Признание Трампом Иерусалима столицей Израиля заставляет задуматься над тем, почему не было такого признания за 18 лет между Войной за независимость и Шестидневной войной. Тогда, напомню, были установлены границы прекращения огня, известные как "зеленая черта", Западный Иерусалим стал израильским, позже столица была перенесена туда. Но ни одна страна не была готова признать Иерусалим израильской столицей.
Ответ не связан с позицией арабских стран (вообще не признававших Израиль) и ислама, придающего некое религиозное значение Иерусалиму, но никак не политическое. Ответ - в отношении к Иерусалиму христианства, наделяющего город особым статусом, включая святость. Евреи и христиане избирали Иерусалим столицей, когда обладали силой, чтобы осуществить это. Мусульмане же никогда этого не делали.
Ислам владычествовал над городом 13 веков, но статус Иерусалима никогда даже не приблизился к положению Каира, Дамаска, Багдада. Даже когда Саладин отвоевал Иерусалим у крестоносцев, он не сделал его столицей. Османы пренебрегали Иерусалимом в пользу Константинополя. Да, султан Сулейман обнес Старый город стеной, но не более того. Только на закате эры Османской империи, когда евреи и христиане вложили большие деньги в Иерусалим, важность города в глазах турок выросла, и судебная власть Иерусалима была прямо подчинена Стамбулу.
После иорданской оккупации пренебрежение Иерусалимом продолжалось. Иерусалим не стал столицей Иордании, которая осталась в Аммане. Саудовская Аравия предлагала палестинцам столицу в Абу-Дисе, следуя древней исламской традиции.
Напротив, христиане дважды называли Иерусалим своей столицей. В первый раз - после первого крестового похода Иерусалим стал столицей одноименного королевства. Во второй - сто лет назад, после освобождения генералом Алленби Палестины. Великобритания, получив мандат, сделала Иерусалим мандатной столицей.
Позиция христиан нашла свое воплощение в решении ООН о разделе Палестины на три части: еврейское и арабское государства - и Иерусалим в особом статусе, отделенном от обоих государств. Предполагалось, что городом будет управлять опекунская комиссия ООН. Но в таком виде отдельное государственное образование не существовало, великие державы, руководившие ООН, не были готовы направить военные и экономические ресурсы на поддержку этого решения.
И все же отношение к Иерусалиму христианских стран, готовых признать Государство Израиль, изменений не претерпело. И до Шестидневной войны, и после нее Иерусалим считался подчиненной ООН административной единицей, что не имело отношения к действительности. Город, в котором проповедовал Иисус, где его судили и казнили, крестоносная столица, не мог быть признан ими столицей еврейского государства, столицей еврейского народа.
Признание США Иерусалима столицей Израиля (хоть и без указания границ) определяет драматический поворот. Это важный шаг иудео-христианского примирения и признание роли евреев в помещение Иерусалима в центр западной культуры.
Источник: «Вести»