|
Лидия Эммануилова
Лидия Эммануилова

Раввин Бениамин Бениаминов — человек-легенда

Раввин Бениамин Бениаминов — человек-легенда

Сегодня речь пойдёт о необычном человеке, легендарном горско-еврейском рабби Бениамине Бениаминове. Не могу не сказать, что рабби Бинеми (так его называли горские евреи Хасавюрта, а слава о нем прокатилась по всему Северному Кавказу) был родным братом Пейсаха Бениаминова, моего родного дедушки по материнской линии. Годы  жизни рабби Бинеми: 1883-1958.

                                                                 Воспоминания

Любаров Калман Абрамович, бывший житель Хасавюрта (ныне живет в Нетании), в течение 16 лет работал замдиректора СПТУ номер 6: Рабби Бинеми был одним из самых интеллигентных горских евреев Хасавюрта. Он был хабадник, имел религиозное образование, ходил в костюме, который носят здесь, в Израиле, не ортодоксы, но близкие к этому религиозному течению люди. Рабби Бинеми особенно дружил с моим  отцом Абрамом, их объединяла истинная религиозность, глубокое знание Торы, древнего иврита и других языков. Ведь в 40-50-х годах в Дагестан поступало очень мало религиозной литературы, и народу несли свет этих знаний такие люди, как рабби Бинеми.

Уже в 1953-54 годах родители посылали меня к рабби резать кур на Йом Кипур. Доброта рабби Бинеми не знала границ: для каждого взрослого и ребенка он находил ласковое слово. Хотя сам рабби был бездетным, он был истинным духовным отцом для своих прихожан. Позже рабби Бинеми уехал в Польшу.

Сема Ефремов, пенсионер, уроженец Хасавюрта (живет в Ашкелоне): Рабби Бинеми был очень грамотный, представительный, у него было три жены, но ни одна не принесла ему детей. Смелость рабби заключалась в том, что он, несмотря на недовольство милиции, исполнял свою религиозную службу. Позже он уехал к приемной дочери в Польшу, но ходили слухи, что оттуда он перебрался в Израиль. После его отъезда раввином в Хасавюрте стал в 1954 году Матти Ефремов, который в 1966 году умер.

Мирьен Ефремова, уроженка Хасавюрта, пенсионерка (живет в Беэр-Шеве): Меня водила тетя на Красную улицу для молитвы, это был скорее не нимаз, а молельный домик, в большой комнате молились мужчины, а в коридорчике на низких стульчиках — женщины. У рабби Бинеми был чудный голос и после прочтения каждого раздела в Торе он выходил к нам, женщинам и девочкам, в этот длинный коридорчик и, смотря в окно, переводил нам каждый раздел на горско-еврейский язык, он знал, что мы не понимаем иврит и желал, чтобы слова молитвы дошли до сердца каждого молящегося. Когда стало известно, что рабби Бинеми умер, мы 30 дней ходили в синагогу и читали Кадиш по нему. 

Маллахим Рахмилов, уроженец Хасавюрта, художник, ныне пенсионер (живет в Офакиме): Это был уважаемый рав, обладавший сильным певческим голосом и во многих домах горских евреев на стене вывешивался большой портрет рабби Бинеми. Бытовало предание, что на город напала засуха, и религиозные представители трех религий молились за выпадение обильных осадков и за хороший урожай, но только после  молитвы рабби Бинеми пошел проливной дождь.

Тереза Николаевна, уроженка Хасавюрта (живет в Беэр-Шеве), в прошлом воспитательница в детском саду (ныне покойная): Рабби Бинеми был прямым родственником моего мужа и снимал у родителей мужа комнату для нимаза. Ходили слухи, что в могиле рабби Бинеми в Польше нет его самого, а он дал деньги своей приемной дочери Ёффо на дорогой памятник, а сам какими-то путями попал на так желаемую им Землю обетованную, и похоронен уже в Израиле.

Роза Бенагуева, моя родная сестра, уроженка Хасавюрта (ныне Офаким), пенсионерка: Рабби Бинеми, родной брат нашего с тобой дедушки, кроме того, что он был рабби в молельном доме, он преподавал религию детям в школе. Сам он был бездетным. Женился три раза, одну из жен звали Яиль, имя второй я забыла, а третья была Мазалту, он женился на ней, потому что эта женщина уже имела своего ребенка, девочку, и он надеялся, что она принесет ребенка и ему. Рабби это очень печалило. Но дочь родного брата Пейсаха, Евочку (Ёффо), он удочерил. Впоследствии, она же с мужем Хаимом (Генрихом) Анкером похоронили его в Польше, в городе Валбжихе.

Недавно по печальному обстоятельству мы были дома у моей сестры, и рабби города Офакима Шимон, увидев фотографию рабби Бинеми, вдруг сказал: «Эллоим адирим! У меня мурашки по коже, это же истинно святой раввин, взгляд его устремлен  прямо к Богу».

На  памятнике рабби Бинеми указано на иврите и на польском языке, что этот святой ребе исполнял положенные ему обязанности в полную меру и силу, данную ему от Бога.




Похожие статьи