|
Яна Любарская
Яна Любарская

Эстер Абрамова: о социализации детей через любовь

Эстер Абрамова: о социализации детей через любовь

Наша постоянная собеседница Эстер Абрамова, горская еврейка, родом из Баку, бессменная заведующая детского комплекса «Адар», мама маленькой Софии, также посещающей этот садик, рассказала удивительную историю из своего бесценного педагогического опыта. Этот уникальный случай в который раз доказывает, что главное в нелегком воспитательном процессе — безмерная любовь и уважение к маленькому человеку, только начинающему познавать этот мир, а еще — огромное терпение, педагогический такт воспитателей и учителей, позитив и вера в лучшее.

***

- Эстер, когда к вам в сад попал необычный мальчик Леви?

- Начну с того, что еврейский детский сад «Адар Алеф-Бет» на северо-западе Москвы создан на базе общины Бейт-Давид (ФЕОР). Это первое еврейское детское учреждение в городе, которое интегрирует элементы вальдорфской педагогики, системы Монтессори и общеобразовательную программу. Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что Леви попал к нам в ноябре 2018 года и сначала казался очень закрытым и очень домашним, всего боялся, так как до того момента никогда не посещал садик, отличался сильной привязанностью к маме. Сначала его приводили в «Адар» на два часа. Процесс привыкания к стенам нового места поначалу был для малыша весьма тяжелым, мальчик категорически не хотел долго оставаться без родных людей, часто плакал. Но и Леви, и его маме, несмотря на трудности адаптации, сразу очень понравилось у нас: теплая домашняя обстановка, небольшие уютные группы, милые воспитатели. Одним словом, находиться здесь ему все-таки было гораздо комфортнее, чем в большом государственном садике. Вначале мальчик часами сидел около своего шкафчика, ни с кем не играл, сторонился любого общения. Испытывал страх, когда его касались другие дети или взрослые, не имел простых навыков социализации. Его отношения со сверстниками поначалу никак не складывались, ему было непросто участвовать в занятиях, он элементарно боялся других людей, все время стремился к маме, домой. Мы решили дать ему некоторое время на привыкание. Мама постоянно находилась с нами на связи и тщательно следила за процессом, а мы ежедневно сообщали ей о произошедших с ее сыном положительных изменениях.

- Как говорил Лев Толстой, «если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный педагог». Получается, чудесные метаморфозы, произошедшие с Леви в саду, не заставили себя долго ждать?

- Верно. К счастью, очень скоро все начали замечать их. Самое главное, мы не торопили мальчика, не дергали, не ругали. Вот он первый раз отправился с группой на урок музыки, вот спокойно пообедал, вот, наконец, робко отошел от своего шкафчика и поспешил на утреннюю молитву. Раньше Леви делал что хотел, мы не донимали его, не заставляли общаться с другими детьми и посещать уроки. Ждали, пока он сам этого захочет. Считаю важным отдельно рассказать о прогулках. Первое время он не гулял со всей группой на улице и пошел со всеми на детскую площадку, только спустя полгода. Он не давал никому одевать себя, доверяя этот процесс исключительно маме. И когда, наконец, присоединился ко всем деткам, мы очень обрадовались, а самое главное — гулять в общей компании ему действительно понравилось. До этого мы никак не могли уговорить нашего воспитанника выйти с группой и с воспитателями на воздух. После того случая мальчик спокойно проводит время вне стен садика. Мы с ним условились, что если ему что-то не понравится на прогулке, он всегда сможет вернуться в помещение.  

- Эстер, а когда конкретно начались явные успехи в его социализации?

- Через полгода. Добавлю, что на его успешную адаптацию в нашем детском саду повлияли теплая домашняя обстановка, любовь, понимание и терпение воспитателей. Наблюдая его проблемы, мы очень хотели помочь ему побороть дискомфорт, преодолеть страх и открыться коллективу, который всегда относился к нему с огромной симпатией, пониманием и интересом. В конце концов, так и произошло, наш подопечный стал намного лучше чувствовать себя среди сверстников. Этой осенью, после летнего перерыва, к нам пришел совсем «другой» Леви, просто не узнать! Отмечу, что в прошлом году он у нас не спал, приходил в группу лишь на полдня, боялся заходить в спальню, ложиться на свою кровать, но вскоре, мы разрешили и эту проблему, он уже легко засыпает одновременно со всеми своими друзьями. В этом году мама оставляет его на весь день, и ему это очень нравится. Он социализирован, активен, открыт, весел, свободно общается с группой. Все наши дети замечательно относятся к нему, а мальчик чувствует себя в обществе намного увереннее и защищеннее, чем прежде. Мы планируем работать с ним и дальше, не останавливаясь на достигнутом.

- Наверное, мама Леви очень обрадовалась?

- Конечно. Вообще, она очень сильная женщина, всегда нас поддерживала, мы работали в тандеме с ней, что очень важно. Уверена: без помощи мамы нашего воспитанника все усилия «Адара» оказались бы бесплодными. Помню, на прогулке Леви не давал никому руку, кроме нашей ребецен Хаи-Мушки. Сегодня все иначе: он начал свободно общаться с детками, у него появилось много верных приятелей. Он словно раскрыл все свои таланты и способности после глубокой зимней спячки и забвения. Вместе со всеми в игровой форме учит английский, традиции, молитвы. Ребенок очень сообразительный и уравновешенный, когда другие детки балуются, наш герой поражает остальных абсолютным спокойствием и усидчивостью. В прошлом году он искренне спросил свою маму: «Почему ты забираешь меня после обеда? Хочу оставаться в садике до конца, приходи за мной после ужина...» Помню, это был для всех нас настоящий праздник. Уверена: такой завидный результат — итог слаженной четкой грамотной добросовестной работы всего коллектива нашего детского сада

Похожие статьи