| Яна Любарская
Яна Любарская

На «Поезде жизни» — к новой, счастливой реальности

На «Поезде жизни» — к новой, счастливой реальности

Примечательно, что автор выпускает в «Шаломе» уже вторую свою постановку. Выбор данного сюжета стал результатом долгих поисков, а определяющим фактором было соответствие двум требованиям, чтобы он отвечал миссии театра, и при этом откликался в контексте сегодняшнего времени.

Нынешняя премьера оказалась заявлена ещё летом 2023 года, а в декабре — анонсированы подробности. Вообще, почти все авторские творения Галины Зальцман — лауреаты и номинанты российских и международных фестивалей «Solo», «Территория», «Новосибирский транзит», «Фестиваль театров малых городов России», «Арлекин», «Золотой софит», «Золотая маска»: «Тема Холокоста очень распространена в еврейском культурном поле. Мне интересен этот материал, потому что он одновременно насыщен юмором и экстремально трагичен. Это – рассказ о счастливом спасении, эдакий новый Исход. Про то, как евреи от нацистов уехали в Палестину. История красивая и невероятно трогательная, нелогичная и смешная. И при этом - в ней все, как в жизни: от начала и до конца».

R5__0629.jpg

Художник - постановщик спектакля — Семён Пастух, на его счету более двухсот крупных театральных проектов. Он сотрудничает с Большим театром, с Московским академическим музыкальным театром им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, театром «Современник», Мариинским и Александринским театрами в Санкт-Петербурге и другими. Работал в США — в Американском театре балета (Нью-Йорк), в репертуарном театре Индианаполиса: «Очень люблю взаимодействовать с Галиной Зальцман в творческом плане. Это — наш четвертый совместный спектакль, и каждый из них – особенный. В «Поезде жизни», конечно, для меня — тема личная. Мои родители – румынские евреи. Папа родился в Бухаресте, а мама – в Яссах, они переехали в Молдавию перед началом войны. Потом папа ушел на фронт, а мама пережила эвакуацию.»

«Поезд жизни» — актуальная, животрепещущая история и для тех, кто способен смеяться над абсурдом реальности, и для тех, кому так нужна надежда на свет в конце тоннеля. Разумеется, постановка получилась весьма гротесковой, объединяя в причудливых, поражающих воображение образах, простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое.

R5__0523.jpg

Происходящее на сцене длится час сорок, без антракта. Сюжет постепенно переносит нас в лето 1941-го. Евреи из местечка, расположенного где-то в Восточной Европе, прослышали о зверствах гитлеровцев и на общем собрании решили ради спасения... депортировать себя сами. Что для этого нужно сделать? Конечно же, купить поезд! Проблема ли это для евреев? Нет. А вот найти нацистов, чтобы этот поезд охранять — цель не из легких, но отыскать таких обязательно надо, ведь «настоящие нацисты депортируют нас по-настоящему!» - с юмором произносят герои спектакля, неминуемо вызывая смех в зале. Вот почему им так важно не допустить появления настоящих немцев, предотвратив трагедию и возможно – спасти свои жизни.

И вот, деньги с евреев общины наконец собраны, благодаря чему, на сцене появляется поезд-фантом, идущий по Европе – в далекую Палестину, где герои должны обрести своё счастье и спасение. Правда, алгоритм движения этого железнодорожного состава не значится ни в одном расписании.

На сцене мы также видим стену, копию той, что была в Варшавском гетто. У главного героя есть только эта поверхность и уголёк, с их помощью он пересоздаёт свою реальность. Рассказчик Шломо, передающий нам свою невероятную историю, то ли сумасшедший, то ли мудрец. Актёр Антон Ксенев уточняет: для него этот герой – не реальный человек, а скорее образ, особая энергия, феномен внутренней миграции. Когда, находясь посреди кошмара, человек придумывает свой уютный уголок, где ему будет хорошо.

R5__0483.jpg

В этой истории многое переворачивается с ног на голову и меняется местами. Еврей Мордехай Шварц, переодетый в нацистскую форму, заигрывается, костюм становится его формой одежды, маска прирастает к лицу, что создает весьма сложный, многозначный образ: "Я думаю, что для каждого из нас, это - непростой и тяжелый выбор – всегда оставаться просто человеком. Это - только форма, а внутри — твоё содержание, которое должно оставаться содержанием..." – прокомментировал действия своего героя почётный деятель искусств Москвы, актёр Дмитрий Цурский.

  В премьере занято еще полтора десятка талантливых артистов. Среди них - старейшие актеры театра Григорий Каганович и Геннадий Абрамов, Янина Хачатурова, игравшие еще у режиссера Александра Левенбука, Вероника Патмалникс, Никита Кругляк, Карина Пестова, Сергей Шадрин, Антон Шварц, Дмитрий Уросов, Александр Мокроусов, Павел Шингарёв, Алина Исхакова, Николай Тарасюк, Евгений Овчинников и Игорь Цыбульский.

До глубины души тронула игра известной в театральном мире личности, Григория Кагановича, заслуженного артиста РФ, исполнявшего роль мудрого Ребе. Казалось, он настолько проникся происходящим, что во время спектакля в его глазах стояли настоящие слезы.

Насмешил и образ неумелого «машиниста поезда», в исполнении представителя еще той, старой советской актерской школы, Геннадия Абрамова, почётного деятеля искусств г.Москвы.

so3kdd1vl7b3okbf8lifo9ajy46t571c.jpg

В день премьеры, приятным и новым открытием стал для меня актер Сергей Щадрин, блестяще справившийся с ролью Йоси, его герой постоянно заставлял смеяться и улыбаться весь зал. Этот забавный, энергичный, искренний, неуклюжий и неумелый молодой человек, прообраз "маменькиного сынка" - точно заслужил в этот вечер приз зрительский симпатий.

Образы нацистов (немцев), одетые в настоящую военную форму тех лет, вызвали у меня и у остальных гостей мероприятия - ужас и полное отвращение. То и дело появляясь на сцене, со зловещими, белыми, одинаковыми окаменелыми лицами, они почему-то играли на разных музыкальных инструментах. Редкое общение с ними беглецов из еврейского местечка – порождало у гостей вечера оторопь и самые отрицательные эмоции. Режиссер, очевидно, специально чрезмерно гиперболизировала их образы, наверное для того, чтобы нам, зрителям, смотреть на фашистов было еще страшнее. И Зальцман - в полной мере удалось реализовать задуманное.

Надо также отметить, что в этом спектакле очаровали оригинальные световые решения, музыка. Музыканты были спрятаны от зрителей, но сильные, волнительные мелодии, словно в страшном кино, пробирали до мурашек, как нельзя точно соответствуя происходящему. Видно, что создатель авторских музыкальных произведений для подобных сценических постановок, заявленный в программке, как некий «Ванечка (Оркестр Приватного Танца)» - выполнил свою работу более, чем на отлично, грамотно прочувствовав всё то, что от него требуется: «В этой истории мне интересно то, что во всем ужасе, происходящем в мире и тогда, и сейчас, мы можем найти что-то прекрасное. А когда прекрасного нет - придумать его. Музыка к спектаклю рождается в процессе репетиций, разговоров, прочтения материала, общения с артистами. Это – мой третий спектакль в этом театре, и хочу сказать: обожаю труппу «Шалома». Здесь не нужно объяснять, что я хочу от артистов, которых я в тот или иной момент «делаю» музыкантами. Мы полностью доверяем друг другу.»

Невероятно впечатлили и аутентичные, правдивые костюмы к спектаклю - самые разнообразные, сочные, яркие цвета, как нельзя лучше соответствующие своим героям и минувшей исторической эпохе.

R5__0444.jpg

Возвращаясь к теме декораций. До начала спектакля, я долго размышляла, как же режиссер поместит на сцену целый поезд? Какими художественными средствами и приёмами Галина Зальцман решит эту нелёгкую задачу? Благо, мастер и с этим справилась блестяще. Благодаря мигающим в глубине сцены большим фарам и удачным звуковым решениям, транслирующимся в зал - громкому гудку и привычному шуму поездов и железной дороги, у зрителей создалось абсолютно чёткое ощущение, что перед ними - самый настоящий поезд из прошлого века.

Также, говоря о специальных приёмах, неординарных эффектах и креативных задумках режиссера, надо отметить изумительную видеопроекцию поезда и рельсов, когда ткань широкой юбки актрисы на мгновение стала экраном, словно для просмотра диафильмов, что тоже сильно поразило, удивило и отложилось в памяти.

Градус эмоций в «Поезде жизни» невероятно зашкаливал, здесь смешались и любовь, и предательство, и ненависть, и зависть, и щедрость, и меркантильность, и стремление к справедливости, борьба за власть, и противостояние отцов и детей, да и просто жажда жизни, которая сильнее самой смерти. Эти фонтанирующие страсти рождали и неожиданные сюжетные повороты, потрясающие комические ситуации, мудрые философские рассуждения: «А святая земля только в одном месте?» — спрашивает веселая девочка с рыжими косичками, спасающаяся в том самом поезде, вместе с остальными, от нацистского преследования. И получает дальновидный ответ, что земля могла бы быть святой везде, если бы этого захотели люди.

R5__1109.jpg

Пока наблюдала за героями премьеры в «Шаломе», вспомнила, что совсем недавно, в этом же мае, мне посчастливилось увидеть не менее мощный, трогательный музыкальный спектакль «Кабаре Терезин», признанный лучшим музыкальным спектаклем России на фестивале «Музыкальное сердце театра» 2022 года, вошедший в лонг-лист фестиваля «Золотая Маска», основанный на стихах и музыке узников концлагеря Терезиенштадт. Среди лозунгов заключенных был и такой: «Лучше умереть от смеха, чем от страха». Вместе, узники шли на работу и на редкие, но насыщенные праздники, что создавало у них хрупкое ощущение, что жизнь худо-бедно налаживается. Зрители часто не могли сдержать слез, когда Ильзе (Валерия Ланская) эмоционально пела на немецком языке сочиненную в лагере колыбельную «Wiegala». Эта постановка продюсера Михаила Шейнина и режиссера Нины Чусовой появилась, благодаря поддержке Виктора Вексельберга, председателя попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности, члена бюро президиума РЕКа, семья отца которого погибла в гетто и Евгения Белова — члена президиума НО БФ РЕК.

Так вот, я пришла к выводу, что у «Кабаре Терезин» и у «Поезда жизни» - очень много общего, а именно — стремление Нины Чусовой и Галины Зальцман рассказать людям о страшной трагедии – весело, с тонкой национальной иронией и еврейским юмором. При этом, в конце обеих постановок, начинаешь переживать за героев все больше и больше, каждую минуту осознавая неминуемую, смертельную опасность, грозящую их жизням. И если узников Терезинского гетто, в процессе спектакля, одного за другим отправляют на Восток, в печи Аушвица, то финал «Поезда жизни» - открыт. И гостям вечера так до конца и не ясно – удалось ли обитателям местечка уехать на этом фантомном поезде и скрыться от нацистов, спастись, или все они погибли в огне Холокоста.

Не секрет, что режиссеры кино и театра все чаще стали обращаться к этой страшной теме, ведь только так мы можем сохранить нашу историческую память, зафиксировав все документальные факты злодеяний нацистов. Метод личных историй, который Зальцман применила в "Поезде жизни", Российский Центр «Холокост», уже более тридцати лет занимающийся сохранением памяти о Холокосте, успешно перенес на подготовку учебных пособий, поэтому, в 2004 году, в образовательный стандарт российских школ вошёл термин «Холокост», и любой современный учебник для мальчиков и девочек содержит небольшую, дозированную информацию о Холокосте, чего, к сожалению, не было прежде. Сотрудники Центра «Холокост» предлагают знакомить современных ребят с судьбами их сверстников - детей войны, вместе с учителями читать военные письма, дневники.

Лично я давно работаю с темой Холокоста, выпустила на эту болезненную тему большое число интервью и знаю по воспоминаниям моих собеседников, что однажды, самая настоящая группа женщин, молодых мам, из числа эвакуированных со своим чадом, с началом Великой Отечественной войны, действительно скинулась и "купила" поезд, а точнее — место в вагоне, вместе с услугами машиниста, чтобы, наконец, уехать из Средней Азии, в более привычные и благополучные регионы бывшего СССР. По этой причине, возможно, этот самый спасительный поезд жизни мог бы вполне стать реальным, сберегающим жизни, транспортом, символом спасения от гибели, и ничего фантомного и фантазийного тут бы не было. Просто тогда, жителям местечка самым важным было бы - успеть выехать из опасных мест до прихода германских войск.

R5__1001.jpg

За время премьеры мной овладевали самые разные эмоции: грусть, слезы, смех, улыбка, сострадание и сочувствие к жителям штетла, глубокое переживание за их судьбы, ненависть к преступному гитлеровскому режиму, унесшему столько невинных жизней, размышления о том, как люди вообще могли допустить такое на своем веку?!

И наверное, правильно, что у этого самобытного действа — не было антракта, после которого зрителям пришлось бы действительно тяжело возвращаться в эту особую, уникальную реальность, созданную драматургом. Обязательно сходите в театр «Шалом» и посмотрите «Поезд жизни»! Даже если вы не любите зрелища на исторические темы, благодаря фееричному, постоянно фонтанирующему национальному юмору, которым наполнен спектакль, он точно придется вам по душе.

Фото Марка Еленцова

Литературная газета

Похожие статьи