Требует ли еврейский закон освобождать студентов ешив от армии?

Требует ли еврейский закон освобождать студентов ешив от армии?
Фото: Marc Israel Sellem/Jerusalem Post

На протяжении многих лет в Израиле ведутся жаркие дебаты по поводу призыва в ЦАХАЛ ультраортодоксальных студентов ешив (харедим). Эта проблема обострилась после того, как в марте армия объявила о нехватке семи тысяч солдат.

Лидеры общины харедим утверждает, что запрещено призывать в армию студентов ешив, для которых «Тора является профессией», и что они защищают государство Израиль во время учебы. Что говорит еврейский закон по этому поводу?

Подход харедим к этому вопросу диаметрально противоречит еврейскому закону. Он основан на неверном толковании слов Реш Лакиша и одного пассажа в «Мишне Тора» Маймонида, а также на нескольких агадических (неюридических) цитатах из раввинистической литературы.

Их подход объясняется прежде всего опасением, что ученики ешив могут в армии стать светскими. Сейчас мы по очереди докажем эти положения.

После завоевания земель к востоку от реки Иордан представители колен Гада и Реувена попросили остаться там. Моше гневно ответил им: «Разве братья ваши должны идти на войну, а вы сидеть здесь?» Они ответили, что сначала поведут народ в бой, а потом вернутся домой, и Моше принял их предложение (Числа 32:6-23).

С подобным аргументом главный раввин Ицхак Герцог в 1948 году обратился к Комитету ешив (Ваад ха-ешивот) Израиля: «Как можно говорить, что Шимон встанет на борьбу и спасет себя и Реувена, а Реувен сидит со сложенными руками, полагаясь на Шимона, потому что Реувен — ученик ешивы?!»

Действительно, эта проблема существовала с 1948 года, но она обострилась в 1977 году, когда к власти пришел «Ликуд» и отменил квоты. Общее число студентов ешив, освобожденных от службы в армии, стремительно выросло: 1948-400, 1977-8257; 1986-16011; 1992-24 000; 2002-36 887; 2012-63 000; 2020-52 741; 2024-63 000.

А весь остальной народ Израиля, который служит в регулярной армии и ежегодно несет службу в резерве, спрашивает: «Неужели ваши братья должны идти на войну, а вы сидеть здесь?!»

Действительно, на протяжении многих поколений были мудрецы Торы, которые также вели за собой народ во время войны, в том числе Моше Рабейну, Йехошуа бин Нун, царь Давид, Маттатия, Йехуда Маккавей и его братья, раби Акива. Наконец, рабби Самуэль ха-Нагид (Гранада, 993-1056), важный галахический авторитет, также служил визирем и главой армии Гранады в течение 18 лет.

После объяснения четырех освобождений от военной службы (Втор. 20:5-8) Мишна (Сота 8:7) продолжает: «Когда применяются эти освобождения? В свободной войне — но в милхемет мицва (войне по приказу) выходят все, даже "жених из своей комнаты и невеста из-под своего свадебного балдахина" (Йоэль 2:16)». Это было закреплено Маймонидом (Законы царей 7:4). Сефер ха-Хинух, Махарша, рабби Ицхак из Карлина (1788-1851) и многие ведущие раввины двадцатого века также придерживались этого мнения.

Что касается заповеданной войны, то Маймонид (Законы царей 5:1) постановил, что она включает в себя «помощь Израилю, когда враг нападает на него». Другими словами, согласно Мишне и Маймониду, в оборонительных войнах, таких как все войны Израиля с 1948 года до сегодняшнего дня, служить в армии — мицва для каждого мужчины и каждой женщины.

Пикуах нефеш (спасение жизни) имеет приоритет над всеми мицвот в Торе, кроме идолопоклонства, сексуальной аморальности и убийства (Санхедрин 74а и Кетубот 19а), и это было закреплено во всех основных кодексах. После массового убийства 1200 мужчин, женщин и детей 7 октября может ли кто-нибудь осмелиться сказать, что война против ХАМАСа — это не вопрос пикуах нефеш?

Разрешено выходить с оружием и нарушать субботу, чтобы спасти еврейские общины, находящиеся в осаде неевреев. Это сказано в Талмуде (Эрувин 45а) и закреплено во многих основных кодексах еврейского права.

Если Галаха разрешает сражаться в шабат ради спасения жизни и даже ради денежных вопросов, то тем более допустимо прекратить изучение Торы, чтобы спасти жизнь и имущество от террористов-геноцидников.

Хатам Софер (1762-1839), раввин Давид Цви Гофман (1843-1921) и раввин Моше Шмуэль Гласнер (1856-1924) постановили, что если нееврейские страны призывают евреев в армию, еврей обязан служить в соответствии с галахическим принципом Дина де-малхута дина (Закон земли есть закон — Недарим 28а), даже если ему, возможно, придется осквернять субботу и есть некошерную пищу.

Многие авторитеты утверждали, что этот принцип применим и к еврейскому государству (Талмудическая энциклопедия, том 7, столбцы 67-68). Таким образом, еврейское право обязывает евреев соблюдать законы государства Израиль, в том числе и законы, касающиеся воинской повинности.

Раввин Гласнер подчеркнул, что еврей, служащий в армии своей страны, освящает имя Бога (киддуш а-Шем), а раввин Гофман подчеркнул, что если еврей «уклоняется от службы в армии с помощью уловок... Тот, кто так поступает, вызывает, не дай Бог, осквернение Имени (хилуль а-Шем, см. Лев. 22:32)....».

Освобождение от призыва в армию студентов-харедим, обучающихся в ешивах, представляет собой масштабный хилуль а-Шем, который возмущает большой процент евреев в государстве Израиль и отдаляет светских евреев от иудаизма.

А что отвечают на все это харедимные раввины?

Большинство видных харедимных раввинов вообще не писали ответов по этому вопросу, поскольку знали, что невозможно опровергнуть все вышеупомянутые источники. Поэтому они опубликовали «Даат Тора» («Мнение Торы»), в котором выразили свою позицию, не приводя никаких источников.

Во-вторых, харедимные раввины, которые все же писали на эту тему, опирались в основном на отрывки из Талмуда, входящие в Агаду. Однако эти отрывки не были кодифицированы основными авторитетами и не могут отменить все мицвот и законы, упомянутые выше.

Существует четыре основных аргумента против воинской повинности, и все они могут быть опровергнуты.

Раввины не нуждаются в охране

«Рабби Иегуда Несиа ввел налог на раввинов, чтобы они внесли свой вклад в строительство городской стены. Реш Лакиш сказал: Раввины не нуждаются в охране» (Бава Батра 7б, ср. лист 8а). Это постановление было кодифицировано Рамбамом, Туром и Шулхан Арухом.

С этим аргументом есть как минимум четыре проблемы:

Освобождение ученых Торы от налогов за охрану городских стен ничему не учит в отношении освобождения от налогов за спасение жизней или ведение войны.

В Бава Батра нападающие приходят только для того, чтобы грабить. Однако если существует опасность для жизни, неужели кто-то думает, что ученые Торы освобождены от заповеди пикуах нефеш?!

Реш Лакиш говорит, что сами ученые не нуждаются в защите, а не то, что их изучение Торы защищает весь еврейский народ. Если они не служат в армии, возможно, они защищены, но как насчет их семей и почти десяти миллионов граждан государства Израиль?

Даже если мы не принимаем во внимание простой смысл слов Реш Лакиша, мы должны руководствоваться здравым смыслом. Как писал раввин Шломо Йосеф Зевин в 1948 году: «Владыка Вселенной, разве позволительно полагаться на чудо в ситуации реальной опасности для жизни и говорить, что раввины не нуждаются в охране? И резня в Хевроне в 1929 году... доказывает это... Пожалуйста, о раввины, эти святые мученики, "нуждались ли они в охране" или не "нуждались"!?»

Как левиты

Харедим также любят цитировать этот отрывок из Рамбама (Законы о субботах и юбилеях, 13:13): «...и не только колено Леви, но и каждый человек из всех жителей мира, чей дух движет им и который понимает умом, чтобы отличить себя "стоять перед Господом, чтобы служить Ему и поклоняться Ему" (ср. Втор. 11:13), чтобы познать Бога... и он снимает с плеч своих иго многих расчетов, к которым стремился народ, — вот, он освящается святой святостью, и Бог будет его уделом и наследием во веки веков, и он заслужит в этом мире то, что достаточно для него, как Он заслужил для священников и левитов...»

Раввин Аарон Котлер (1892-1962) и другие харедим утверждают, что «все жители мира» — это «бней Тора (дети Торы) поколения, которое полностью посвятило себя Торе...»

При всем уважении, это совсем не тот простой смысл, который вкладывает Рамбам.

Во-первых, как подчеркивают Радбаз (ad loc), раввин Аарон Лихтенштейн и многие другие, в раввинистической литературе нет источника для этого закона.

Во-вторых, выражения «и понимает своим умом» и «познать Бога» вообще не имеют отношения к изучению Торы.

Раввин профессор Элиэзер Берковиц убедительно показал, что эти выражения взяты из философской области Рамбамом в его «Путеводителе для недоумевающих» и «Мишне Тора»: законы деот (знания). И именно этот тип знаний не изучают студенты хареди-ешив.

В-третьих, в этом абзаце Рамбама ни слова не говорится об освобождении от военной службы.

Наконец, профессор Менахем Келлнер доказал, что «все жители мира» означает «все люди» — «все человечество», как еще в пяти местах кодекса Маймонида и Мишны.

Только Тора защищает народ Израиля

В апреле восемнадцать сефардских раввинов опубликовали письмо под названием «Четкие инструкции против проекта декрета»: «Мы должны укрепить себя полной верой в то, что только Тора защищает народ Израиля». Эти слова намекают на фразу «Тора защищает и спасает» (Сота 21а), но Раши объясняет ad loc: защищает от страданий и спасает от злых наклонностей. Иными словами, Тора не защищает от пуль, ракет и бомб.

Более того, даже если кто-то хочет игнорировать простой смысл выражения, разве может одно агадическое утверждение в Талмуде, которое так и не было кодифицировано, отменить все вышеупомянутые мицвот и законы?!

И даже если исказить простой смысл этого афоризма, защитила ли Тора раввинов от Тита, Адриана, крестоносцев, Хмельницкого и Холокоста?! Не стоит полагаться на агадические утверждения, которым противоречат простые факты нашей истории.

Лучше смерть, чем секуляризация

Плакат на недавнем митинге харедим гласил: «Лучше пусть наши дети умрут, чем станут светскими». Несомненно, это истинная причина противодействия харедим службе в армии. В письме раввинов утверждается, что цель «указов о призыве» — «бороться против Бога и против Его Торы с помощью различных указов... и сократить число соблюдающих Тору, как они сами заявили».

Помимо того, что ЦАХАЛ и большинство израильтян, поддерживающих призыв харедим, никогда не заявляли о таком странном намерении, весь тон письма говорит о государстве Израиль так, как будто это государство неевреев, единственная цель которого — ассимиляция ультраортодоксов. Это абсурд.

По сути, это прямое продолжение противодействия харедим призыву молодых еврейских мужчин в австрийскую армию, начавшегося в 1788 году. В то время они опасались осквернения шабата и запрещенной пищи.

Печально, что харедим в государстве Израиль сегодня не видят никакой разницы между австрийской армией конца XVIII века и ЦАХАЛом в XXI веке.

В прошлом ЦАХАЛ проводил политику «плавильного котла», и существовало опасение, что студенты ешив могут стать светскими. Сегодня ЦАХАЛ готов и желает призывать харедим в отдельные подразделения с глатткокошерным питанием и изучением Торы, как, например, батальон «Нецах Йехуда», созданный в 1999 году.

Итак, уклонение харедим от призыва в армию не имеет ни галахического, ни морального оправдания. «Братья твои должны идти на войну, а ты сидеть здесь?» Да будет воля Божья, чтобы харедим поняли, что у них есть не только галахическая, но и моральная обязанность служить в ЦАХАЛе с восемнадцати лет — чтобы защитить свои семьи, свой народ и свою землю.

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи