Хотя Суккот не столь пьянящ, как Песах с его четырьмя чашами вина, он также может похвастаться фирменным квартетом, известным как четыре вида растений (арбаа миним). Лулав (пальмовая ветвь), хадас (мирт), арава (ива) и этрог (цитрон) держат в руках и, согласно ритуалу, трясут в разные моменты семидневных молитвенных служб праздника. Однако вопрос о том, что именно символизируют эти простые предметы, обсуждается на протяжении тысячелетий.
Современные ученые считают, что эти четыре вида символизируют четыре типа экосистем в земле Израиля: финиковая пальма растет у источников в долинах, мирт — в горах, ива — у рек, а цитроны — на прибрежных равнинах.
Некоторые даже добавляют водный элемент. Современный раввин Зелиг Гольден отмечает, что все эти растения либо требуют значительного количества воды для роста, либо встречаются только там, где вода встречается в изобилии. Все вместе, по словам Гольдена, «они представляют собой нечто сродни экологическому гадательному пучку, выращенному из осадков предыдущего года и ритуально используемому для вызова дождей на год грядущий». За много веков до этого рабби Элиэзер из Талмуда предположил: «Лулав и другие виды, взятые вместе с ним, приходят только для того, чтобы принести умиротворение воде, поскольку они символизируют дожди наступающего года». И эта символика заключается в следующем: как эти четыре вида не могут существовать без воды... так и мир не может существовать без воды».
Однако мудрецы никогда не довольствовались простым объяснением, они видели безграничные возможности в этой связке растений и плодов.
Возможно, каждый вид символизирует самого Бога, предполагает одно из мнений в сборнике мидрашей, известном как «Ваикра Рабба». Разбирая каждую фразу библейской заповеди в 23-й главе книги Левит, где перечислены все виды, он объясняет:
«Плод приятного дерева [хадар] [этрог]» — это Святой, благословен Он, о котором сказано: «Ты облечен в великолепие и славу [хадар]» (Теилим 104:1).
«Ветви финиковых пальм» — это Святой, благословен Он, о котором сказано: «Праведник цветет, как финиковая пальма» (Теилим 92:13).
«Ветвь лиственного дерева» — это Святой, благословен Он, как сказано: «Он стоит среди миртовых кустов» (Захария 1:8).
«Ивы из ручья» — это Святой, благословен Он, о котором сказано: «Хвалите Того, Кто восседает в вышних небесах [бааравот], имя Которому — Господь» (Теилим 68:5).
Эти виды символизируют не Бога, а патриархов, заметил другой раввин: Авраам, как и этрог, был приятен в старости. Ицхак был связан на жертвеннике, как ветви финиковой пальмы. Яаков изобиловал сыновьями, как лиственная ветвь. А Йосеф умер раньше своих 11 братьев, как рано вянет ива.
Глупости. Четыре вида — это праматери, заявил кто-то еще: Сара была прекрасна в старости, как цитрон. Ривка произвела на свет праведного Яакова и нечестивого Эсава, как финиковая пальма имеет и съедобные плоды, и колючки. Всех этих сыновей родила Лея. А Рахиль, увы, умерла раньше своей сестры.
Не может быть, крикнул другой голос из бейт-мидраша: этрог — это, очевидно, Большой Синедрион, великий раввинский суд, полный мудрых, приятных старых мудрецов. Финиковые пальмы, обдуваемые ветром, — это ученые Торы, которые смиренно склоняются, учась друг у друга. Ветви лиственных миртовых деревьев — это три ряда учеников, которые сидят перед ними. Ивы в ручье — это два судьи, которые записывают свои решения.
Возможно, эти деревья — сам народ Израиля со всеми его общественными подгруппами, раздался тихий шепот. Этрог, обладающий хорошим вкусом и сильным ароматом, олицетворяет евреев, которые владеют Торой и поступают правильно. Финиковая пальма, обладающая вкусом, но не имеющая аромата, олицетворяет тех, кто заявляет о своей религиозности, но ведет себя преступно. Мирт — весь в аромате, без вкуса — это этический агностик, действующий правильно без приверженности Торе. У ивы нет ни религиозных обязательств, ни этических наклонностей. Ритуально взяв их вместе, рука об руку, Бог, по сути, заявил: «Пусть все они будут связаны в один пучок, и они искупят друг друга».
Подумайте о себе, — призывал последний оратор. Каждый из видов — это часть тела. Как уточняется в анонимном средневековом труде «Сефер ха-Хинух», «цитрон подобен сердцу, которое является местом обитания интеллекта», что напоминает о необходимости оглядываться на волю Небес; лулав подобен позвоночнику, который является сущностью человека, намекая на то, что он должен полностью выпрямиться для служения Ему. Листья мирта похожи на глаза — напоминание о том, что не стоит поддаваться неуместным соблазнам. А листья ивы похожи на губы — намек на необходимость выверять свои слова и бояться Бога «даже в момент радости».
Эти четыре вида напоминают нам о том, что для создания истинного сообщества необходима какофония идей, обязательств и черт характера. Неважно, кто видит в этих видах сельскохозяйственные образцы или отражение Провидения, древних предков или государство, схоластические настроения или размышления о природе личности, важно то, что они и мы связаны вместе, держась за молитву о более надежных днях впереди.
Tablet, перевод Ильи Амигуда