Можно ли быть антисионистом, не являясь при этом антисемитом? Этот вопрос часто задают в наши дни, особенно учитывая оскорбления и угрозы, которым подвергаются студенты-евреи в американских кампусах после того, как ХАМАС устроил резню 7 октября 2023 года.
Ответ заключается в том, что вы можете быть антисионистом и не быть антисемитом. Есть четыре различных подхода, которые могут привести к такому результату.
Первый — это еврейский антисионизм. Среди ультраортодоксальных евреев (харедим) существует течение, согласно которому создание Израиля является ересью и что евреи не должны восстанавливать свой суверенитет до тех пор, пока не придет Мессия. К группам, связанным с этой точкой зрения, относятся сатмарские хасиды и секта Нетурей Карта.
Среди евреев также существует течение «светских гуманистов», которые считают, что иудаизм должен выйти за рамки своих национально-племенных истоков (которые сегодня олицетворяет государство Израиль) и превратиться в нечто более универсальное и эфемерное. В своем мышлении это течение часто сочетает аспекты иудаизма с элементами, заимствованными из буддизма.
Очевидно, что ни сатмары, ни «джубусы» (евреи-буддисты) не являются антисемитами.
Второе направление — израильский антисионизм. Это школа мысли, которая отвергает определение Израиля как еврейского государства и хочет переосмыслить Израиль как государство всех его граждан — как евреев, так и арабов. Большинство приверженцев этой концепции — израильские арабы, но израильская политическая партия, наиболее последовательно отстаивающая это мировоззрение, «Хадаш», всегда подчеркивает, что среди ее лидеров есть евреи. Таким образом «Хадаш» дает понять, что не оспаривает право евреев жить в Израиле.
Третье направление — марксистский антисионизм. Лучше всего эта позиция выражена в эссе, которое я прочитал в прошлом году в Jacobin, крайне левом интернет-журнале, который отвергает нынешнее причудливое движение «Woke» и хочет внедрить социализм... по-настоящему. Автор, обсуждая конфликт на Ближнем Востоке, отметил, что он действительно «антисионист», но что он выступает против национально-освободительного движения евреев, потому что он выступает против всех национально-освободительных движений — в том числе и против палестинского. Для настоящих марксистов цель национализма, как и религии, — расколоть пролетариат, чтобы он не смог защищать свои общие классовые интересы. Это может показаться глупостью, но это не антисемитизм.
Наконец, существует панарабский антисионизм. Эта, уже неактуальная версия антисионизма не ставит под сомнение право еврейского народа жить в Земле Израиля, но рассматривает это право (как и права других национальных меньшинств) как подчиненное общей цели реализации чаяний арабских народов. С этой точки зрения, евреи могли бы получить национальную территорию (протекторат или автономный регион), подчиненную более крупному панарабскому образованию, но не суверенитет.
Эта точка зрения потеряла актуальность после того, как Запад предал арабское восстание против османов. Панарабизм просто не оправдал себя. Идеологическое (а в некоторых случаях и биологическое) потомство его приверженцев принадлежит к тем в арабском мире, кто, иногда с энтузиазмом, а иногда с неохотой, принимает существование Израиля в качестве практического вопроса.
Обратите внимание, что есть общий знаменатель, который объединяет все эти точки зрения. Все они признают, что еврейский народ берет свое начало в Земле Израиля, и признают право евреев жить там в настоящее время. Что они подвергают сомнению или отвергают, так это право евреев властвовать там.
А теперь сравните эти взгляды с теми, которые пропагандируют протестующие, бесчинствующие в кампусах колледжей, и их апологеты в СМИ и в научных кругах. Эти взгляды можно для простоты обобщить с помощью четырех «особых» слов, которые они используют: «колонизация», «оккупация», «апартеид» и «геноцид».
Каждый, кто использует эти термины, является либо настоящим антисемитом, либо невеждой, сигнализирующим о добродетели, который еще не усвоил, что сигнализирование о добродетели неизменно обходится дорогой ценой с точки зрения реальной добродетели.
Утверждение, что Израиль — колониальное государство и что его граждане — белые европейцы, которые обездоливают маргинализованные цветные народов, даже на первый взгляд кажется абсурдным. Существуют недвусмысленные генетические доказательства того, что еврейский народ тесно связан с палестинским народом. Существует также множество исторических и археологических доказательств того, что корни еврейского народа находятся в Израиле.
В отличие от любого европейского колониального предприятия, еврейское присутствие в Израиле было непрерывным на протяжении всех двух тысяч лет между потерей независимости в ходе ожесточенных войн с Римом и восстановлением независимости в 1948 году.
И маленькая еврейская община в Земле Израиля, и многочисленные еврейские общины Северной Африки и Ближнего Востока более тысячи лет подвергались дискриминации и преследованиям со стороны тех, кого евреи якобы вытеснили в качестве колонизаторов.
Когда преследуемое и маргинализированное меньшинство обретает свободу и независимость, мы не называем это колонизацией. Мы называем это освобождением.
Что касается «оккупации», то Израиль, безусловно, оккупировал Газу и Западный берег — с 1967 по 1994 год. Эта оккупация, отнюдь не незаконная, была санкционирована резолюцией 242 Совета Безопасности ООН, которая предусматривала, что Израиль уйдет с земель, захваченных в ходе войны 1967 года, к признанным окончательным границам в рамках процесса, в ходе которого его существование было признано его врагами, а мирные соглашения были подписаны и выполнены.
Израильская оккупация во всех смыслах этого слова закончилась в 1994 году с реализацией соглашений Осло. С тех пор израильское присутствие на Западном берегу и в секторе Газа регулируется соглашениями между Израилем и международно признанным руководством палестинского народа.
В одном вымученном анализе, который я видел в начале нынешней войны, действительно говорилось об «оккупированной Газе, контролируемой ХАМАСом». Смешно, но не смешно. Оккупация требует «контроля». Гаагская конвенция 1907 года предельно ясна в этом отношении. В случае оккупации «вооруженные силы иностранного государства физически присутствуют без согласия действующего местного правительства» и «оккупационные силы должны быть в состоянии навязать свою власть на территории».
Что касается «апартеида», то этот термин относится к обществу, которое разделяет своих граждан на две или более групп, которые держатся отдельно друг от друга. В Израиле такого разделения не существует. Евреи и арабы вместе работают, вместе учатся и умирают рядом друг с другом в больницах, где, скорее всего, их лечили врачи как еврейской, так и арабской национальности. Арабы служат в армии в качестве старших офицеров и в министерстве иностранных дел в качестве старших дипломатов. Арабы занимали должности судей Верховного суда. А арабская (и откровенно исламистская) партия входила в правящую коалицию Израиля в 2021-2022 годах.
Поборники теории «израильского апартеида» знают все это, но при этом утверждают, что Израиль держит себя «отдельно» от палестинского населения Газы и Западного берега реки Иордан — населения, которое ни одна из сторон не считает частью израильского общества. Они являются частью другого общества, и каждое общество на этой планете регулирует, кому оно разрешает пересекать свои границы. В случае Израиля главным соображением является безопасность израильских граждан, и тот, кто не понимает, почему это так, возможно, не очень внимательно следил за событиями последних 12 месяцев.
И, наконец, «геноцид». Среди военных преступлений ни одно не считается более серьезным, чем геноцид. Геноцид — это попытка уничтожить целый народ путем убийства, изнасилования и оплодотворения, кражи детей и стирания культуры. Нет никаких доказательств того, что Израиль делал что-либо из этого в Газе или, если на то пошло, где-либо еще. Несмотря на бесконечные заявления о том, что Израиль морит жителей Газы голодом, все фактические данные свидетельствуют об обратном. Также нет никаких доказательств преднамеренных нападений на мирных жителей. Обратите внимание, что все дело Международного суда против Израиля было основано на заявлениях израильских лидеров, которые были вырваны из контекста (например, слова «убейте их всех», относящиеся к руководству ХАМАСа). Никаких реальных примеров геноцида продемонстрировать не удалось. Именно поэтому Международный суд ООН уже дважды воздерживался от того, чтобы приказать Израилю прекратить операции в Газе.
Конечно, известны достоверные случаи совершения солдатами ЦАХАЛа военных преступлений — в первую очередь это издевательства над пленными и вандализм в отношении имущества, принадлежащего мирным жителям Газы. Это серьезные вещи, но они происходят во всех армиях мира, и Израиль — страна, которая ревностно преследует проступки своих солдат. По иронии судьбы, Организация Объединенных Наций — источник множества заявлений о «геноциде Израиля» — имеет противоположную репутацию. Миротворческие силы ООН обычно не несут никакой ответственности за широко распространенные убийства, сексуальное насилие и воровство, совершаемые их персоналом.
Теперь, когда люди утверждают — без доказательств или когда все доказательства подтверждают обратное — что Израиль является колониальным предприятием, оккупантом, практикует апартеид или занимается геноцидом, они потворствуют кровному навету на еврейский народ.
Никто не станет спорить с тем, что любой, кто сегодня утверждает, что «евреи убили Христа» или «маца печется на крови христианских детей», является антисемитом.
И никто не должен оспаривать, что люди, легкомысленно обвиняющие Израиль в чудовищных преступлениях, для которых нет никаких доказательств, действительно являются антисемитами.
Times of Israel, перевод Якова Скворцова