|
Яна Любарская
Яна Любарская

Лея Соломонова: «Мы на российском рынке одни из первых!»

Лея Соломонова: «Мы на российском рынке одни из первых!»

Талмуд гласит: все, что нам дают кошерные животные, является кошерным, включая их молоко, а все, исходящее от некошерных четвероногих, — трефное. Почти вся молочная продукция проходит различные процессы обработки и модификации, где используется множество ингредиентов. По этой причине кошерные молочные продукты должны производиться на оборудовании, ранее не использовавшемся для обработки мясных продуктов, а соблюдающим кашрут следует выбирать молочное исключительно со знаком кошерности на упаковке. Именно об этом мы поговорили с горской еврейкой Леей Соломоновой, владелицей оригинального кошерного бренда «Бен Соломон», чей молочный магазин и мясной ресторан «Пицца и Стейки» расположены в Марьиной Роще, по ул.Тихвинской, 4.

- Лея, начнем с традиционных вопросов: где вы родились, как сложилась судьба ваших предков?

- Родилась в Казахстане, мои родители в то время там работали. В семье нас было семь человек, я самая младшая сестра. На сегодняшний день нас осталось три сестры. Моя мама родом из Махачкалы, папа и его родители — из Ставропольского края, из местечка, где во время войны немцы живьем закапывали евреев. Перед приходом фашистов горские евреи начали оттуда массово бежать. Так как до Дагестана немцы не дошли, мои предки нашли спасение именно там, и мои сестры и братья родились уже в Буйнакске. Мои бабушка и дедушка очень рано ушли из жизни, в 38-39 лет, так как, попав в Дагестан, заболели и умерли. Осталась только бабушкина сестра, она находилась рядом на протяжении всей жизни, помогала, в 90-м году репатриировалась в Израиль, где умерла. Моя бабушка по маминой линии была очень религиозной, читала Тору, ела только кошерное мясо. Мне было лет пять, когда ее не стало, и я толком не видела своих бабушек-дедушек, помню только мамину маму. Из Казахстана мы переехали в Пятигорск. В то время, в 90-е годы прошлого века, джууро в основном переселялись в курортный Пятигорск, и на тот момент в нем собралось достаточно много горско-еврейских семей. С пяти лет я уже находилась в этом городе, закончила местную школу, мои сестры вышли там замуж.

- Что было дальше?

- По нынешним меркам довольно рано, в 16 лет, я встретила своего будущего супруга Шимона (Константина) Соломонова, у нас состоялась хупа. Мой будущий муж родился в Хасавюрте в семье, где соблюдались все еврейские традиции, он прошел весь путь, предназначенный еврейскому мальчику. Его отец Ёшор (Владимир ) Соломонов всю жизнь проработал в потребкооперации, мама, Пурим Ефремова, медицинский работник. Первый класс он окончил в Хасавюрте, а потом, в связи с работой отца, семья Соломоновых переехала в Казахстан. Шимон окончил школу уже в Семипалатинске, учился в пушно-меховом техникуме, получил специальность товароведа пушно-мехового сырья. Но вернемся к моменту заключения нашего брака. В то время я усиленно готовилась в педагогический институт, но обстоятельства сложились так, что умер мой папа, и планы изменились. Так я и не поступила, вышла замуж, с Б-жьей помощью сначала родилась моя старшая дочка Пурум (Ольга), которой сейчас 29 лет, а потом, после долгого перерыва, два сына, Соломон и Борух (Слава), им сейчас 20 и 19 лет. Мои дети — мое счастье! Вскоре из Пятигорска, когда мое чадо было еще маленьким, переехали в Ставрополь — из-за работы мужа. На новом месте открыли ресторан, который успешно функционировал, наше дело росло и развивалось, бизнесом занимались вместе с супругом. 

- В какой-то момент вы связали свою жизнь с еврейской общиной Ставрополя?

- Верно. Здания синагоги там как не было, так и нет, поэтому местные евреи издавна собирались в общине. Однажды в Ставрополь приехал раввин из Канады, начал приходить в наш ресторан, мы подружились семьями, все это крепко связало нас с общиной. Мы принялись постоянно ее посещать, помогать ее прихожанам, заниматься благотворительностью, проводить разные мероприятия в нашем заведении, накрывали пышные столы. Когда в 2009 году раввина из Канады депортировали из России, состоялось большое собрание, где Шимона (Константина) Соломонова избрали председателем Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община Ставропольского края». Мы постепенно вникали во все тонкости дела, а потом Берл Лазар отправил к нам раввина Александра Нестерова с семьей. Община Ставропольского края все эти годы успешно расширялась и сегодня также находится на хорошем счету, активно работает.  

- Можете ли немного пролить свет на историю еврейской общины в Ставропольском крае?

- История еврейской общины на территории современного Ставропольского края насчитывает как минимум 200 лет, она создавалась евреями из отставных нижних чинов, которые занимались мелкой торговлей, служили по «питейной части», работали башмачниками. В 1911 году в Ставрополе уже действовал молитвенный дом. В 1930 году синагога, молельный дом и другое имущество были отобраны, и община на 60 лет ушла в подполье. В наши дни община стала теплым домом для всех евреев Ставропольского края. К счастью, ее численность не уменьшается и буквально каждый день пополняется новичками, желающими участвовать в еврейской жизни, приобщаться к еврейской культуре, этому способствуют и разнообразные, образовательные и просветительские общинные программы: воскресная школа, ульпан, молодежный и женский клубы, библиотека, вокально-инструментальный ансамбль, кружок изобразительного искусства. Желающие могут научиться плести макраме, выжигать, рисовать. Община прекрасно отмечает все еврейские праздники и встречает шаббаты, строго держит религиозные посты. Евреи, желающие уехать на ПМЖ в Израиль, могут получить в этих стенах всю необходимую информацию, связанную с консульской проверкой документов и отъездом. В хеседе нашим нуждающимся подопечным оказывается благотворительная помощь. Община также сотрудничает со всеми национальными диаспорами и объединениями, представленными в Ставропольском крае, постоянно находясь в эпицентре общественной жизни

- Когда вы начали заниматься кошерной молочной продукцией?

- В 2014 году мы выпустили первое кошерное мороженое, а наш бизнес начался в 2015-м. Сначала производили для Москвы мороженое, которое отправлялось во все еврейские общины столицы, а в 2020 году открыли уютный магазин, лавку и ресторан. Очень любим свое дело, нам нравится кормить своих покупателей вкусными, аппетитными, полезными, кошерными продуктами. Сегодня на наших прилавках можно найти богатый ассортимент молочных продуктов, 15 видов наименований сыров, 6-7 видов мороженого, глазированные сырки. Все это пользуется у нашей аудитории огромным спросом.  

- Каков портрет ваших московских покупателей, какова ваша целевая аудитория? Как на ваших предпринимательских проектах отразилась пандемия?

- К нам, в основном, приходят многодетные еврейские семьи, приобретающие молочную продукцию. Гордимся, что мы не закрывались даже во время пандемии, осуществляли бесплатные доставки заказов до дверей заболевшим евреям, находящимся на карантине. И, к счастью, на деятельности магазина пандемия не сказалась. Но многие знают, что на улице Тихвинской, 4, помимо магазина и молочной лавки, находится еще наш ресторан «Пицца и Стейки». В период пандемии ресторан работал навынос, но в нем, к сожалению, не обошлось без сокращений персонала — из-за отсутствия потока клиентов в месяцы самоизоляции. Осталось несколько человек, которые трудятся с нами до сих пор, с первого дня запуска проекта.

- Откуда к вам поступает молоко?

- Молоко специально для нас производится на семейной ферме под Ставрополем. Поставки происходят не особенно часто: только одни сыры зреют 2-3 месяца, наше мороженое — тоже полугодичное, сырки хранятся до трех месяцев. На российский юг направляется целая группа машгиахов, они между собой меняются, рано идут на дойку, весьма строго следят за всем процессом производства. На огромный ставропольский завод молоко приходит откошерованное, и с ним начинается дальнейшая работа на нескольких линиях. Таким образом выпускаем кошерное мороженое, сырки, домашний сыр, кефир, мацони, и людям все это очень нравится.  

- Вы много раз переезжали. Какое место можете назвать своей родиной?

- В будущем родина всех евреев — Израиль. При этом очень благодарна бывшему СССР, современной России. Люблю уже ставшую привычной Москву, живу здесь много лет, в столице у меня родственники, сестра, тетя. Когда я была маленькой, мы с родителями часто сюда приезжали. 

- Знаете ли горско-еврейский язык? Почему для джууро важно его сохранять?

- Конечно, джуури для нас очень важен и нужен, дети часто просят меня об уроках горско-еврейского. Я понимаю джуури, могу ответить, но сама разговариваю на нем слабенько, мой супруг может на нем общаться легко, моя мама также прекрасно его знает. Уверена: нужно обязательно сберечь джуури для наших потомков, чтить свои корни, будем очень стараться выполнить свою миссию.

- Сейчас на российском рынке представлен огромный выбор элитной молочной продукции, в том числе — от разных фермеров. В чем таится секрет вашего успеха?

- Мы на российском рынке едва ли не первые производители, выпускающие кошерную молочную продукцию. До нас покупатели магазинов встречали на прилавках кошерный молочный бренд «Тевье-молочник», у них тоже были очень хорошие, качественные, вкусные продукты, но потом наши предшественники закрылись, и после них мы считаемся в этой сфере первыми. А кошерное мороженое до сих пор выпускаем только мы, поэтому, перед Шавуотом у нас в магазине царило настоящее столпотворение.  

- Как строится ваш рабочий день?

- Работаем практически сутками. Благодарю Б-га, что у нас есть наш священный шаббат, когда с вечера пятницы и всю субботу — отдыхаем. А так, с утра каждый в нашей семье просыпается и идет по своим делаем. Уверена: чтобы все успевать, нужно обязательно планировать все вещи заранее, тогда все сложится хорошо.

- Расскажите, пожалуйста, о своих планах на будущее. Как думаете развивать и продвигать бизнес?

- Планируем поставлять нашу молочную продукцию — сыры, масло, сырки — в Израиль и США, соответствующие документы уже готовы, местные чиновники одобрили нашу идею, в разработке пока лишь этикетки, их обдумывает дизайнер. Не сомневаюсь, подобного качества, вкуса, натурального состава на Ближнем Востоке точно нет, чего стоит одно только наше обалденное ставропольское масло! Попробовав его, перейти на другое масло будет не так просто... Какое-то время я жила в еврейском государстве и знаю, о чем говорю. Также по заказу клиента производим мясные кошерные полуфабрикаты, но это — тема отдельного разговора. Всю дополнительную информацию можно получить по номерам: +7 918 776-77-70; 8 (499) 978-92-10, наш инстаграм: bensolomon770  До встречи, наши дорогие посетители!

Похожие статьи