|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Давид Бахшиев: славный путь горско-еврейского раввина

Давид Бахшиев: славный путь горско-еврейского раввина

На Кавказе до революции было немало дипломированных раввинов, которые получили религиозное образование в ешивах Вильно, Мира, Слободки и других центрах ашкеназской учености. 

Однако после установления Советской власти большинство из них были репрессированы, сосланы в сталинские лагеря, откуда многие так и не вернулись. Почти все они были реабилитированы в 50-х годах. Те же, кому удалось избежать репрессий, негласно продолжали заниматься духовным служением. К их числу принадлежал раби Давид Бен Бахши, родившийся в Дербенте в 1870 году. До революции их семье принадлежали сады, виноградники, рыбные промыслы и магазины. В период «угара НЭПа», в 1928 году, их семья, как и многие другие зажиточные соплеменники, добровольно отдала новой власти свои богатства, стремясь таким образом спастись от репрессий. Трудно представить, как за один миг можно лишиться богатства и перестроить свою жизнь в другое русло, сколько выдержки и стойкости надо иметь.

Бахшиевым принадлежало несколько домов в центре Дербента, по улице Канделаки, от №35 до №41 (ранее 1-я Комендантская). С 18-ю комнатами, с просторными подвалами, где хранились бочки с вином, которые вывозили для продажи на ярмарки в разные города России. Но наступили смутные времена, у них забрали не только все богатства, но даже и жильё. В книге «О чем молчат дома?» Ирины Михайловой, есть раздел, посвященный именно домам Бахшиевых, с сохраненной на фасаде одного из зданий надписью на иврите: «Дом принадлежит Бахши Бен Яакову, построен в 1898 г.».

Как отмечает И. Михайлова: «К большому сожалению, фасад этого дома испортили уродливыми пристройками... Дома были национализированы 4 июля 1935 г., в одном из них размещалась администрация винсовхоза «Луч», переименованного впоследствии в «Путь коммунизма». В 1960-х гг. там был открыт народный татско-еврейский театр под руководством режиссёра Петра-Хаима Агарунова. Второй этаж был надстроен в 1987 г., и в настоящее время в нем размещается Дербентский районный отдел внутренних дел».

Одним из потомков этого рода является жительница Германии журналистка Сабина Бахшиева. Она описала историю своего рода вместе со своим дядей, Давидом Бахшиевым, проживающим в Москве. Д. Бахшиев вспоминает: «Когда деда Давида раскулачили, он вынужден был уехать из Дербента со своей многодетной семьей в Махачкалу и устроиться работать жестянщиком. Сам он был здоровым человеком, никогда не обращался к врачу. Наш отец Рафаил-Роман рассказывал мне об обстоятельствах его кончины. В тот день дедушка, придя из синагоги, поужинал, выкупался и затем в разговоре с сыновьями сообщил им, что сегодня ночью уйдёт из жизни. И действительно на утро не проснулся. Это было в 1946 году».             

О своем дедушке рассказала также Нина Баазова (родная сестра Давида Бахшиева): «У дедушки Давида и бабушки Томор было 10 или 11 детей, из них выжило семеро: три сына — Бахши, Соломон и мой отец Рафаил (Роман) и 4 дочери — Хибо, Сивьё, Мазалту и Наамо (Нина, в честь которой меня нарекли). Своего старшего сына, Бахши, дед отправил учиться на раввина в Еврейскую Слободу (Куба, Азербайджан). Трое его сыновей были призваны после начала войны на фронт. Он всегда повторял, что его сыновья обязательно возвратятся домой, и, Слава Всевышнему, — вернулись. Мой отец Рафаил Бахшиев вернулся в конце 1945 года, так как после окончания войны он находился в Иране в составе группы советских войск. Мой брат Давид Бахшиев, названный в честь деда, занимается исследованием нашего родного языка джуури».

Раби Давид прожил яркую жизнь, он был мудрым, грамотным и порядочным человеком, свободно говорил и читал на иврите, арамейском и русском языках. Наш дедушка был учёным раввином, он не выполнял обрезаний и других обрядов, но лишь изучал Тору. Папа рассказывал, что у него в синагоге было своё кресло и когда его не стало, никто не осмеливался садиться туда. Спустя некоторое время кресло убрали. Человек широкой души, готовый прийти в трудную минуту жизни на помощь, пользовался большим уважением в народе. В военное время поддержка духовного лица была очень нужна семьям, которые чуть ли не ежедневно получали с фронта похоронки. Тяжело было смотреть в неутешные глаза солдатских матерей и вдов…»

Ушёл из жизни раби Давид Бен Бахши в возрасте 76 лет, похоронен в Дербенте.

Похожие статьи