Пошатнувшийся кредитный рейтинг Израиля — это вотум недоверия правительству, а не экономике

Пошатнувшийся кредитный рейтинг Израиля — это вотум недоверия правительству, а не экономике
Фото: Noam Revkin-Fenton

Биньямин Нетаньяху не разочаровал. Он поспешил возложить вину на войну. По его словам, «израильская экономика сильна и исправно функционирует», а снижение кредитного рейтинга страны агентством Fitch «является результатом того, что Израилю пришлось вести войну на нескольких фронтах, которую ему навязали».

Министр финансов Бецалель Смотрич, который научился этому методу у премьер-министра, также поспешил заявить, что его руки чисты. «Я не был удивлен, — сказал он, — в этом нет ничего драматичного. Снижение кредитного рейтинга из-за войны — это естественно».

Нужно обладать безграничной хуцпой, чтобы говорить об этой провальной войне в третьем лице, как будто они не имеют к ней никакого отношения. Но они несут ответственность, и немалую, за резню на юге Израиля в октябре и за то, что ХАМАС не удалось победить и по сей день. В конце концов, один из них — премьер-министр, а другой — высокопоставленный член кабинета безопасности.

Также очевидно, что они ответственны за снижение кредитного рейтинга, который изображает Израиль как страну с повышенными рисками с точки зрения инвестиций. Война не является причиной снижения рейтинга. Если бы три рейтинговые компании увидели, что экономика страны управляется ответственно, с упорядоченным планом сокращения дефицита и долга, они бы не стали его снижать. Так уже случалось в предыдущих случаях.

Но когда они видят охваченного мессианскими идеями министра финансов, которого в основном интересует не экономика, а аннексия территорий, и премьер-министра, который не желает сокращать расходы и повышать налоги, им становится ясно, что дефицит будет продолжать расти, рост испарится, а отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту увеличится. И это обязывает их снизить рейтинг.

Fitch было милосердно к нам. Только сейчас, с большим опозданием, оно понизило наш рейтинг, что Moody's сделало еще в феврале, а S&P — в апреле. В основном агентство обеспокоено невыполнением целевых показателей.

Оно ожидает, что дефицит в этом году достигнет 7,8 процента ВВП по сравнению с целевым показателем в 6,6 процента. Его также беспокоит рост отношения долга к ВВП до 70 процентов.

Экономисты Fitch считают, что правительство не будет делать то, что необходимо для снижения дефицита: сокращать расходы, отменять ненужные налоговые льготы и проводить реформы. Fitch также считает, что рост расходов на оборону станет постоянным явлением на долгие годы.

Чтобы понять, насколько несерьезно правительство Нетаньяху, обратите внимание на следующее: на последнем заседании по бюджету на 2025 год, состоявшемся в середине июля, не присутствовали глава бюджетного отдела Министерства финансов, главный бухгалтер, глава Налогового управления и главный экономист. Это, конечно, делает работу нелепой.

Эта короткая встреча совпала с сообщениями СМИ о сделке по продаже компании Wiz компании Google за 23 миллиарда долларов. Профессор Ави Симхон, экономический советник Нетаньяху (на самом деле политический советник), поспешил раздать цыплят еще до того, как они вылупились. По его словам, нет необходимости повышать налог на добавленную стоимость, поскольку значительная часть дыры в бюджете на 2025 год может быть заполнена за счет налоговых поступлений от продажи Wiz.

Но это была патентованная чушь. Налоговые поступления от Wiz будут разовыми, в то время как рост расходов на оборону — постоянным. И эта идея становится еще смешнее, когда узнаешь, что тем временем сделка с Wiz была отменена. Яйца еще даже не снесены, а дыра в бюджете на 2025 год остается без решения.

Экономисты казначейства сейчас пытаются разработать экстренный план, чтобы закрыть эту дыру в 30 миллиардов шекелей (8,1 миллиарда долларов). Они предлагают повысить НДС и другие налоги, заморозить государственные пособия и налоговые льготы на их нынешнем уровне и сократить бюджеты министерств по всем направлениям.

Но наши лидеры не хотят вводить суровые указы — ни повышения налогов, ни сокращения расходов, ни даже необходимых реформ. Они занимаются циничными предвыборными тратами, исходя из того, что следующие выборы состоятся в 2025 году.

Тем временем, однако, они ведут нас к тяжелому экономическому кризису, который выразится в повышении процентных ставок, сокращении инвестиций, снижении уровня жизни и резком росте безработицы. Снижение нашего кредитного рейтинга — это только первый шаг. Они ведут нас к настоящему разрушению.

Haaretz, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи