|
Лидия Эммануилова
Лидия Эммануилова

Воздвигший здание Жизни

Воздвигший здание Жизни
Пардес-Хана

Мордехай   Ильканаев — из разряда тех людей, о которых смело можно сказать, что они построили жизнь своими руками. Это как начать строительство жилого объекта с нуля, с заложения фундамента, и выстроить высотное здание по высшему разряду на радость себе и людям.       

- Мордехай Авшалумович, когда и где вы родились, откуда родом ваши родители, какова была история ваших предков?

- Я родился 18 февраля 1947 года, на наш традиционный горско-еврейский праздник Оммуну, Пурим. Поэтому дедушка со стороны отца назвал меня Мордехаем. Я родился в селении Маджалис Кайтагского района, оттуда же родом и мой отец, Авшалом Ильканаев. Девичья фамилия моей мамы Галины (Гегей) — Юшваева. Она родом из поселка Гарчоги под Дербентом. Мой прадедушка по отцовской линии, Эльгонэ, был одним из богатейших евреев того времени, в Махачкале у него было своё имение, особняк, там жил их род.

Мои родители поженились в 1946 году. Нас у родителей было четверо: я, старший, потом две сестры и младший братишка Шомиль. Я пошёл в Дербенте в железнодорожную школу номер 115, и там довольно неплохо учился. Особенно хорошо давалась математика. Так я доучился до 8-го класса, а продолжил образование в вечерней школе, так как надо было уже помогать семье, в которой я остался за старшего. В 16 лет пошёл работать на стройку, в СМУ-6. Одно время я подрабатывал гидом, так как очень любил свой родной край, историю Дагестана, и тут судьба меня свела с очень видными учёными из Тимирязевской сельхозакадемии; мои знания им очень понравились и они обратились к моим родителям с просьбой разрешить мне учиться в Москве. Но отец категорически мне это запретил, а мама не могла пойти против его воли.

- Как же сложилась ваша жизнь после школы?

Окончив школу с отличными отметками по математике, я поступил в строительный институт в Куйбышеве. Но стипендии на жизнь не хватало, Куйбышев был «закрытым» городом. Приезжему студенту было невозможно найти здесь работу. Но я решил не возвращаться в Дербент, остался работать на стройке в Тольятти.   Через некоторое время меня пригласил к себе на свадьбу мой двоюродный брат , я поехал в Дербент и там я встретил свою бывшую одноклассницу. Мы решили пожениться, я остался жить в Дербенте. В 1968 году, у нас родился первенец Эдуард.      -

- Как дальше складывалась ваша жизнь и карьера?

В 1970 году я поехал в Махачкалу. Устроился на работу плотником-столяром в СМУ-2, мы строили дом кассы Аэрофлота, общежитие пединститута, позже работал на строительстве троллейбусного парка. Потом я стал бригадиром, перевез в Махачкалу свою семью. Жена работала на приборостроительном заводе. Меня тоже позвали туда, уже в качестве инженера-строителя. В 1970 году я поступил в строительный техникум на вечернее отделение. В 1973 году у нас родился второй сын Иосиф. В 1972 году я начал работать на заводе в ОКСе. Здесь я делал реконструкцию завода, проектировал новые здания и сооружения, жилые дома и детские сады, находил подрядчиков, заказывал проекты, стал главным инженером ОКСа. Одновременно я работал на этом же предприятии начальником ремонтно-строительного отдела, впоследствии был и.о. директора этого завода. В 1977 году, мне предложили должность начальника стройотдела (это приравнивалось к должности – замдиректора завода) на фабрике З-го Интернационала. Согласования шли долго, официально на эту должность меня утвердили только через полгода. На фабрике 3-го Интернационала я работал до самого отъезда в Израиль.

- А как складывалась судьба ваших детей?

Оба моих сына поступили на физико-математический факультет Дагестанского университета. Но Эдуард закончил ВУЗ, а Иосиф, проучившись там полтора года, уехал в Израиль. Эдуард поехал туда с молодой женой, которая уже ждала мою первую внучку, в 1991 году. Иосиф поехал к брату. Мы с супругой уехали позднее.

- Кем вы работали в Израиле?

- После приезда я около полутора лет работал на различных стройках Израиля, но начались небольшие проблемы со здоровьем, и я выучился на страхового агента, а также подтвердил свой диплом строительного техникума. Организовал свой личный бизнес в области страхования. Сейчас мне 72 года, я работаю в системе охраны.

- Как сложилась ваша жизнь в Израиле? Полюбили ли вы нашу историческую родину?

- В Израиль я приехал в 1991 году с супругой и её мамой. Мы приехали в город Пардес-Хана и до сих проживаем в нем. Дети уже все семейные, купили квартиры. Мы живем одни с супругой, с радостью встречаем детей и внуков и сами ездим к ним в гости. У нас четверо внуков и уже один правнук. Израиль мы очень любим. Это уникальнейшая страна, её нельзя не любить, она наша историческая родина. Представьте, я из рода Эльгонэ, а в Израиле есть посёлок Эльгонэ. Эльгонэ – Эльхонэ – переводится как отец дома, семейства. Разве это не многое значит? Это ли не наши корни и история?

Похожие статьи