15 февраля мы публиковали интервью с поэтом Мордэхаем Раханаевым, в котором он скромно умолчал о том, что готовится к изданию его очередная книга. На минувшей неделе она уже вышла из печати. Сегодня мы беседуем с автором о его книге.
- Мордэхай, ваша первая книга стихов, «Недопетые песни мои», вышла в 2006 году, и вот спустя 15 лет вышла вторая. С чем связан такой большой перерыв? Только ли с финансовыми трудностями?
- Думаю, что для новой книги, на мой взгляд, не было достаточно материала. Хотелось, чтобы новая книга была более содержательной и, если можно так выразиться, более взрослой.
- Если в первой вашей книги были только стихи, то основным произведением в данном сборнике выступает всё же роман «Браки заключаются на небесах». Что это, желание попробовать себя в прозе или поиск чего-то нового?
- Прозу писал и раньше, но прошлые работы, по разным причинам были, остановлены на полпути. Немало было написано статей, очерков, они опубликованы в разных изданиях. Пару раз брался за романы, но они должны были быть намного содержательнее и, соответственно, длиннее.
- Итак, роман: как пришла идея написать это произведение? Долго вы его писали?
- Идея? Даже не знаю. Начал писать, вспоминая сюжеты из своей жизни, а потом все само пошло, как и стихи. «Браки заключаются на небесах» писались на работе, за мясным прилавком, они писались небольшими абзацами в фейсбуке, с дикими ошибками и со многими нестыковками. Спустя год пришлось их собирать, подключать редакторов, чтобы они могли привести работу в человеческий вид. У меня самого времени не было.
- Главный герой произведения — горский еврей, соблюдающий еврейские традиции и к тому же немного поэт. Можно ли сказать, что его образ вы писали с себя?
- Все образы у меня — собирательные. Там можно увидеть и моих родителей, и моих родственников, хотя ничего общего с романом у них нет, и не может быть. Просто нужно было с кого-то писать образы, их характеры. И, пользуясь случаем, хочу всех читателей попросить, чтобы никто не ассоциировал моих героев с конкретными людьми, как бы они их ни напоминали. Дело в том, что и герои, и сюжет могут напоминать каждому читателю и самого себя, и свое окружение и вообще — свою жизнь. Всем известна эта знаменитая фраза: «Все из жизни берётся».
- Что вы хотите, что бы читатель почерпнул из вашего романа?
- В предисловии к роману приводится рассказ из Талмуда, там, в нескольких предложениях сказано все, что можно почерпнуть. Но, чтобы быть более доступным, объясняю. Во все времена и у всех народов рассказывается, насколько сложно молодым людям создать свою семью, свой теплый очаг. Вроде и любят друг друга и все условия позволяют. Но откуда-то берутся проблемы. Вдруг с обеих сторон объявляются недоброжелатели: завистники и просто подлецы. Поэтому, несмотря ни на что, нужно верить в свой выбор, не верить сплетням и бороться за свое счастье.
- Как уже было сказано, вторая часть сборника — это стихи разных лет. Это всё то, что было написано за 14 лет со времени издания первой книги, или это всего лишь часть?
Стихи писались всегда, но не всегда сохранялись. Стихи в большинстве своем сами приходят, словно ниспосланные с Неба, как и музыка — композиторам. Мы это называем вдохновением. По моему мнению, и стихи, и статьи, и романы должны писаться только под вдохновением. Никогда не придерживаюсь никаких принципов, и это можно увидеть в моих стихах разных жанров. Единственное, что должно сопровождать мои произведения, — это вера во Всевышнего, БЛАГОСЛОВЕННО ИМЯ ЕГО.
- Спасибо вам за ответы и творческих вам успехов!
- Спасибо и вам за ваше внимание, и позвольте мне, пользуясь случаем, поблагодарить людей, которым я обязан выходу этой книги, это, прежде всего моя семья, родители, супруга, это и мои коллеги по перу: Роза Мардахаева-Данилова и Эльмира Шалумова, а так же Шауль Симан-Тов, который подготовил книгу к публикации, и Ассоциация «АзИз», которая её выпустила.
В заключение хотелось бы привести несколько отрывков из предисловия к книге, которое написала член Союза писателей Израиля Роза Мардахаева-Данилова. В нем она даёт свою оценку как самому роману, так и стихам, опубликованным в этом сборнике.
«Роман «Браки заключаются на небесах» повествует о чистой высокой любви молодого религиозного парня к своей прекрасной избраннице, о нелёгком пути к достижению её руки и сердца. Любовь и страсть, коварство и предательство – всё это проносится героем романа с достоинством с помощью веры в Творца. Бесспорно, в становлении Раханаева-писателя, Тора и религия сыграли исключительную роль, что прослеживается во всем его творчестве. Его персонажи подвластны силе религиозного чувства, которое является источником любви и познания счастья. Философия жизни, интерес к истории еврейства, её истоков, реальность и мистика, вера в чудо и добро подчёркивают неразрывную связь автора с Богом.
Автор умело, с максимально возможной для художественного текста простотой, говорит о философских проблемах. Такое осмысление всего происходящего, стремление найти во всём рациональное зерно, дойти до истины, истоков любви, воспевание духовного начала – вот основные тенденции творчества талантливого писателя и поэта Мордэхая Раханаева. Умение описать и передать эту философию поэт черпает из недр мировой и русской литературы, являясь их большим знатоком…
…Параллельно он подводит читателя к раздумьям о жизни, традициях и обычаях горско-еврейской семьи, свято чтимых горскими евреями до сих пор, где бы они ни проживали. Это побуждает читателя ощущать себя участником событий, влияющих на наше мировоззрение и поведение в обществе. В этом романе каждый из нас может найти себя или частичку своей судьбы, своей истории.
…Вместе с этим, среди творений наших самобытных поэтов-современников творчество М. Раханаева отличается своей нежностью и задушевностью. Его стихи оставляют глубокое впечатление своей жизненностью и правдивостью, затрагивают до глубины души. Огромная любовь к ближнему, честь и уважение, почитание родителей – красной нитью проходит через его поэзию. К этой заповеди Торы поэт относится с особым вниманием. Тора приравнивает почитание родителей к почитанию Самого Всевышнего. «Отец и мать равноправны с Всевышним в создании человека: родители создают тело ребёнка, а Всевышний даёт ему душу – оба «вклада» важны в равной степени, так как при отсутствии любого из них, человек не может существовать», – объясняет эту заповедь поэт-лирик…»