| Ари Калькер
Ари Калькер

«Маленькая и умная» армия ведет Израиль к поражениям

«Маленькая и умная» армия ведет Израиль к поражениям
Пехотинцы из бригады «Гивати» осваивают новое высокотехнологичное оружие и компьютеры на армейской учебной базе по ведению боевых действий в городских условиях, 2005 г. Фото: YAEL BAR HILLAL/IDF VIA GETTY IMAGES

На протяжении почти трех десятилетий израильский истеблишмент безопасности перестраивал вооруженные силы в соответствии с доктриной «маленькой и умной армии». Идея заключалась в том, чтобы обеспечить необходимую защиту Израиля при сокращающемся количестве солдат путем увеличения мощи армии, по сути, создав меньшую армию, которая была бы более мощной в пересчете на одного бойца. Ключом к этому стали технологии, разрушающие парадигму, такие как противоракетная система «Железный купол», ракеты Arrow 1, 2 и 3, «Праща Давида», «Железный лазер», истребители F-35, технология «умной» интеграции в танковых и пехотных войсках, передовые корветы и подводные лодки ВМС и многое другое.

На протяжении всей мировой истории война всегда ускоряла развитие новых технологий, таких как пулемет в Первой мировой войне, радар, реактивные двигатели, усовершенствование дальних бомбардировщиков и улучшение расхода топлива во Второй мировой войне. Однако ни одна страна никогда не уменьшала численность своих вооруженных сил, находясь в осаде и под активной угрозой со стороны врагов, и при этом предвидя открытие еще одного активного фронта. Но именно так поступило руководство Израиля.

Хотя новые технологии могут сделать армию более смертоносной, а ее маневренные подразделения — более слаженными, любая страна может быть перегружена численностью и требованиями борьбы с неконвенциональным противником. Как выяснил ХАМАС, «Железный купол» можно преодолеть, насытив целевую зону ракетами — тактика, которую «Хезболла» сейчас успешно применяет на севере Израиля. На земле ХАМАС всегда использовал гражданских лиц в качестве живого щита на поле боя, чтобы сдержать и запутать наши наземные силы.

Другой недостаток высокотехнологичной маленькой армии заключается в том, что она требует от солдат и командиров не только сбора данных, но и анализа и понимания их значения в режиме реального времени. Самым большим провалом 7 октября стало фиаско разведывательных органов. В течение многих лет солдаты собирали данные, установленные на многочисленных камерах и датчиках вдоль границы, но интерпретация этой информации на разных уровнях была фатально ошибочной, что привело к катастрофическим последствиям. Даже в день нападения 7 октября предупреждающие сигналы о готовящемся нападении были проигнорированы. Если бы на ограждении вместо датчиков и камер находилось больше вооруженных солдат, результат был бы принципиально иным.

Как отмечают Эадо Гехт и Эйтан Шамир в книге «Нужна ли Израилю большая армия, если у него есть передовые технологии?», «это не означает, что новые технологии не имеют ценности; они добавляют дополнительную эффективность, но не отменяют необходимости в старых средствах».

Вместо того чтобы вкладывать больше средств в ВВС, пришло время сделать серьезные и значительные инвестиции в нашу пехоту, танки и артиллерию, включая следующие:

1)      Армии необходимо пересмотреть свои инвестиции в качество и численность пехотных сил. Добавив к существующим пяти пехотным бригадам еще одну, армия получит возможность более широкого и удобного маневрирования.

2)      Армии необходимо воссоздать многочисленные танковые бригады, которые были ликвидированы за последние два десятилетия.

3)      Необходимо вложить серьезные средства в модернизацию всего пехотного оборудования как постоянных, так и резервных сил, главным образом в области средств связи, ночного видения и индивидуального защитного снаряжения, а не заставлять отдельных солдат ЦАХАЛа просить пожертвования из-за границы по частям, как это происходило после 7 октября.

4)      Артиллерийские войска должны быть значительно расширены и гораздо лучше обучены. Хотя в нынешней войне с ХАМАСом их эффективность была подтверждена в деле, то, с чем мы столкнемся в борьбе с «Хезболлой», иранскими прокси в Сирии и Ираке, да и с самой иранской армией, сделает сегодняшнюю войну с ХАМАСом похожей на драку на детской площадке после школы.

Times of Israel, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи