чтят память четырех братьев Исаковых, отдавших жизнь за Родину.

Похожие статьи