| Шуки Фридман
Шуки Фридман

Призыв харедим в армию стал экзистенциальной проблемой

Призыв харедим в армию стал экзистенциальной проблемой
Фото: אבשלום ששוני

Законопроект о призыве харедим, который в настоящее время продвигает правительство, — это еще один «исраблеф». Число ультраортодоксов (харедим), которые будут привлечены на службу, ничтожно мало (а то и вообще никого призвать не смогут). Он преследует две цели: восстановить полное финансирование системы ешив, перевод которых на иную форму госдотаций зависит от законопроекта, и выиграть время для ультраортодоксов, пока они не добьются абсолютного политического контроля и полного освобождения от воинской повинности. Принятие предложенного соглашения предвещает катастрофу для Государства Израиль в долгосрочной перспективе и конец «народной армии» в краткосрочной. Это было верно и до 7 октября, и тем более после.

Справедливый закон о призыве харедим должен основываться на одном простом принципе: в армию идут все. Принятие такого закона возможно только в случае изменения состава правительства или формирования после выборов сионистского блока, который будет готов «пожертвовать собой» ради исправления этой исторической несправедливости и спасения Израиля.

До 7 октября мы думали, что ЦАХАЛ может быть «маленькой и умной армией», но реальность жестоко ударила нас по лицу. Она вынуждает Государство Израиль и ЦАХАЛ существенно изменить концепцию наращивания сил. До 7 октября израильская концепция обороны основывалась на полной зависимости от разведданных раннего предупреждения и размещении ограниченных оборонительных сил на границах для предотвращения очаговых атак. Эта концепция исчезла в дыму Беэри и Кфар-Азы; она была смыта кровью музыкального фестиваля Nova.

Разумеется, сбор разведданных будет продолжаться, но мы не можем полагаться на них вслепую. После того как слабейшим из наших врагов удалось застать нас врасплох, эталонный сценарий мощной внезапной атаки потребует от ЦАХАЛа поддержания гораздо более высокого боевого порядка. Разумеется, это произойдет после того, как мы завершим текущую войну, конец которой еще не виден.

ЦАХАЛу срочно требуется 7000 дополнительных военнослужащих. И это в дополнение к резервистам, срок службы которых уже увеличен до беспрецедентных в истории Израиля сроков. Это игра с нулевой суммой: если харедим не будут служить в ЦАХАЛе, обязательная служба тех, кто служит, будет все дольше и дольше, а резервисты будут возвращаться к почти постоянной службе, пока не рухнут под тяжестью бремени.

Единственная группа, которая не разделяет бремя призыва, — это харедим. Даже после 22 лет действия законодательства, которое по большей части было замаскированной ложью, количество призывников среди харедим остается минимальным. Данные, представленные армией, указывают на то, что в армию попадает не более восьми процентов потенциальных новобранцев-харедим. Многие из них являются харедим только в формальном смысле, но давно покинули ультраортодоксальный мир. Если в первые десятилетия существования Израиля можно было, не обращая внимания на этические последствия, отказаться от призыва харедим, то резкое изменение потребностей армии, а также увеличение доли ультраортодоксов в израильском обществе полностью изменили уравнение.

Сегодня харедим насчитывается около 1,36 миллиона человек, и 60% из них моложе 20 лет. К 2030 году каждый четвертый молодой израильтянин будет принадлежать к харедим, и они составят около трети всего еврейского населения Израиля. Уже сегодня в когорте призывников насчитывается 12 000 молодых людей хареди, что составляет около 10% от общей когорты. Это число будет быстро расти, и доля харедим среди всех кандидатов на призыв станет настолько значительной, что без них содержание армии станет невозможным.

Такая ситуация неустойчива — не только численно, но и в целом. Чтобы сохранить модель «народной армии», которая, по общему мнению, является единственно возможной, необходимо призывать всех. Пока этого не произойдет, готовность служить среди сегодняшних призывников и резервистов, скорее всего, будет снижаться. Опросы и случайные свидетельства, в том числе высказывания молодых израильтян в социальных сетях, показывают, что тенденция именно такова.

Сердце каждого израильтянина, ценящего свое общество и его единство, должно быть склонно к сотрудничеству с харедим для достижения договоренностей, которые позволят обойти сложные конфронтации и применение санкций. Хотелось бы, чтобы это было возможно. Но трезвый взгляд на историю попыток привлечь харедим к сотрудничеству и упорство харедимных лидеров, а также харедимной общественности, иллюстрирует романтическую тщетность такого подхода. С момента принятия Закона Таля в 2002 году и в течение 22 лет, прошедших с тех пор, харедим постоянно прибегали к тактике обмана и промедления. За все эти годы они ни разу не проявили искренней готовности разделить бремя. Любое согласие харедим на призыв в армию было лишь предлогом, призванным выиграть время.

7 октября, самый тяжелый кризис безопасности в истории страны, породил надежду на то, что в рядах харедим что-то изменится. Но катастрофа, потрясшая весь Израиль почти восемь месяцев назад, не изменила позицию харедим ни на йоту.

Раввины и харедимные политики повторяют, как мантру, что они не согласятся с призывом ни одного ультраортодокса. Многие из них даже ужесточили свою позицию, заявив, что даже те ультраортодоксы, которые не изучают Тору, не будут призваны в армию. Выражение «Изучение Торы — их профессия» превратилась в «быть харедим — их профессия». Вы хареди? Вам не обязательно записываться в армию.

Эти тенденции также отчетливо проявляются в самом сообществе харедим. Лишь небольшое число, от 10% до 20% харедим, считают, что ультраортодоксы должны подлежать призыву на военную службу. Число тех, кто действительно хочет поступить на военную службу, минимально. Другими словами, шанс привлечь ультраортодоксов путем диалога и соглашения, а не просто очередного раунда подмигиваний и кивков, равен нулю.

Смысл всего этого ясен. Любой законопроект, который примет это правительство, будет направлен на то, чтобы позволить ультраортодоксам получать выгоду из государственного бюджета без привлечения на военную службу. Каждый израильтянин, желающий продолжения существования государства, должен выступить против этого. Депутаты Кнессета, которые голосуют «за», продают наше будущее, будущее наших детей. Они проливают кровь тех, кто служит и жертвует собой, на алтарь политического выживания.

Для того чтобы обеспечить реальный призыв ультраортодоксов, законопроект при будущем правительстве или тот, который будет принят нынешним правительством без поддержки ультраортодоксов, должен основываться на следующих принципах:

Все харедим вступят в армию, за исключением небольшой квоты исключений для «элиты Торы»; требование о воинской повинности является личным, а не общинным, что означает, что все вступают в армию без использования «квот», как это делалось до сих пор во всех законах о воинской повинности; мужчина-хареди, который не пойдет в армию, будет классифицирован как дезертир – он не будет заключен в тюрьму, но будет нести уголовное клеймо со всеми вытекающими последствиями до тех пор, пока не завершит свою службу; отсрочка от службы ради изучения Торы не будет превышать трех лет; призыв харедим на военную службу будет распространяться на всю Армию Обороны Израиля (в адаптированных рамках); государственная поддержка образа жизни харедим для тех, кто не служит, будет прекращена: учебные заведения, в которых учатся те, кто не служил, не будут иметь права на государственное финансирование; финансирование студентов, изучающих Тору, которые отслужили, также будет ограничено, чтобы стимулировать выход на рынок труда после прохождения военной службы; те, кто не проходил военную службу, не будут получать государственные пособия сверх базовой социальной поддержки (детские пособия); те, кто служит в армии, получат преференции во всех государственных ресурсах — тендерах на недвижимость, трудоустройстве на государственную службу и т.д.

У ультраортодоксов есть законные основания опасаться, что служба в Армии Обороны Израиля будет стоить им жизни. Чтобы дать им возможность служить таким образом, чтобы это максимально соответствовало образу жизни харедим в военных условиях, армия должна создать специальные условия для ультраортодоксальных призывников. Одним из возможных решений является создание корпуса пограничной охраны, в котором ультраортодоксы будут служить на отдельных базах таким образом, чтобы «сохранить» свою идентичность.

Равенство в выполнении общенационального долга важно, но наличие достаточной системы резерва Армии обороны Израиля — это вопрос существования. Ряды армии не могут быть укомплектованы иностранными рабочими из Юго-Восточной Азии. Единственный способ немедленно увеличить число новобранцев и поддерживать их уровень в долгосрочной перспективе — это призывать ультраортодоксов, как и всех остальных. Это уже не просто этический призыв к равенству. Это вопрос выживания.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда 

Похожие статьи