| Амация Барам
Амация Барам

Насралла измученный и отчаявшийся: перспективы «Хезболлы» после девяти месяцев войны

Насралла измученный и отчаявшийся: перспективы «Хезболлы» после девяти месяцев войны
Фото: Francesca Volpi/Getty Images

19 июня лидер «Хезболлы» Хасан Насралла пригрозил, что если Израиль начнет против него тотальную войну, то он захватит Галилею, сравняет с землей остальной Израиль и нападет на Кипр. 29 июня Иран пригрозил, что если Израиль пойдет на обострение ситуации, то «начнется война на уничтожение».

Эти угрозы свидетельствуют не об уверенности в себе, а скорее об истерии. Даже спустя девять месяцев после атаки 7-го октября Тегеран все еще считает, что в тотальной войне Израиль нанесет смертельный удар по «Хезболле», своему важнейшему союзнику. Но не менее важно и то, что за несколько месяцев позиция Тегерана по отношению к войне кардинально изменилась, и чтобы понять, в каком положении находятся Иран и «Хезболла» сегодня, необходимо вернуться к началу.

Резня 7-го октября была инициирована Яхьей Синваром без согласования с Бейрутом и Тегераном. Хаменеи и Насралла финансировали, обучали и вооружали ХАМАС, но в то утро они были удивлены не меньше, чем Израиль. Синвар решил атаковать без согласования, потому что знал, что они ему запретят. Во-первых, потому что Израиль все еще был слишком силен и мог уничтожить ХАМАС и «Хезболлу». Во-вторых, пока Израиль не атаковал иранские ядерные объекты, Тегеран не хотел подвергать «Хезболлу» опасности.

Тем не менее Синвар отдал приказ о нападении, полагая, что обещание публичной поддержки, полученное его людьми в Бейруте в марте 2023 года, заставит Насраллу вступить в конфликт. Хаменеи и Насралла были поставлены в неловкое положение, и последний присоединился к конфликту из-за отсутствия выбора.

Тегеран высоко оценил средний путь, выбранный Насраллой: помогать ХАМАСу, атакуя израильские войска и изгоняя израильских граждан из их домов в Верхней Галилее, но не ввязываясь в тотальную войну. Хотя в своих выступлениях Насралла обещал совершать нападения на Израиль до тех пор, пока продолжается война в Газе, сдержанность «Хезболлы» вызвала критику в мусульманском мире в адрес Ирана и самой группировки и сделала все это мероприятие крайне неловким.

Именно поэтому Тегеран неоднократно обращался к миру с отчаянными просьбами оказать давление на Соединенные Штаты, чтобы заставить их прекратить войну.

Насралла жаждет соглашения о прекращении огня

В последние месяцы Тегеран больше не требует этого. Вместо этого Иран с гордостью отмечает вклад «Хезболлы» и хуситов в «уничтожение» Израиля, и я понимаю, что они хотят продолжения войны. Они считают, что Израиль теряет поддержку Запада, что ЦАХАЛ истощен, что израильское общество разваливается, порт Эйлата парализован, а экономика рушится.

С другой стороны, для Насраллы каждый дополнительный день борьбы — это непосильное бремя. Он жаждет соглашения о прекращении огня в Газе, даже если Израиль в одиночку объявит об окончании масштабной войны и останется в Газе. Но Иран попытается заставить его продолжать.

Если будет достигнуто общее соглашение о прекращении огня, Насралла подчинится. Есть даже шанс, что он согласится отступить на 15 километров и, возможно, к реке Литани, чтобы избежать войны.

Однако это может произойти только в том случае, если будет выработана совместная израильско-американская позиция. Израиль объявит, что если «Хезболла» не отступит, он начнет тотальную войну, а Соединенные Штаты обязуются подстраховать его оружием, разведданными и поддержкой в Совете Безопасности. Израилю придется сосредоточить очень крупные силы на севере страны, чтобы убедить Насраллу в искренности своих намерений.

Если Насралла и Тегеран будут убеждены, он, скорее всего, уйдет, полагая, что его люди смогут проникнуть обратно в кратчайшие сроки, как это было в 2006 году. Поэтому Израиль и США должны как можно скорее достичь соглашения, позволяющего Израилю стать исполнителем резолюции Совета Безопасности 1701.

Перемещенным израильским гражданским лицам будет разрешено вернуться на север, на этот раз с большим количеством войск ЦАХАЛа, постоянно находящихся на границе. Но каждый израильский премьер-министр будет нести личную и юридическую ответственность за то, чтобы не допустить возвращения «Хезболлы» к границе, даже если это приведет к войне. Только так можно будет возродить чувство безопасности на Севере.

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи