|
Яна Любарская
Яна Любарская

Людмила Агабабаева: «После пандемии первым делом полечу в Израиль!»

Людмила Агабабаева: «После пандемии первым делом полечу в Израиль!»

В Германии продолжается локдаун, закрыты все магазины, кроме продуктовых, запрещены массовые мероприятия, местные жители по-прежнему испытывают ряд коронавирусных ограничений. Помимо прочего, германские граждане активно спорят, какая же вакцина лучше: AstraZeneca, Pfizer, Johnson & Johnson? До сих пор в европейском обществе не прекращаются обсуждения, собираются ли немецкие власти закупать российский препарат «Спутник V»? О ситуации с коронавирусом в одной из главных европейских стран, о тестах на ковид, о прививках и, конечно, о наших еврейских делах мы душевно, тепло и невероятно информативно поговорили с медиком, горской еврейкой, уроженкой Баку Людмилой Агабабаевой, давно проживающей в Берлине.

- Людмила, что сейчас происходит в Германии в плане коронавируcных ограничений?

- Локдаун у нас продлили до 18-го апреля, не работают никакие иные магазины, кроме продуктовых. Немцы также отмечают Пасху, и власти стараются в этот период избегать массового скопления народа в гостях, в общественных местах. Параллельно с локдауном, люди продолжают делать прививки.

- Вы уже сделали прививку? Что думаете о российском препарате «Спутник V»?

- Нет, мы с супругом пока отказались от прививки, а в дальнейшем посоветуюсь с нашим семейным врачом, и если доктор отправит сделать укол, так и поступим. Надо отметить, что обычные прививки, будь то взрослым от гриппа или детям от ветрянки, в Германии делают в кабинетах домашних врачей, а в случае с вакциной от коронавируса такой метод не подходит, вакцину нужно хранить при экстремально низких температурах около 70-80 градусов ниже нуля. Таких холодильников у домашних врачей нет, поэтому в Германии, как и у вас, в России, решили создать сеть специально оборудованных центров вакцинации. Я не против «Спутник V», считаю, это хорошая вакцина. Отмечу, мои коллеги, сотрудники воспользовались прививкой AstraZeneca, о которой среди нас ходят неоднозначные мнения, и на всех она действует по-разному. Кто-то после нее три дня не вставал с кровати, температурил, кто-то перенес легко, пришел на следующий день на работу. У кого-то болели суставы, не отпускало головокружение, но страшных побочных явлений ни у кого из своих коллег не встречала, хотя слышала и о случаях летальных исходов после вакцинации. По-прежнему работаю со своими пациентами в берлинском доме престарелых, провожу им ежедневно около 20 тестов на ковид. К счастью, «коронованных» больных в нашей семье не было, а вот наш близкий друг-бакинец ушел из жизни из-за рокового вируса.  

- Мы записываем наш разговор в двадцатых числах марта 2021 года. Наверняка, как и все еврейские женщины, вы сейчас усиленно готовитесь к Песаху?

- Конечно, тщательно убираем квартиру, каждый закуточек, чтобы перед праздником у нас все было идеально! Сегодня с сестрами купили мацу и все необходимые продукты, к Песаху начинаем готовиться очень рано, это один из главнейших праздников в нашей жизни. Бережно сохранили все, чему нас научили мама, бабушка, учим еврейской традиции уже своих детей и внуков. Мы росли в Азербайджане, где традиции Песаха обязательно передавались евреями из поколение в поколение и были нами впитаны с молоком матери. Наблюдала за всем этим с детства, у меня было две бабушки, от которых всему научилась. Мамина мама, Шушана Нафталиева, прекрасно готовила, славилась своими невероятно вкусными обедами. В Баку все знали о ее талантах, о том, как изумительно она готовит голубцы, и мечтали попасть к нам в гости и отведать их. Мой папа, Лазарь, был футбольным фанатом, дружил с игроками легендарной команды «Нефтчи». Спортсмены знали, как вкусно готовит моя бабушка, не раз лакомились ее голубцами, будучи гостями нашего дома. На Песах у нас, естественно, делали эти самые голубцы, варили куриный бульон с яйцами и зеленью, со шпинатом, делали вкусную курицу, тушенную в зелени и каштанах. На наших весенних столах обязательно присутствовала рыба: кто-то к празднику ее фаршировал, кто-то жарил — каждый орудовал на кухне по-своему. Основное место, среди иных яств, занимала маца, и все эти 7-8 дней мы не ели хлеб и ничего квасного. Перед Песахом, как и сегодня, убирали каждый уголок нашей бакинской квартиры, чтобы в доме ни оставалось ни муки, ни дрожжей, ни макарон. Что-то из домашних припасов отдавали соседям или употребляли все до праздника, иногда специально не приобретали перед важными днями ничего запрещенного. Всегда тщательно перемывали всю посуду, стены на кухне, ванную, окна, стирали занавески, разбирали содержимое шкафов. Конечно, мы и так на протяжении всего года сохраняли чистоту, а эту генеральную уборку начинали за две недели до Песаха, так эта добрая традиция передалась всем девочкам в нашей семье на всю жизнь.

- Теперь понятно, откуда у вас такое глубокое знание еврейских традиций…

- Моя мама, Бася, прекрасно вела хозяйство, папа, Лазарь, работал в «Военторге», слыл настоящим отцом семейства, всегда доставал дефицитные продукты. У нас было все, мы жили в достатке, даже в избытке. Поэтому мама много и часто готовила, и каждый раз на Песах у нас дома чередовались многочисленные гости. Иногда мы сами отправлялись по приглашению в квартиры родительских друзей всей нашей большой дружной семьей, ходили к маминым подругам, к папиным друзьям. Мои родители запомнились окружающим очень коммуникабельными людьми, обладали массой добрых знакомых, мы с детства воочию наблюдали, как отмечают Песах, понимали, что можно есть в этот период, что нельзя. По обыкновению, будучи детьми, дожидались папу, который приходил из синагоги и всем своим пятерым детям, жене, с любовью отламывал по кусочку мацы, на который мазал немного харосета — смеси из перемолотых орехов с яблоками. Все это следовало закусывать зеленью, так как каждый компонент нашей праздничной трапезы имел свое, определенное значение и напоминал о тех днях, когда евреи бродили по пустыне, пока не дошли до Земли обетованной.

- Как проходит изучение горско-еврейского языка в группе «Зуун дэдэи»?

- Продолжаю изучать джуури с радостью, вместе с Фридой Юсуфовой регулярно проводим уроки, увлекательные зум-конференции, обсуждаем разные темы, наши еврейские праздники, пишем стихи, делаем переводы легенд и притч. Каждую неделю отмечаем юбилеи, поздравляем своих единомышленников-чатовцев с выходом их новых книг в печать. Например, сейчас к изданию готовится книга нашей поэтессы Хумы Абрамовой-Нахшуновой, и через две недели мы опять соберемся в зуме и будем поздравлять ее с этим знаменательным событием. Лично я по-прежнему активно сочиняю стихи и песни. Поэзией на джуури у нас увлеклись даже те, кто раньше никогда не писал стихов, многие прекрасно научились говорить на родном языке, одним словом — в нашей группе происходит масса положительных и светлых моментов!  

- Откуда берете на все это силы? Работа, дом, он-лайн группа…

- У меня на работе действительно весьма напряженный график, тружусь с понедельника по четверг: так как строго соблюдаю шаббат, мой работодатель разрешил мне пропускать пятницу. Мои дни проходят за компьютером, контактирую с государственными службами, с пациентами, веду документацию по всем своим подопечным, посещаю их на дому в составе комиссии. Сейчас на мне также лежит большая нагрузка из-за тестов на ковид, которые провожу на своем рабочем месте. Откуда беру на все силы? Я по натуре трудоголик, полностью отдаюсь работе, после — занимаюсь домашним хозяйством, а вечером с радостью захожу в нашу группу, чтобы окунуться в атмосферу горско-еврейского языка, пообщаться с близкими друзьями, обсудить новости. Сейчас, перед Песахом, все заняты сильнее обычного, но после праздников наша коммуникация и частота встреч возобновятся на прежнем уровне.

- Приходится ли вам в Германии скрывать свою национальность, свое происхождение, закрывать на улицах шарфом кулон с магендавидом, или такой проблемы у вас не существует?

- Никогда ничего не боялись, в частности — в моей семье, и свое происхождение в Германии ни разу не скрывали. Конечно, здесь тоже встречались всплески антисемитизма, митинги нацистов, злодеи не раз оскверняли еврейские могилы, но я и мои родные негатива в этом плане не ощущали, свою принадлежность не прятали. Уверена, каждый человек должен знать, к какому этносу относится, помнить о своих корнях.

- Слышала, немецкая вакцина AstraZeneca вызывает сильные побочные эффекты и якобы из-за этого, именно сейчас ваши медики вовсе отказались от ее использования. Так ли это?

- Какое-то время вакцину AstraZeneca у нас действительно не применяли, а сегодня снова запустили на рынок. Моя дочка замужем за немцем, и он сделал укол от AstraZeneca, а его жена аллергик, и я предупредила ее, что людям с аллергией лучше пока не ставить подобную прививку. В нашей стране также имеются вакцины Pfizer, Johnson & Johnson, и жители Германии могут выбрать препарат сами, сделав укол в весьма цивилизованных, удобных, современных прививочных центрах, куда надо записываться заранее.

- Людмила, когда нас навсегда покинет ковид? Возможно ли это, или он подвергнется некой мутации и останется с нами надолго? Интересно ваше мнение, как медика…

- Когда-то, в начале прошлого века, весь мир лечился от гриппа (испанки), но вскоре он исчез. Думаю, ковид, как и испанка, без всяких мутаций уйдет в никуда. Кстати, каждый год виды гриппа отличаются друг от друга, поэтому никогда не делаю себе прививку от гриппа, считаю это бессмысленным.

- Что в первую очередь совершите, когда закончится карантин?

- Первым делом куплю билеты на самолет до Израиля, дабы увидеть и обнять всю нашу группу, участников «Зуун дэдэи», людей, ставших такими близкими, давно об этом мечтаю. Поэтому, как только локдаун закончится, границы откроются, мы с сестрами полетим на Святую Землю...

Похожие статьи