| Дэвид Литман
Дэвид Литман

Фактчекинг Международного суда ООН: упущения и обман

Фактчекинг Международного суда ООН: упущения и обман
Члены делегации ЮАР в Международном суде 24 мая 2024 г. Фото: Bastiaan Musscher/U.N. Photo/ICJ-CIJ

Неудивительно, что Международный суд ООН подыграл циничной попытке союзника ХАМАСа ЮАР остановить израильскую военную операцию, начатую с целью уничтожения террористической организации после бойни 7 октября.

Не вызывает удивления и то, что МС обосновал свое решение, опираясь на скудный, искаженный и неточный набор «фактов». В своем постановлении от 24 мая суд опирался на несколько сомнительных, обобщенных и вводящих в заблуждение утверждений, сделанных различными деятелями Организации Объединенных Наций.

Как отмечает ad hoc судья Аарон Барак:

«Суд опирается главным образом на заявления должностных лиц Организации Объединенных Наций в социальных сетях и на пресс-релизы, выпущенные соответствующими организациями (см. постановление, пункты 44-46). Он опирается на эти заявления и пресс-релизы, даже не задаваясь вопросом о том, на какие доказательства они опираются. Подход Суда резко контрастирует с его предыдущей практикой, когда он заявлял, что «отчеты ООН являются надежными доказательствами только „в той степени, в какой они имеют доказательную ценность и подтверждаются, если необходимо, другими надежными источниками“».

Действительно, как уже неоднократно отмечалось, отчеты ООН по Израилю, на которые опирается МС, изобилуют сомнительными утверждениями и откровенной ложью.

Ниже приведены четыре утверждения, на которых основывается решение Международного суда, а также факты, опровергающие версию, созданную судом в попытке лишить еврейское государство права на самооборону.

Претензия МС 1: «Например, 8 мая 2024 года Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения заявил, что больница “Аль-Наджар”, одно из последних оставшихся медицинских учреждений в мухафазе Рафах, больше не функционирует из-за продолжающихся военных действий в ее окрестностях».

Факты: Упущено, что больница «Аль-Наджар» имела ограниченные возможности (всего 63 койки), которые были с лихвой компенсированы созданием полевых госпиталей в мухафазе Рафах.

field-hospital-map-1320x880.jpg

Например, в Аль-Маваси работает полевой госпиталь Международного медицинского корпуса на 140 коек, а в районе Таль-ас-Султан — полевой госпиталь Палестинского Красного Полумесяца еще на 50 коек. Израиль также способствовал созданию еще шести полевых госпиталей, многие из которых расположены в районах, куда было приказано эвакуироваться жителям Рафаха. К ним относятся полевые госпитали Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов и Международного медицинского корпуса общей вместимостью почти 400 коек в районах Хан-Юнис и Дейр-эль-Балах, а также несколько плавучих госпиталей общей вместимостью 168 коек. Некоторые из них были специально построены для поддержки эвакуации из Рафаха.

В манере, характерной для остальной части постановления Международного суда, ответственность других сторон за сложившуюся ситуацию опускается. Общеизвестно, что многие больницы Газы эксплуатируются палестинскими террористическими организациями, такими как ХАМАС, что вынуждает Израиль атаковать эти медицинские учреждения.

Действительно, стоит отметить, что под «продолжающимися боевыми действиями» в районе больницы «Аль-Наджар», из-за которых, по утверждению Международного суда, больницу 8-го мая были вынуждены закрыть, имелся в виду шквал ракет, выпущенных из самого Рафаха (в том числе из района больницы «Аль-Наджар») палестинскими террористами всего за день до этого, 7 мая.

rafah-rocket-launches.jpg

По логике МС, ЦАХАЛ должен стоять и молча смотреть, пока ХАМАС запускает ракеты из Рафаха.

Претензия МС 2: «17 мая 2024 года Всемирная продовольственная программа (ВПП) предупредила, что уже более недели не может получить доступ к своему складу в Рафахе, и отметила, что „вторжение в Рафах — это значительный откат от недавнего скромного прогресса в обеспечении доступа“».

Факты: В очередной раз МС обманывает общественность, упуская из виду ответственность других сторон, кроме Израиля, за сложившуюся ситуацию. Большая часть, если не вся, ответственности за ситуацию с помощью в Рафахе лежит на палестинских террористах, мародерах и Египте.

Одна из главных причин, по которой ВПП не смогла получить доступ к своим складам, не имеет никакого отношения к Армии обороны Израиля. Во многих случаях толпы палестинцев останавливают колонны с гуманитарной помощью и грабят грузы, предназначенные для складов ВПП.

Еще одной стороной, ответственной за сложившуюся ситуацию, является Египет. В отчете ВПП от 17 мая, на который ссылается МС, действительно говорится: «Мы не можем получить доступ к нашему складу в Рафахе уже более недели», но уже в следующем предложении утверждается: «У нас очень мало продовольствия и топлива, поступающих через пограничные переходы на юге».

На юге страны есть два основных пограничных перехода, и оба они нарушались не Израилем, а палестинскими террористами и Египтом. Переход Рафах, соединяющий Газу и Египет, был закрыт не Израилем, а египетскими властями 7 мая. В результате большая часть продовольственной помощи, предназначенной для Газы, оказалась на египетской стороне границы, и большая часть ее либо сгнила, либо была выгружена и продана на египетских рынках.

Другой контрольно-пропускной пункт на юге, Керем-Шалом, неоднократно закрывался из-за намеренных обстрелов со стороны палестинских террористических организаций. В результате одного из таких обстрелов 5 мая погибли четверо израильских солдат.

Все это происходило в то время, когда израильские войска стремились облегчить доставку помощи в Газу. Только 26-го мая «50 грузовиков с мукой от Всемирной продовольственной программы» были переправлены через западные контрольно-пропускные пункты Керем-Шалом и Эрез. Ранее на этой неделе еще 62 грузовика с мукой для ВПП были переправлены из порта Ашдод через эти контрольно-пропускные пункты. На прошлой неделе через КПП было перевезено 204 грузовика с мукой для ВПП.

Не только египтяне и палестинцы создают эти проблемы. Сама Организация Объединенных Наций демонстрирует неспособность выполнять свою работу в секторе Газа. Как было неоднократно подтверждено документально, сотни грузовиков с гуманитарной помощью постоянно остаются в ожидании сбора и распределения такими агентствами, как ВПП ООН, потому что у них нет «логистических возможностей» и «не хватает кадров». Когда их спрашивают, почему такие агентства ООН, как ВПП, не могут доставить помощь, в то время как частным организациям это удается, представители ООН сами признают эти неудачи.

stalled-aid-1320x880.jpg
Склад гуманитарной помощи на стороне Газы на КПП Керем-Шалом

Короче говоря, Международный суд возлагает вину исключительно на Израиль, несмотря на хорошо задокументированные действия и промахи других сторон, даже когда израильтяне погибают при защите контрольно-пропускных пунктов в Газу.

Претензия МС 3: «На основании представленной ему информации Суд не был убежден, что усилия по эвакуации и связанные с этим меры, которые, как утверждает Израиль, были приняты для укрепления безопасности гражданских лиц в секторе Газа, и в частности тех, кто недавно был перемещен из мухафазы Рафах, достаточны для снижения огромного риска, которому подвергается палестинское население в результате военного наступления в Рафахе... 6 мая 2024 года Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) сообщил, что около половины из примерно 1,2 миллиона палестинцев, укрывающихся в Рафахе, являются детьми, и предупредил, что военные операции в этом районе приведут к тому, что «немногие оставшиеся базовые услуги и инфраструктура, необходимые им для выживания, будут полностью уничтожены».

Факты: Короче говоря, МС отрицает реальность. Суд может утверждать, что его не убеждает тот факт, что усилия Израиля «недостаточны для снижения огромного риска», если он полностью игнорирует тот факт, что ЦАХАЛ уже благополучно эвакуировал подавляющее большинство жителей Газы из Рафаха. Фактически, ЦАХАЛ «вывез из Рафаха от двух третей до 80% палестинского гражданского населения, с минимальным количеством жертв, менее чем за две недели», несмотря даже на «прогнозы США о том, что гражданское население не может быть эвакуировано без огромного количества жертв или без того, чтобы оставить на это около четырех месяцев».

Стоит также отметить неадекватность осторожной формулировки МС о том, что он полагался на «основу имеющейся у него информации». Как отмечалось ранее в отдельном мнении Барака, МС основывал многие из своих предыдущих выводов по этому делу на «нескольких заявлениях должностных лиц ООН и докладах межправительственных организаций, которые не были представлены ни одной из сторон». Иными словами, МС неоднократно опирался на информацию, которая не была ему представлена. Разумеется, Барака беспокоит то, что это означает, что ни одна из сторон не имела «возможности прокомментировать какие-либо доказательства, на которые опирался Суд».

Претензия МС 4: «Суд отмечает, что, согласно заявлению генерального комиссара Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) г-на Филиппе Лаззарини от 18 мая 2024 года, „в районах, куда сейчас бегут люди, нет безопасного водоснабжения и санитарных сооружений“. Например, Аль-Маваси — это песчаная сельскохозяйственная территория площадью 14 квадратных километров, где люди живут под открытым небом, практически без зданий и дорог. Здесь нет минимальных условий для оказания экстренной гуманитарной помощи безопасным и достойным образом».

Факты: Оставим в стороне тот факт, что Лаззарини явно не может считаться надежным источником информации. Цитата, которую использует МС, намеренно призвана ввести в заблуждение относительно реальной ситуации в гуманитарных зонах. В ней упущено, что ЦАХАЛ значительно расширил гуманитарную зону, которая теперь простирается от Аль-Маваси на восток до дороги Салах-а-Дин и на север до Дейр-эль-Балаха. Она включает в себя территорию, во много раз превышающую «песчаные сельскохозяйственные угодья площадью 14 квадратных километров», и включает в себя застроенные городские районы.

Ни Международный суд, ни Лаззарини не могут утверждать, что у них не было доступа к этой информации, учитывая, что ЦАХАЛ объявил о расширении территории 6 мая — за 12 дней до заявления Лаззарини и за 18 дней до постановления МС.

Еще месяц назад ЦАХАЛ содействовал доставке в сектор Газа 53 400 тонн оборудования для строительства жилья, создавал «несколько специальных зон для жилья» в Аль-Маваси и разрабатывал дополнительные планы по доставке еще 44 800 палаток. В последнее время ЦАХАЛ также способствовал расширению полевых госпиталей и увеличению поставок воды, продовольствия и медикаментов в эти гуманитарные зоны.

Humanitarian-Zone-Expansion.jpg

По правде говоря, именно такие организации, как БАПОР во главе с Лаззарини, стали препятствием на пути создания этих гуманитарных зон, пообещав отказаться от эвакуации из города после того, как ЦАХАЛ призвал «международные организации, работающие в этом районе... временно эвакуироваться до начала операции» ради их собственной безопасности.

В заключение стоит отметить, что ранее на этой неделе «Шурат а-Дин» и другие эксперты в области права обратили внимание на совпадение встреч лидеров правящей в ЮАР партии АНК с официальными лицами Ирана и ХАМАСом, а также на «внезапный финансовый поворот» для ранее безденежной партии сразу после ее обращения в Международный суд.

То, что суд так легко поддался на эту позорную уловку и при этом опошлил саму концепцию международного права, должно побудить все демократические страны к переоценке этого института.

Jewish News Syndicate, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи