27 январе в России отмечается день освобождения блокадного Ленинграда. Нам удалось установить имена некоторых мирных жителей блокадного Ленинграда — горских евреев, среди которых были и малолетние дети.
Авадиев Мордехай Рахмонович, 1879 года рождения, погиб в блокадном Ленинграде в январе 1942 года. Через месяц скончалась его жена, Авадиева Сарра Иосифовна, 1893 года рождения. Оба — уроженцы Дербента. Авадиев Рахман был купцом, богатым человеком, имел в городе дом, земли, виноградники. Возможно, его сын выехал в 1920-е годы в Ленинград, спасаясь от репрессий.
В Ленинграде проживали и потомки известного рода Ханукаевых. Профессор Александр Нисанович Ханукаев обезвреживал немецкие бомбы с засекреченным механизмом. К счастью, их семья выжила в годы блокады. Двухлетним погиб в блокадном Ленинграде Осипов Владимир Яковлевич, сын Якова и Евы Осиповых. Ева Беньяминовна Осипова-Мусаханова не покинула блокадный город в надежде, что ее брат, Борис Мусаханов, призванный из Ленинграда, вернется в тот же город.
1940 г. р. Место проживания: пр. Стачек, д. 4/2, кв. 33. Дата смерти: март 1942. Место захоронения: неизвестно. (Блокада, т. 22).
Из Дербента в Ленинград выехали и представители богатого рода Хананаевых. Они уехали во времена НЭПа.
Сусанна и Рафаил Хананаевы также погибли.
Сусанна Хананаева (Шушана), 1900 г.р., жена Бааза Хананаева, а Рафаил, 1928 г.р. — их сын. Проживали в Куйбышевском районе Ленинграда, на ул. Рубинштейна, д.38. Умерли в марте месяце 1942 с разницей в один день от алиментарной дистрофии. Так написано в справке о смерти ЗАГС Санкт-Петербурга. Предположительно, захоронены на Пискаревском мемориальном кладбище. В книге захоронений они также значатся. Умершие в данном районе были прикреплены к этому кладбищу.
Есть сведения и по другим Хананаевым, но установить степень родства пока не удалось. В моем архиве есть сведения о Хананаевой Анне Дмитриевне, 1922 г.р. которая проживала на Болдырев пер., в 1946 году восстановила свою девичью фамилию, Орехова, и уехала к себе на родину в Тульскую обл.
Худайнатов Иосиф Захарович, 1926 г.р. умер от голода. Гаврилов Натанил Рафаилович (уроженец Дербента), его жена Шушана погибли в Ленинграде. Шушана написала письмо своей старшей сестре Мирвори: «Дорогая моя сестра, у меня от голода опухли руки и ноги, находиться мне здесь весьма непросто. Все горские евреи разъехались из Ленинграда на время войны, кто отправился в Кубу, кто — в Дербент. Я осталась здесь совсем одна, — писала она, не спеша спасать себя и ребенка, надеясь, что бои скоро закончатся, все уладится. — Муж находится на службе, а я очень боюсь, что мой сынок умрет от голода». Второе грустное послание написано ей же, в нем она сообщила, что ее супруга убило осколком снаряда, когда тот возвращался домой: «Наш город в окружении, детей вывозят по Ладоге на пароме. На меня давят, что моего сыночка следует обязательно эвакуировать». Это была ее последняя весточка с приложенным фото малыша Дониля.
Шушана скончалась от голода, будучи беременной, и похоронена на Пискаревском кладбище в общей яме, а ее мальчика у нее забрали и эвакуировали из города по льду Ладожского озера. Но, к сожалению, ребенок, Данил Гаврилов, тоже погиб.
Вечная память погибшим!