В Израиле проживает крупнейшая в мире община горских евреев — примерно 120 тысяч человек. По величине она схожа с такими этнообщинами, как: друзы, бухарские и эфиопские евреи.
Связь евреев Кавказа с Эрец Исраэль, несмотря на большие расстояния, никогда не прекращалась, но документально она прослеживается с рубежа XVIII-XIX вв. Первые исследователи истории горских евреев (Гербер, Анисимов, Волконский, Бежанов, Козубский и др.) описали их образ жизни и связь с мировым еврейством в своих трудах. Однако нигде не документировано, когда на Кавказ стали прибывать первые шалиахи (посланцы) со Святой Земли. Но если обратить внимания на старинные рукописи, молитвенники на иврите, которые содержались в синагогах или в семьях потомков раввинов с незапамятных времен, можно прийти к выводу, что горские евреи неоднократно получали религиозную литературу из Эрец Исраэль.
В середине XIX в. группа горских евреев иммигрировала в Эрец Исраэль и основала в Иерусалиме свою общину. Со временем эта небольшая по численности община становится на Святой Земле культурным центром для горских евреев, оставшихся на Кавказе. Следует отметить, что это явилось предпосылкой к созданию своего религиозного центра, они, как и представители бухарской и грузинской еврейских общин, перестали быть зависимыми от культурного и религиозного патронажа со стороны ашкеназской и сефардской общин.
За праздничным столом из года в год на Кавказе в каждой еврейской семье, поднимая бокал с вином, говорили: «Сал hигэ э hoри бебеho, э Ерушолоим!» (На будущий год, на Земле предков, в Иерусалиме!) Это была заветная мечта каждого еврея, проживавшего в галуте, носившая, конечно же, религиозный характер. На Святую Землю приезжали в основном раввины, порой с группой паломников. О первом документально зафиксированном еврее, прибывшем с Кавказа, сказано: в 1806 г. в Эрец Исраэль прибыл раввин Авраам из Еврейской Слободы (Куба, Азербайджан), но, не сумев адаптироваться, вернулся обратно.
В 1865 г. из г. Темир-Хан-Шура в Эрец Исраэль прибыл с группой паломников раввин Йегушуа бен раби Ханука. Он привез с собой денежную помощь для малоимущих семей и ешив Иерусалима и приобрел для них два свитка Торы. В эту группу входил молодой человек Шербет Нисим-оглы (отец будущего этнографа Ильи Анисимова), который остался учиться на три года в иерусалимской ешиве.
В 1887 г. Святую Землю посетили два известных раввина с Кавказа: Яаков бен Ицхак Ицхаки из Дербента и Хизгил бен Авраам Мишаилов из Темир-Хан-Шуры (будущий основатель сионистского кружка в этом городе). Раби Яаков Ицхаки прибыл вторично, первый раз он совершил паломничество в 1876 г. Экономическое положение евреев Эрец Исраэль в те годы было крайне тяжелым, небольшая община кавказских (70 человек) или, как их именовали, «черкесских» евреев, так и не смогла основать свой район в Иерусалиме из-за недостатка денежных средств. Но они обосновались в районе Бейт-Шмуэль, вне стен Старого города, неподалеку от Дамасских ворот. Со временем они построили в этом квартале синагогу «Бейт-Шмуэльве-Захария» и колель «Дагестан». Вокруг синагоги выстроили несколько домой для семей горских евреев. Некоторое время спустя район получил название «Шхунат Бет-Шмуэль шель а-кавказим».
Раввин Яаков Ицхаки, посетив родную общину, был крайне обеспокоен бедственным положением своих соплеменников. Из-за «маренового кризиса» с Кавказа перестали поступать пожертвования, и к тому же иерусалимские ешивы перестали опекать соплеменников. Раввин обязался по возвращении в Дербент собирать пожертвования по Кавказу для регулярной помощи им. Небольшую денежную помощь горско-еврейской общине оказал через своего агента Эдуарда Розенгейма барон Ротшильд.
Помощь родной общине оказал также раввин Шербет Нисим-оглы, прибывший в 1890 г. вторично в Иерусалим. Он приобрёл участок земли у Львиных ворот, чтобы основать там синагогу «Мизрах-Шемеш» и ешиву «Тора-Ор». Для реализации этого плана им была создана организация «Общины Дагестана». В 1894 г. раввин издал в Иерусалиме на иврите брошюру «Древности горских евреев», поручив средства от продажи передать горским евреям, проживающим в Иерусалиме.
В 1907 г. в Эрец Исраэль прибыл вместе со своей семьей и группой последователей один из авторитетных раввинов того времени, Яаков Ицхаки. Вскоре они основали в пригороде Рамле поселение Беэр-Яков.
В конце XIX в. начался новый этап алии на Святую Землю. Он был связан с распространением сионизма среди представителей горско-еврейского народа и положительного настроя и восприятию новых его веяний и к переселению в Эрец Исраэль. Этому способствовало постоянно ухудшавшееся экономическое положение евреев в царской России.
Как часто, расспрашивая потомков раввинов о праведном жизненном пути их предков, я слышу такую фразу: «Мой дед пешком дошел до Святой Земли…» Да, путь с Кавказа в Эрец Исраэль был нелегким, но добраться посуху было просто невозможно. В основном, паломники добирались через города: Бейрут, Александрию, и затем по Средиземному морю к портам: Яффо и Акко.
К сожалению, тема «О связи евреев Кавказа со Святой Землёй» недостаточно изучена. Почему-то нет возможности найти документально зафиксированные сведения о евреях Кавказа до XVII века. Евреи, где бы они ни жили, на протяжении многих веков изучали Тору, и поэтому могли читать и писать на древнееврейском языке. Но возникает вопрос: почему в былые времена среди представителей еврейской общины Кавказа никто не взял на себя ведение летописи своего народа? А может, эти записи были уничтожены в нелегкие годы насильной исламизации или затерялись по дороге, в надежде спастись в горах Кавказа, кочуя из одного аула в другой…