| Йехуда Лукач
Йехуда Лукач

Нетаньяху и ХАМАС — лучшие враги

Нетаньяху и ХАМАС — лучшие враги

Во время учебного тура по Израилю и оккупированным палестинским территориям в январе 2000 года я со своими студентами встретился в Газе с шейхом Ахмадом Ясином, основателем исламистского движения сопротивления — ХАМАС. Я попросил Ясина поделиться своим мнением о соглашениях Осло, подписанных в сентябре 1993 года в Вашингтоне премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином и председателем Организации освобождения Палестины (ООП) Ясиром Арафатом. «Это плохое соглашение, направленное на то, чтобы похоронить неотъемлемые права нашего народа, — сказал он. — Наши шахиды героически проложили путь [посредством терактов] к восстановлению нашего достоинства и свободы. Многие израильтяне, хотя они и являются нашими заклятыми врагами, тоже выступают против этого позорного соглашения по своим собственным причинам. Они хотят продлить незаконную оккупацию нашей земли».

В учредительной хартии ХАМАСа 1988 года четко указано, что целью организации является создание исламского государства вместо Израиля: «Палестина — это исламский вакф (фонд)», принадлежащий всей мусульманской умме. Мало кто помнит, что Израиль играл решающую роль в поддержке ХАМАСа на начальном этапе становления организации в конце 1980-х годов. Израильские военные руководители в Газе рассматривали ХАМАС как консервативную религиозную группу, которая в основном занималась вопросами социального обеспечения. Они надеялись привлечь фундаменталистскую организацию в качестве альтернативы тогдашнему врагу Израиля №1 — ООП. Однако эта схема дала обратный эффект, особенно в середине 1990-х годов и во время Второй интифады (2000-2004), когда ХАМАС предпринял несколько кровавых атак террористов-смертников в израильских городах, в результате которых погибло более 1000 человек, в основном гражданских лиц.

Массовое убийство мусульман, совершенное израильским ультраправым экстремистом в пещере Патриархов в Хевроне в феврале 1994 года, спровоцировало широкую волну взрывов террористов-смертников, которые стали способом действий ХАМАСа. Его целью было сорвать мирный процесс, начатый в Осло, с помощью террора и паники и убедить израильское общество в том, что с палестинцами невозможно достичь соглашения. Эта стратегия увенчалась успехом. В январе 2006 года ХАМАС победил на выборах в Палестинский национальный совет (парламент), за которыми последовал жестокий захват всего сектора Газа в 2007 году, когда он насильственно отстранил чиновников Палестинской администрации от власти, в том числе сбрасывая людей с крыш.

Другим ярым противником Осло были израильские правые во главе с Биньямином Нетаньяху и его партией «Ликуд». Масштабная токсичная кампания против того, что считалось незаконным соглашением, которое могло привести к созданию независимого палестинского государства на Западном берегу и в секторе Газа, в конечном счете завершилась убийством Ицхака Рабина ультранационалистом в ноябре 1995 года. В итоге Нетаньяху, проводивший предвыборную кампанию в имидже «мистер Безопасность», был избран премьер-министром в мае 1996 года. Синхронные действия ХАМАСа и «Ликуда», выступавших против соглашений Осло, обеспечили Нетаньяху победу на выборах. Если бы ХАМАС не организовал атаку террористов-смертников, вполне вероятно, что Шимон Перес, преемник Рабина, победил бы Нетаньяху.

Хотя Нетаньяху никогда бы этого не признал, он никогда не забывал террористическую кампанию ХАМАСа, организованную террористами-смертниками в середине 1990-х годов, и ее мощное влияние на общественное мнение, которое привело его к власти. Его поддержка ХАМАСа после возвращения к власти в 2009 году привела к укреплению исламистской группировки за счет Палестинской администрации на Западном берегу, что в конечном итоге привело к варварскому вторжению 7 октября. Израильский историк Адам Раз в своей новой книге «Дорога к 7 октября» («А-дерех ле-шива бе-октобер») цитирует Тамира Хаймана, бывшего директора военной разведки ЦАХАЛа, кратко изложившего политику Нетаньяху в отношении ХАМАСа: «Стратегия Израиля была основана на изоляции сектора Газа от Западного берега; проведении односторонних действий без предоставления политического горизонта. Цель была в сохранении слабой палестинской администрации, чтобы она могла функционировать как административный орган, но не как национальное правительство. Следствием этой стратегии является усиление ХАМАСа и ослабление власти Палестинской администрации».

Ослабленная и лишенная легитимности Палестинская администрация, находящаяся в конфликте с ХАМАСом, служит целям Нетаньяху по принципу «разделяй и властвуй», что позволяет сохранить статус–кво — военную оккупацию и препятствует созданию независимого палестинского государства. Раз называет эту политику «консервацией конфликта». Ципи Ливни, бывший министр юстиции, заявила в 2018 году, будучи лидером оппозиции в Кнессете: «Официальная политика, неоднократно представляемая общественности, заключается в уничтожении ХАМАСА. Но реальная политика, скрытая от общественности, заключается в сохранении террористической организации». В книге скрупулезно описывается, как Нетаньяху сводил на нет все дипломатические или военные усилия, направленные на прекращение правления ХАМАСа в Газе, и активно подрывал любые попытки примирить ХАМАС и Палестинскую администрацию. Во время войны в Газе в 2014 году Нетаньяху опубликовал в средствах массовой информации служебную записку ЦАХАЛа, в которой подробно описывалось возможное число жертв в армии в случае наземного вторжения в Газу. Он сделал это, чтобы побудить общественное мнение выступить против вторжения. Взращивание хамасовского «сада террора» в Газе стало навязчивой целью Нетаньяху. Израильский журналист Бен Каспит сообщил, что, по крайней мере, трижды Армия обороны Израиля представляла Нетаньяху конкретные планы по устранению лидера ХАМАСа Яхьи Синвара, однако он отвергал их. Много было написано о переводе огромных средств Катаром ХАМАСу по просьбе Нетаньяху. Расследование журнала Time показало, что в течение 2012-2018 годов в Газе было распределено наличных на сумму 1,1 миллиарда долларов. Эти деньги служили группировке спасательным кругом в экономическом и военном плане. Нетаньяху утверждал, что эти деньги успокоили местное население и принесли спокойствие. Однако бывший премьер-министр Эхуд Ольмерт твердо убежден, что катарские деньги спасли ХАМАС от колоссального экономического краха. «Биби спас их», — сказал он изданию Politico.

7 октября Израиль был не только застигнут врасплох, но и его вооруженные силы, известные своей высокоэффективной разведкой, также не имели представления о масштабах сложной сети подземных туннелей ХАМАСа. С начала войны прошло почти 11 месяцев, а ХАМАС остается непобежденным. Соглашение о прекращении войны еще не достигнуто. Когда будущие историки будут изучать истоки и ход войны в Газе, один человек, несомненно, будет выделяться: Биньямин Нетаньяху, который помогал поддерживать Франкенштейна, обосновавшегося всего в 62 милях от Иерусалима, в ущерб своей собственной стране.

Продолжающиеся десятилетия синхронные действия ХАМАСа и израильских властей во главе с Нетаньяху, выступающих против палестино-израильского примирения, послужили причиной продолжающейся трагедии и кровопролития, от которых страдают арабы и евреи, живущие на одной земле в самом неспокойном регионе мира.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи