• Главная
  • Фонд
  • Новости
  • STMEGI TV
  • STMEGI Junior
  • Горские евреи
  • Иудаизм
  • Библиотека
  • Академия Джуури
  • Лица
  • Мнения
  • Проекты
  • Приложения
  • Переводчик
  • 63.72
    70.76
    18.40
    Мнения
    Яна Любарская
    Мнения

    Еврейская жизнь в Москве: возможна ли?

    Еврейская служба занятости при синагоге в Отрадном

    В Москве издавна селились представители многих национальностей, включая евреев. Исторически «наши люди» селились у синагог — в Зарядье, на Большой Бронной, в Марьиной роще. Когда-то в районе Зарядья находилось Глебовское подворье, где обосновались торговцы и мастеровой люд, именно там бросили якорь еврейские купцы, в результате чего на этом месте сложилось своего рода еврейское гетто. За последнее время вокруг таких мест выросла дополнительная, этническая инфраструктура с еврейскими культурными, религиозными и образовательными учреждениями, кошерными магазинами и ресторанами. Я же хочу порассуждать о довольно любопытном социальном явлении: о том, как, проживая в Белокаменной, оставаться в «маленьком Израиле».  


    ***

    Сегодня, с открытием географических границ и повсеместным распространением интернета, большая часть человеческого общения переместилась в виртуальное пространство. Чтобы и там контактировать исключительно «среди своих», предприимчивый активист, заботливый отец и муж Аарон Аронов создал в фейсбуке популярную еврейскую группу с забавным названием «Махен Гешефты», включающую около 6000 участников и ряд тем для публикации: услуги, трудоустройство, покупка и продажа, аренда недвижимости, мероприятия, иудаика, различные предложения по репетиторству, по логистике и бизнесу, кошерные продукты, благотворительность, образование, всяческие сделки, еврейские знакомства. Понятное дело, такие объявления предлагают все от евреев и для евреев. Среди них, часто встречаются посты такого примерно содержания: «Отдам шубу задаром еврейской женщине», «Сдается квартира для еврейской пары», «Кошерная молочная смесь для вашего ребенка», «Предлагаю услуги няни, долгое время работала в религиозной еврейской семье», «В еврейское заведение требуется соблюдающий секретарь», «Нужна сиделка для пожилой еврейки", “Ищу для своего ребенка еврейского репетитора”, “Аренда квартир в Израиле», «Примем у себя гостей на этот шаббат», «Хочу познакомиться с еврейской девушкой» и прочее.

    Недавно, когда моя дочка выросла из своей кроватки, я выложила в эту группу объявление, что безвозмездно отдаю ее еврейским родителям вместе с превосходным матрасом. Мне мгновенно посыпались вопросы от таких же еврейских мам, а к вечеру ко мне приехал еврейский папа малышки, нуждающейся в кроватке, и забрал ее и матрас. То же самое годом ранее через эту же группу я проделала с большим мешком вещей, ставших маленькими для моего ребенка. При этом, надо подчеркнуть, что остальные участники группы и я, не пользовались для аналогичных целей иными популярными платформами объявлений, потому что нам хотелось предложить товар, услугу или бесплатно отдать что-то из мебели или одежды именно своим собратьям, членам еврейской общины. Тот самый талантливый ашкеназ, по имени Аарон Аронов, кроме всего прочего придумал и раскрутил подобные тематические еврейские сообщества, с брендом «Наши люди» в соцсетях «Однокласники» и «Вконтакте».  

    Не секрет, что в российской столице вовсю работают еврейские медицинские учреждения, где трудятся еврейские специалисты. Это и российско-израильский медицинский центр РАМБАМ, и филиал израильской клиники «Хадасса» в Сколкове, и многие другие. К примеру, у состоятельных еврейских (и не только) мам весьма популярны элитные роды у акушера-гинеколога, создателя сети клиник «Мать и дитя» М.А. Курцера.  

    Активно работают еврейские детские сады и школы, а также вузы с кафедрами иудаики, иврита, израилеведения. Довольно широк выбор кошерных кафе, ресторанов, баров, где можно не только ежедневно вкусно завтракать, пообедать и поужинать, но и весело отметить важные даты, заказать национальные блюда на дом или в офис.

    Отмечу, что бумажной еврейской прессы в столице, еще 10 лет назад было гораздо больше: это и газеты («Еврейское слово», «Международная еврейская газета»), и журналы («Лехаим», «Мир еврейской женщины», «Алеф»). Сегодня, в отличие, скажем, от США, выбор еврейских газет и журналов в нашей стране заметно сузился из-за финансовых трудностей. Уже несколько лет закрыта и самая крупная еврейская публичная библиотека в МЕОЦе, насчитывавшая в свои лучшие времена около двенадцати тысяч единиц хранения. По-прежнему радует лишь держащая достойный уровень газета «STMEGI.com за месяц», которую с любовью выпускают мои коллеги.  
    К еврейскому искусству, включая полотна Шагала, Левитана, Хаима Сутина, других выдающихся мастеров, в принципе, можно приобщиться во многих залах столичных и зарубежных музеев, на ряде выставок. Но в связи с этим мне хочется выделить Altmans Gallery, имеющую филиалы как в Москве, так и в Израиле. Она популяризирует и выставляет еврейских художников прошлого и современных израильских мастеров кисти. Основатель и совладелец проекта, действующего в Тель-Авиве и Москве, Егор Альтман — председатель Общественного совета Российского еврейского конгресса — ведущей светской еврейской организации России, делает свое дело с большой любовью.   

    Еврейские бизнесмены столицы стараются держаться вместе, для чего вступают в соответствующий Деловой клуб SOLOMON.help — светскую организацию на базе Федерации еврейских общин России, где встречаются, общаются, поддерживают друг друга, занимаются благотворительностью. Более того, еврейский предприниматель Давид Золотов пошел дальше и создал еврейское рекламное агентство «Evelsoniya», в честь своей жены, фирму «Kosher Print», типографию «Моя бумажка», где помимо полиграфических услуг можно приобрести и заказать немало товаров еврейской атрибутики.

    Не отстает от него и раскрученный дизайнер элитных национальных сувениров Давид Ройтман, запустивший свой дизайнерский дом David Roytman Luxury Judaica в самом центре столицы, на улице Большая Дмитровка. 

    Молодые люди, желающие найти свою еврейскую половинку, знакомятся через сватов и свах (шадхенов и шадханит) при молельных домах, на соответствующих сайтах или в клубе «Шидух», от Федерации еврейских общин России. Надо добавить, что в советское время, когда отсутствовал интернет, еврейских юношей и девушек знакомили их мамы и бабушки, приносившие в синагогу фото своих детей и внуков. Для пожилых евреев в Белокаменной открыт благотворительный фонд «Шаарей-Цедек», где подопечных кормят, развлекают и следят за их здоровьем, организуют для них интересный досуг. Нельзя не отметить достойную деятельность организации «Хевра Кадиша», которая, согласно еврейской традиции, помогает проводить «нашего брата» в последний путь по всем правилам, захоронив его на соответствующем кладбище. Помимо крупных синагог в центре, во многих спальных районах мегаполиса открыты небольшие еврейские общины «шаговой доступности». Конечно, до города Майами, где функционирует 250 еврейских молельных домов нам еще далеко, но тем не менее...

    Важно не обойти своим вниманием и театр «Шалом» — настоящий дом еврейского искусства, основанный в Москве в 1988 году на базе Московского еврейского драматического ансамбля, который уже много лет представляет на сцене нашу культуру и традиции.

    Конечно, находясь в российской столице и за ее пределами, можно с помощью всемирной сети смотреть и программы СТМЭГИ-ТВ, первого российского интернет-телеканала еврейской тематики, и русскоязычный 9-й канал израильского ТВ, узнавая таким образом все новости с исторической родины, посещать в Московском еврейском общинном центре концерты еврейских артистов, уроки Торы для мужчин и женщин, изучать иностранные языки.

    Я специально не стала перечислять все адреса и названия еврейских заведений столицы, помогающие надолго «не покидать» Святой Земли, проживая в Москве. Думаю, при желании вдумчивый читатель способен самостоятельно отыскать требуемые объекты. Отмечу, правда, что, на мой взгляд, рассуждать о полноценных этнических районах в столице еще рано, а эксперты рынка недвижимости пока разделяют большинство районов города лишь по принципу социальной однородности.