|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Михаль и Валерия Ясков: письмо к отцу — спустя 17 лет

Михаль и Валерия Ясков: письмо к отцу — спустя 17 лет

Нет другой такой страны в мире, кроме Израиля, где в каждом городе имеются братские могилы солдат, отдавших молодые жизни за безопасность своего народа. Что происходит в тех семьях, в которых сыновья и дочери погибли в интифаде или в террористических актах — никому неведомо. Все они, члены семей погибших солдат, живут с этой кровоточащей раной в душе.

В этом очерке пойдет речь о двух сестрах, 16 и 17 лет, Михаль и Валерии Ясков, которые не могут даже вспомнить лицо своего отца Авнера Яскова (Валерия Исакова). В день, когда он погиб, его старшей дочери Михаль исполнилось всего четыре месяца, а младшей, Валерией, его красавица-жена Пнина была беременна всего две недели. Известие о том, что он погиб прозвучало для семьи, как гром среди ясного неба: все кругом вдруг окрасилось в темные краски…

Обе сестры, Михаль и Валерия, учатся в старших классах одной из школ Хадеры. Готовятся к службе в армии, хотя имеют право и не служить, т.к. являются детьми погибшего солдата. Однако обе стремятся попасть в боевые части ЦАХАЛа. С детских лет девочки, обучались национальному танцу у своей матери — талантливого хореографа Пнины Ясков. И вместе с ней и с ансамблем «Танцующая жемчужина» принимали участие в различных конкурсах и фестивалях. Имеют, как и их мама, различные награды и почетные грамоты.

О семьях погибших солдат в Израиле заботятся разные организации, для них организуются программы социальной адаптации. Так, Михаль и Валерию каждый год приглашают за границу — в еврейские лагеря и туристические поездки. Недавно Михаль побывала в Мексике. Впечатлений от таких поездок масса, но все равно чувство душевной пустоты, безотцовщины, особенно в Йом а-Зикарон (День памяти павших в войнах Изоаиля), дает о себе знать. Это заметила и их мать Пнина: «В последние два года мои девочки чаще стали говорить и вспоминать своего отца. И вот так, в очередной раз в преддверии Дня памяти, решились написать ему письмо (на иврите)».

Девушки обращаются к отцу, выражая свои чувства. Написанное ими невозможно читать без слёз…         

Письмо Михаль отцу     

Дорогой папа, есть так много вещей, которые я хотела бы тебе рассказать сегодня и благословить тебя. Но, увы, я даже не знаю, с чего начать, потому что я не знала тебя. Твое отсутствие ощущается во многих моментах моей жизни, иногда я чувствую, что ты присутствуешь здесь с нами рядом, но через несколько секунд я понимаю, что тебя нет.

Я так хотела всегда знать, каким же был мой отец, и много раз пыталась представить твое лицо, но, увы, мне это не удается.

Многие знакомые иногда спрашивают меня, что тебя больше ранит, что ты знаешь папу или не знаешь. И я говорю им, что боль различается у каждого человека по-разному, т.е. так, как он хочет ее принять. Я потеряла отца, когда мне было всего 4 месяца, а сегодня мне уже исполнилось семнадцать с половиной.

Отец, тебе не довелось услышать, когда я впервые произнесла слово «папа». Ты не видел и не сопровождал меня в детский сад и школу. И, к сожалению, не увидишь, как я присоединюсь к Армии обороны Израиля через несколько месяцев, я буду таким же храбрым бойцом, как ты, и с великой радостью продолжу твою традицию военного и защитника Израиля.

Мне очень грустно, что ты не будешь со мной в таких великих событиях моей жизни, которые я сейчас переживаю. Но я всегда буду помнить, что ты со мной в моем сердце, и что могу поделиться с тобой всем и посоветоваться. Надеюсь на то, что ты как ангел охраняешь меня и нашу семью. Надеюсь, что ты гордишься мной и Валерией, какими мы обе выросли. Хотелось бы, чтобы ты знал, какие слова говорят мне знакомые, что я все больше и больше похожа на тебя. Я верю, в судьбу и если мой отец должен был умереть молодым, как герой, то громко могу заявить на весь мир: Я горжусь им!

Письмо Валерии к отцу

Привет папочка! Ты меня не знаешь, но я твоя маленькая дочь, которая была всего две недели в животе, когда ты ушел из жизни, и родилась спустя восемь с половиной месяцев. Наконец-таки наступил день, когда я могу открыть для тебя свое сердце: плакать и писать, писать и плакать. И в этом году я впервые обращаюсь к тебе и делюсь своими чувствами и отмечаю свои 16 лет и 17 лет с тех пор, как ты ушел.

На протяжении этих лет я часто спрашиваю себя: что больнее: потерять своего отца, когда ты его знаешь, или потерять его, когда ты его никогда не видела? Я никогда не смогу ответить на этот вопрос самой себе, это слишком больно и, увы, не имеет ответа. Каждую ночь перед сном я спрашиваю Всевышнего: почему он забрал моего отца таким молодым?

Иногда во сне я вижу, что ты возвращаешься домой. И мое единственное заветное желание на день рождения, каждый год, чтобы ты хотя бы на миг внезапно появился у нас дома. Но я просыпаюсь и осознаю, что все это был просто сон, несбывшаяся мечта.

Многие люди говорят мне, что я похожа на тебя по характеру и внешне. Знакомые вспоминают, что ты был особенным и спокойным человеком, всегда делал то, что думал.

Я никогда не видела, не слышала, не прикасалась, и не обнимала тебя – но верю, что тебе не зря пришлось пожертвовать собой ради безопасности Государства Израиль!

Однажды мы с мамой и Михаль пошли на улицу и увидели девочку с отцом. Они держались крепко за руки, смеялись, и радовались общению друг с другом. Я и Михаль посмотрели друг на друга и стали плакать, от того, что нам так не хватает тебя, папа!

Есть такие люди, которые делают мою жизнь не так, как я бы себе представляла, относятся ко мне иначе, и все не так, как кажется. Но потом я вспоминаю тебя и говорю себе: ради него ты должна сдерживаться, поэтому я останавливаюсь и продолжаю идти дальше, хотя это порой непросто!

Я горжусь тем, что у меня есть замечательная заботливая мама. Она дает мне все, о чем мечтала, беспокоясь о мельчайших вещах, она моя подруга по жизни. У меня есть дедушка Игорь Израилов, который заполняет твое недостающее место. Он работает день и ночь, чтобы помогать и продвигать нас и следит за тем, чтобы все хватало. И наша дорогая бабушка Мирьён, они, 2 братика и 2 сестренки, моя семья, которая для меня важнее всего, дают мне силы продолжать мечтать и жить.

Я стараюсь быть сильной девушкой, широко улыбаться и быть счастливой в любой момент своей жизни. И хотела бы, чтобы ты, папа был здесь рядом с нами, чтобы сердился на меня, кричал и говорил мне, когда я неправа. Чтобы убеждая, говорил, что запрещаешь что-то сделать или сказать; где я была неправа и где права. Не беспокойся обо мне, отец, я продолжаю жизнь, которую ты мне подарил, потому что без тебя я не была бы тем, кто я есть сегодня.

Папа, родной мой, ты мой свет в конце туннеля, ты солнце, которое светит и встает со мной каждое утро... Есть еще много чего сказать тебе, но не могу это все высказать.

Верю, что мы встретимся снова, но до тех пор хочу, чтобы ты знал, что я никогда не забуду тебя и буду любить до конца своей жизни! Я обещаю!

Покойся с миром, и присмотри за нами, я люблю тебя, твоя дочь Валерия!

Авнер Ясков (Валерий Исаков) погиб 9 апреля 2002 года, во время Второй интифады, в Дженине. В этот день погибло ещё 23 солдата. Он репатриировался в 1975 году, в возрасте семи лет, из Дербента. Жил с родителями в Беэр-Шеве. Окончил колледж по специальности «младший инженер», служил в ЦАХАЛе, в элитной пехотной бригаде «Гивати». В последний день своей жизни он обнял свою маленькую дочурку Михаль, беременную жену Пнину и ушел защищать страну от врагов. Прошло ровно 17 лет с того дня, когда погиб в возрасте 34 лет солдат, горский еврей. И сегодня, глядя на его красавиц-дочерей, которые и сегодня тоскуют о нем, нам всем следует сказать: Спасибо тебе, наш защитник, за мирное небо над Израилем! Пусть будет Благословенна память о тебе, Авнер!

Теги

Похожие статьи