| Роми Лейблер
Роми Лейблер

Биби, пора!

Биби, пора!
Биньямин и Сара Нетаньяху голосуют на выборах 1-го ноября 2022 г. Фото: OLIVIER FITOUSSI/FLASH90

На прошедших на минувшей неделе выборах в Великобритании Лейбористская партия получила абсолютное большинство в парламенте, положив конец 14-летнему правлению консерваторов. Этот результат соответствует определенной закономерности: до прихода к власти тори лейбористское правительство Тони Блэра и его преемников управляло Великобританией в течение 13 лет.

Аналогичная картина наблюдается и в Австралии, где либеральные и лейбористские правительства, за некоторыми исключениями, как правило, правят в течение двух-трех сроков, прежде чем потерпеть поражение.

Причины, по которым партия уходит от власти, состоят из четырех факторов. Три из них связаны с аксиомой политики, согласно которой действующие правительства проигрывают выборы чаще, чем оппозиционные партии их выигрывают.

Во-первых, когда партия находится у власти в течение длительного времени, в ней появляется сочетание высокомерия и усталости, что часто делает правительство самодовольным и черствым.

Во-вторых, избиратели всегда будут наказывать действующее правительство, когда экономика испытывает трудности. В таких экономически неспокойных странах, как Испания, Португалия и Греция, правительства часто ограничивались одним сроком. И наоборот, Билл Клинтон был переизбран в 1996 году, несмотря на скандал с Моникой Левински, потому что «это экономика, дурачок!».

В-третьих, политика изобилует скандалами, аморальным поведением, коррупцией и некомпетентностью, и эти факторы всегда будут влиять на результаты выборов.

Три вышеперечисленных фактора, несомненно, способствовали краху поддержки тори в Великобритании.

Кроме того, оппозиционные партии иногда способны предложить видение перемен и реформ, которое может вдохновить электорат, даже не испытывающий недовольства в отношении статуса-кво, но все же готовый принять новое видение.

Джон Говард, представитель правоцентристской Либеральной партии, несомненно, был одним из самых успешных премьер-министров Австралии. Годы его правления (1996-2007) с полным основанием называют десятилетием процветания и стабильности. Однако в 2007 году молодой и энергичный Кевин Радд возглавил лейбористов и привел свою партию к оглушительной победе.

Я привожу примеры Великобритании и Австралии, поскольку они мне наиболее знакомы. В других странах, где сильны традиции поддержки демократических институтов, наблюдаются схожие тенденции.

Соединенные Штаты отличаются тем, что исполнительная власть (президент) избирается отдельно от законодательной. В отличие от Великобритании и Австралии, президент не может быть заменен своей партией. Кроме того, период полномочий президента США ограничен двумя сроками.

В других странах, переживших потрясения, правящая партия склоняется к автократии, принимая меры по подавлению инакомыслия.

Согласно индексу демократии Economist Intelligence Unit, сила израильской демократии упала на шесть мест в период с 2021 по 2022 год, в результате чего Израиль оказался на 29-м месте. (Скандинавские страны, а также Исландия, Австралия, Новая Зеландия и Канада входят в первую десятку).

То, что Биби Нетаньяху возглавлял коалиционное правительство на протяжении большей части последних трех десятилетий, делает Израиль исключением.

Нетаньяху обладает способностью ориентироваться, манипулировать и маневрировать в брутальной и сложной израильской электоральной системе. Его умение доминировать в партии «Ликуд» и оттеснять на второй план любого потенциального соперника также является фактором его устойчивости. То, что Гидеон Саар покинул «Ликуд», а Нафтали Беннет, который когда-то был советником Нетаньяху, так в него и не вступил, свидетельствует о его безжалостном контроле над своей партией.

К сожалению, политический ландшафт Израиля в последние годы меньше связан с политикой и больше обусловлен личностями и тем, кто может рассматриваться как лидер, наиболее квалифицированный для управления безопасностью Израиля, палестинским вопросом и положением страны на мировой арене.

Во время пяти выборов, прошедших в Израиле с 2017 года, я часто слышал, что люди зажимают нос, но продолжают голосовать за Нетаньяху, несмотря на непрекращающуюся травлю Биби в СМИ и возбужденные против него уголовные дела.

В соответствии с электоральной системой Израиля члены Кнессета избираются по спискам общенациональных партий. В отличие от Великобритании, Австралии, Конгресса США, где кандидаты избираются по избирательным округам. Голосование по избирательным округам, как правило, благоприятствует кандидатам от крупнейших партий.

В 80-90-е годы Израиль пережил серьезные экономические потрясения. Две ведущие партии того времени, «Авода» и «Ликуд», продержались у власти лишь один срок. Те годы были временем гиперинфляции и экономических забастовок.

Экономическая политика Нетаньяху и превращение Израиля в региональную экономическую державу устранили один из основных факторов, приведших к недовольству избирателей. Действительно, поразительно, что состояние экономики почти не фигурировало в качестве вопроса на пяти последних выборах.

Прочная репутация Биби как «мистера безопасность» на протяжении десятилетий также позволяла ему преодолевать зловоние коррупции, но события 7 октября разрушили это представление.

На улицах бьют барабаны, призывая к выборам, даже когда Израиль находится в состоянии войны. Биби Нетаньяху не обладает той аурой, которая была у него в прошлые времена. Он выглядит усталым, а его партия «Ликуд» — слабой. «Ликуд» изо всех сил пытается приспособиться к своим партнерам по коалиции, которые продвигают свои собственные секторальные интересы даже в ущерб национальным.

 

Нетаньяху может продержаться до следующих выборов. К тому времени война, будем надеяться, закончится. Но все отголоски ее последствий, особенно в виде ухудшения состояния экономики, будут ощущаться по всей стране.

Что еще более важно, душа нации будет нуждаться в восстановлении. Нация будет с нетерпением ждать, кто предложит новое видение. Я ожидаю увидеть лозунг, подобный тому, что был выдвинут на выборах в Австралии в 1972 году, когда было избрано многолетнее либеральное правительство: «Пора!».

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи