Ашкеназы против сефардов — абсурд

Ашкеназы против сефардов — абсурд
Женщины-военнослужащие ЦАХАЛа разного этнического происхождения

Недавно израильтяне получили весьма удивительное напоминание о том, что в определенных кругах сомнительное занятие раздувать пламя межнациональной розни ради политической выгоды остается весьма востребованным.

В сообщении на своем русскоязычном сайте партия «Еш Атид» премьер-министра Яира Лапида попыталась убедить русскоязычных иммигрантов не голосовать за «Ликуд». Но вместо того, чтобы взывать к разуму, подчеркивая различия в политической программе, якобы просвещенные представители правящей элиты предпочли прибегнуть к бесстыдным оскорблениям.

Русскоязычные, утверждали они, не должны голосовать за «Ликуд», потому что он стал «партией сефардов», как будто это придает ему статус, граничащий с радиоактивным.

Если не принимать во внимание абсолютную некорректность этого утверждения, ведь председатель «Ликуда» Биньямин Нетаньяху является ашкеназом, как и многие другие видные лидеры партии, нельзя не задаться вопросом, какая логика вообще стоит за подобным аргументом.

Даже если это правда, и «Ликуд» действительно является «партией сефардов», почему это обязательно должно использоваться как причина для голосования против нее?

Единственное возможное объяснение заключается в том, что человек, выдвигающий подобное утверждение, рассматривает «партию сефардов» как нечто изначально низкое и недостойное и полагает, что он не одинок в этом отношении.

К своей чести, «Еш Атид» удалила оскорбительный пост, хотя и только после того, как он вызвал шум в СМИ, и, как говорят, уволила человека, ответственного за такую глупую пропаганду.

Тем не менее, этот инцидент, как и подобные ему в последние годы, свидетельствует о тлеющем оттенке нетерпимости, который продолжает существовать в определенных слоях общества. Прошло более семи десятилетий с момента создания государства, но, похоже, некоторые до сих пор считают, что можно извлечь политическую выгоду, причисляя оппонента к ашкеназам или сефардам.

Конечно, нелепостью было бы утверждать, что между ними нет никаких различий — религиозных, культурных, языковых или кулинарных.

Но несмотря на то, что различия между ашкеназами и сефардами могут быть реальными, важно сохранять правильную перспективу.

Потому что, при всем уважении к приверженцам превосходства как ашкеназов, так и сефардов, даже беглый взгляд на еврейскую историю показывает, что на протяжении веков обе популяции активно смешивались между собой.

Даже те, кто с гордостью заявляет о своей принадлежности к «чистым» ашкеназам или сефардам, на самом деле могут обманываться.

Рассмотрим, например, распространенную среди марокканских евреев фамилию Ашкенази. По мнению некоторых историков, ее корни восходят к XIII веку, когда многие немецкие и французские евреи бежали на юг Испании, спасаясь от антисемитских преследований. Впоследствии, когда Испания изгнала своих евреев в 1492 году, многие из них мигрировали в Северную Африку, поселившись в Марокко.

Хотя их фамилия может указывать на ашкеназское происхождение, никто не станет утверждать, что марокканские евреи, носящие эту фамилию, в меньшей степени являются сефардами или мизрахами, хотя бы потому, что их предки влились в соответствующую еврейскую общину много веков назад.

То же самое можно сказать о многих польских и литовских евреях, только в обратном порядке. В конце концов, некоторые евреи Испании в итоге поселились в этих странах, смешавшись со своими соседями-ашкеназами.

Как отмечает Маша Гринбаум в своей книге «Евреи Литвы», еще в 15 веке «раннее литовское еврейство состояло из элементов как ашкеназских, так и сефардских».

В увлекательной статье «Сефардские евреи в Литве и Латвии» Кевин Алан Брук утверждает, что «известно несколько родовых фамилий, указывающих на происхождение из Испании и Португалии», и утверждает, что российские евреи с фамилией Маймон могут иметь связь с сефардами.

Подобным образом, российский еврейский художник Леонид Пастернак, отец автора романа «Доктор Живаго», с гордостью отмечал в письме к еврейскому поэту Хаиму Нахману Бялику, что его семья происходит от дона Исаака Абарбанеля, великого еврейского ученого, изгнанного из Испании в 1492 году.

И в разных местах Польши, например, в юго-восточном городе Пшемысле, откуда происходят многие мои предки, испанские изгнанники основали синагоги, которые со временем стали центральным местом в жизни местных ашкеназов.

В связи с этим стоит напомнить, что разделение на сефардов и ашкеназов имеет эмигрантское происхождение. Ему может быть тысячелетие, но на протяжении большей части еврейской истории его не существовало.

Конечно, сегодня это факт еврейской жизни, но использовать его в качестве политического оружия или принижать другого еврея из-за его происхождения просто недопустимо.

В этом отношении и ашкеназам, и сефардам хорошо бы вспомнить историю, рассказанную в трактате Хорайот (3:1) Иерусалимского Талмуда, о мудрецах рабби Йоханане и Реше Лакише, двух близких друзьях, которые не могли быть более непохожими друг на друга.

Первый был ведущим знатоком Торы в своем поколении, а второй — разбойником, который раскаялся и стал выдающимся раввином. Они часто конфликтовали по вопросам права, но оставались близкими друзьями, настолько, что после того, как Реш Лакиш занял галахическую позицию, возмутившую Наси (главу Синедриона), его наставник и друг рабби Йоханан отправился отстаивать его интересы.

Обращаясь к Наси, рабби Йоханан сказал, что без Реш Лакиша он подобен человеку, который аплодирует одной рукой.

Возможно, это и есть модель того, как ашкеназы и сефарды должны относиться друг к другу. Не с насмешкой или снисхождением, а с симпатией и согласием. 

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи