|
Яна Любарская
Яна Любарская

Еврейский Дербент Баруха Илишаева

Еврейский Дербент Баруха Илишаева

Роберт (Барух) Илишаев — глава еврейской общины Дербента. Раньше, этот город был главным еврейским центром Северного Кавказа. После того как наши люди начали массово уезжать в Израиль, все резко изменилось, однако наш герой делает все возможное, чтобы оставшиеся на родине единоверцы чувствовали себя комфортно, уверенно, имели бы возможность приобретать кошерные продукты, посещать уроки Торы, молитвы, общаться со своими единомышленниками, справлять свадьбы — одним словом, жить полноценной еврейской жизнью, не покидая насиженных мест. 

*** 
- Барух, что помните о своем детстве?

- Родился в 1967 году в Дербенте. Финансово мы жили нормально, у меня еще есть два брата, две сестры. С детства я знал, что такое кашрут, дома разделяли молочное и мясное. Бабушка и мама уделяли пристальное внимание соблюдению законов Торы, готовили только из кошерного мяса, свято чтили все наши обычаи, традиции и праздники, несмотря на царившие в обществе атеистические настроения. Мой отец верил, что Бог есть, всегда стремясь убедить в этом и меня. С детства я обожаю природу, море, у нас есть очень красивые, порой дикие, заповедные места, которые всегда успокаивают, действуют умиротворяюще. Мне кажется, любой человек дорожит своей малой родиной. Дербент — особенный город, здесь половину населения составляли евреи, здесь, как и в Кубе, хранят и чтут еврейские традиции. До алии 70-х годов рядом с нами жило немало верующих иудеев, но все изменилось с волной отъезда моих соседей. Учился я до десятого класса в местной дербентской школе, и у нас в классе занималось большое количество евреев и немало молодых людей и девушек иных национальностей. В юные годы, помимо прочего, увлекался музыкой, литературой. Город наш за последнее время стал очень красивым, буквально расцвел. 

- Что было дальше, после школы?

- После школы я отправился на завод, затем в армию. Служил в подмосковных Химках, а отслужив, занялся предпринимательской деятельностью, открыл свою фирму, с головой ушел в коммерцию. Женился, сегодня, моя семья, конечно же, соблюдающая, у меня две дочери, сын.

- Как получилось, что вы возглавили общину?

- Меня просто пригласили туда работать. Дело в том, что после массовой репатриации 80-90-х у нас в городе сложилась очень непростая ситуация: все раввины уехали. Тогда наших духовных лидеров выбирали из прихожан, знакомых с еврейской традицией. В то время я немного начал соблюдать шаббат, кашрут, стал заглядывать в синагогу, накладывать тфилин. Весной 2008 года мне предложили стать председателем общины, я не сразу согласился, а когда принял бразды правления в свои руки, мне даже понравилось. Тружусь в этой должности уже одиннадцатый год, стал еще больше и строже соблюдать, очень укрепился в своей вере, больше общаюсь с религиозными представителями нашей национальности, наблюдая за жизнью синагоги изнутри. Это все мне очень помогает.  

- С какими трудностями столкнулись, начиная работать в общине?

- Первым делом вместе с раввином Овадией Исаковым занялся поставкой в общину кошерных продуктов — их недостаток считался одной из главным проблем. Приходилось долго и упорно убеждать людей, что есть в мире иудаизма непоколебимые вещи. Вскоре мои слова стали находить понимание у прихожан, они убедились, что иначе быть просто не может. Потихоньку все пошло, и сегодня у нас имеются абсолютно любые кошерные продукты питания, как и хорошее кошерное вино, в соответствии с правилами иудаизма, для трапез мы имеем мясной и молочный залы, обладаем отличными условиями для регулярного, качественного питания верующих людей, проводим в «Келе-Нумаз» молитвы. Я твердо убежден, что по-другому и быть не может, синагога должна соответствовать своему статусу, это то место, где все начинается. А еврейство, в первую очередь, связано с Торой, без нее мы из себя ничего не представляем. Всегда говорю: на все надо смотреть с точки зрения Торы.
  
- Вас все-таки зовут Барух или Роберт?

- Еврейское имя Барух мне было дано после рождения и брит-милы, это мое настоящее имя, но моя мама захотела, чтобы в светской жизни меня называли Робертом. Сейчас все стараются меня звать Барухом.

- Дети продолжают ваше дело?

- Старшая моя дочка замужем, живет в Москве, у нее соблюдающая семья, на первом месте — изучение законов Торы, шаббат, синагога, это все для них в порядке вещей. Сын учится в израильской ешиве, а начинал образование в первой ешиве Москвы, учил наши законы в Пятигорске. Когда он захотел продолжить свое образование на Святой Земле, я был только рад. Всегда мечтал, чтобы мой сын стал раввином, это подарок Б-га. Младшая девочка тоже погружена в религию, живет с нами. Конечно же, воспитываем ее в духе Торы, она учится, помогает мне, занимается делами общины. Хочу заметить, мы обычные люди, а я активно продолжаю работать над собой, над качествами своего характера, стараюсь быть терпимее. Иногда думаю: а хватит ли мне времени, отведенного Б-гом, чтобы что-то в себе исправить? Боюсь кого-то обидеть, наделать ошибок, слежу за своей речью, знаю цену каждому своему слову. Все не так просто, мы регулярно контактируем с другими людьми, и конечно, случаются всякие казусы, мы не идеальны. Конечно, мы не учились в религиозных школах, как многие современные еврейские дети, и нам надо больше исправлять в себе какие-то негативные вещи, а самое главное — учить Тору. 

- Вмещает ли ваша чудесная синагога «Келе-Нумаз» всех прихожан, не думаете ли о расширении?

- Когда мы реконструировали старую синагогу, многие удивлялись: зачем, мол, нам такое большое здание? Cейчас в ней уже не хватает мест. Тот же еврейский детский сад не вмещает более 40 детей. И для других программ, всякого рода молодежных, нам не помешало бы отдельное помещение. Всем кажется, что наша синагога — это огромное пространство, но места действительно не хватает. Сейчас у нас организован бейт-мидраш прямо в молельном зале. Отрадно, что наша община постоянно развивается, люди регулярно приходят к нам за советом, за помощью и по другим своим житейским вопросам — так всегда было принято в Дербенте. Конечно, хочется, чтобы еврейский народ больше сплотился общением, дружбой, был бы связан искренней взаимопомощью, сильной верой.

- Признайтесь, иногда устаете от руководящей должности?

- Конечно, ведь все мы люди. Звезд с неба не хватаем. Чтобы работать в такой сфере, надо очень сильно любить своего ближнего, как самого себя, поэтому, Господь наградил меня огромным терпением. Случались и конфликтные ситуации, всегда старался достойно их решить. Стараюсь отстаивать свою точку зрения, не забывая, что в центре всего находится Тора. К сожалению, многие ошибочно полагают, что в общину надо приходить лишь за застольями и развлечениями. На деле это далеко не так. Сначала, став председателем общины, схватился за голову: работы оказалось так много, что просто не знал, за что взяться? Вскоре освоился и начал принимать самостоятельные, серьезные решения, процесс пошел...

Похожие статьи