|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Зарождение сионистского движения у горских евреев

Зарождение сионистского движения у горских евреев
С. Мардахаев и М. Богатырев с Т. Герцлем на 6-м Сионистском конгрессе (Базель, 1903)

На фоне наблюдаемого в последнее время в Европе всплеска антисемитизма и споров между светскими и религиозными евреями в Израиле нелишним было бы заглянуть в прошлое и провести параллель. Создается впечатление, что история повторяется.

122 года тому назад, в 1897 г., в Базеле состоялся Первый сионистский конгресс, результатом которого стало создание организованного сионистского движения, приведшее в итоге к провозглашению независимого еврейского государства.

Первые сионистские кружки на Восточном Кавказе начали действовать сразу же после завершения Первого сионистского конгресса. Основную роль в их создании сыграли жившие в Баку и других крупных городах региона европейские евреи. Вскоре к ним примкнула местная горско-еврейская интеллигенция, несколько известных раввинов со своими сыновьями. Они восприняли сионизм как естественное продолжение религиозных идей, с которыми евреи Кавказа жили испокон веков. Необходимо отметить, что, в отличие от Восточной Европы, поначалу на Кавказе не наблюдалось противоречий между раввинатом и сионистами.

Первыми горско-еврейскими делегатами уже Четвертого сионистского конгресса (Лондон, 1900) стали Мататьягу Богатырев (Грозный) и Соломон (Шломо) Мардахаев (с. Аксай). Появление одетых в национальные костюмы (черкески) горских евреев произвело фурор среди делегатов конгресса. За год до этого события они встретились в Харькове с руководителем организации «Шомрей Цион» Михаилом Шапошниковым.

После участия в конгрессе Богатырев и Мордехаев развили бурную сионистскую деятельность среди евреев Кавказа. Они распространяли среди своих сородичей сионистскую литературу на русском языке. А также побывали во многих населенных пунктах компактного проживания горских евреев, рассказывая им об итогах работы Конгресса и принятых на нем решений. Благодаря таким разъяснительным поездкам значительно увеличилась сумма пожертвований для ишува Эрец Исраэль. Их собирали в синагогах, свыше ста семей горских евреев изъявили также желание помочь развитию сионистского движения.

В начале 1900-х гг. в двух городах Дагестана — Дербенте и Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск) — начали действовать первые сионистские организации. В Темир-Хан-Шуре сионистскую организацию им. Моше Монтефиоре возглавил раввин Хизгил Мушаилов, а в Дербенте («Бней-Цион») — сыновья местного раввина Якова Ицхаки, Меир и Нафтали.

20 августа 1901 г. в Тифлисе состоялся сионистский съезд евреев Кавказа, в котором приняли участие 25 делегатов из числа европейских, грузинских и горских евреев. От общины горских евреев прибыло девять человек. Но местные власти помешали проведению мероприятия и оборвали его в самом начале. Успел выступить с докладом лишь Менахем Усышкин — сионистский деятель и идеолог еврейского заселения Палестины, один из лидеров движения «Ховевей Цион».

Делегатами Шестого сионистского конгресса (Харьков, 1903) от Кавказа снова были избраны М. Богатырев и Ш. Мордехаев. Следует заметить, что новый импульс сионистской деятельности на Кавказе придал визит в Россию Теодора Герцля — основателя Всемирной сионистской организации и основоположника идеологии политического сионизма. Во время конгресса горско-еврейские делегаты обратились к Т. Герцлю с просьбой оказать помощь в репатриации евреев Кавказа. В свою очередь, президент конгресса поручил Меиру Дизенгофу, в те годы проживавшему в Одессе, поддержать инициативу горских евреев об эмиграции в Эрец-Исраэль. Ему были направлены списки желающих совершить алию. Богатырев и Мордехаев создали группу из 25 состоятельных горских евреев, готовых купить землю в Эрец-Исраэль.

Активная сионистская деятельность на Кавказе продолжалась вплоть до начала Первой мировой войны. Она пробудила первую сионистскую алию с Кавказа. В то время была приобретена земля под г. Рамле в размере несколько тысяч дунамов. В 1907 г. раввин Яков бен Ицхаки поселился там вместе с горскими евреями из Дербента, основав поселение Беер-Яков.

В разные годы с Кавказа в Эрец-Исраэль прибывали горские евреи, но это были в основном представители богатого сословия, у которых была финансовая возможность на переезд. Так, в разные годы прибыли:

- семья купца Авиева, в 1905 г. поселилась в Иерусалиме;
- состоятельная семья горского еврея Эзры Саадьи, в 1906 г. поселилась в Иерусалиме;   - из г. Грозного в 1909 г. репатриировалось 64 семьи горских евреев, среди которых были и родственники Мататьягу Богатырева. Часть из них поселилась в Иерусалиме, но большинство местные сионистские организации направили в галилейский мошав Маханаим.

Уроженец Нальчика Камуил Исаакович Гилядов примкнул к сионистскому движению во время получения духовного образования в Вильно. Он был знаком с идеологом сионистского движения Т. Герцлем. По возвращении домой мечтал открыть школу и преподавать иврит, русский и горско-еврейский языки. Но, к сожалению, раввины неохотно приняли новые веяния, видя в них угрозу своему влиянию, и не хотели  поддерживать светское образование. Во время спора Камуила избили, и он был вынужден бежать с семьей в Пятигорск, где продолжал заниматься преподавательской и сионистской деятельностью.

21 августа 1917 г. в Баку состоялся Второй съезд сионистов Кавказа, в нем приняли участие шесть делегатов от горско-еврейского народа. Через два года, в 1919 г., тоже в Баку, уже состоялся Третий сионистский съезд, на котором главным вопросом стояла массовая репатриация евреев Кавказа, были собраны списки желающих совершить алию. Но, к сожалению, британские мандатные власти ограничили репатриацию, уехать удалось немногим. К началу 1918 г. в России было создано сионистское движение «Гехалуц», одним активистов которого был горский еврей Гуршум Мурадов (родом из Дагестана), делегат трех сионистских съездов (Баку, 1917; Саратов, 1920; Харьков, 1922).

В середине 1920-х гг., после установления советской власти на Кавказе, началось насильственное сворачивание сионистской деятельности. Прошли массовые аресты сионистов, их политические, культурные и образовательные организации были закрыты, все контакты горских евреев с Эрец-Исраэль полностью прекратились. В марте 1920 г. большевики расстреляли председателя Еврейского национального комитета, составителя молитвенника «Коль-тфила» Асафа Пинхасова. Трагичной оказалась и судьба двух пионеров сионизма на Восточном Кавказе: Шломо Мордехаев скончался в 1923 г. от пыток после допроса в ЧК, в том же году расстреляли и Мататьягу Богатырева. Гуршум Мурадов был репрессирован и сослан в Казахстан, скончался в 1930 г. в Москве.

Спустя сто лет можно с уверенностью сказать: исполнилась заветная мечта горско-еврейских сионистов о репатриации их соплеменников в Эрец-Исраэль. Их имена должны занять достойное место в истории евреев — выходцев с Кавказа.

Теги

Похожие статьи