| Ор Кашти
Ор Кашти

Израиль — образованная страна, но следующее поколение не будет готово к будущему

Система просвещения Израиля больна. Трудно иначе описать положение, при котором разрыв между различными группами учащихся является самым большим в мире, а две трети арабских школьников  затрудняются в изучении языка, математики и точных наук. Хроническое – почти идеологическое – отсутствие  интереса, которое демонстрируют руководители министерства просвещения к  решению этой проблемы, может привести к полному краху всей системы. Результаты международного экзамена PISA  - только один из многих тревожных знаков.

Экзамен PISA проводился в прошлом году,  его результаты были опубликованы на этой неделе. Они оказались провальными сразу по нескольким  параметрам: израильские школьники получили оценку ниже средней по миру в целом; эта оценка оказалась ниже той, которую они получили в ходе предыдущего экзамена в 2015 году; число школьников, не сумевших сдать экзамен, составило 22 процента (в среднем по миру этот показатель составляет 13 процентов); разрыв в успеваемости между различными группами учащихся, увеличился и стал самым высоким в мире. Это то, чем нам остается гордиться.

Внутренние разрывы очевидны в большинстве групп израильского населения. Разрыв между успеваемостью в группе еврейских школьников выше среднего уровня в мире. В группе арабских школьников он близок к среднемировому показателю. Это означает, что в еврейских школах слишком много отстающих учеников, которым система не уделяет должного внимания. Министерство образования охотно выражает озабоченность этой ситуацией, но не торопится сделать что-то, дабы ее изменить.

В ходе большинства международных экзаменов подвергаются проверке уже накопленные школьниками знания. В отличие от них, экзамен PISA проверяет способность школьников к учебе и усвоению нового материала, способность подростков успешно преодолевать трудности, связанные с социальными отношениями и рабочей средой. Сдавая экзамен PISA, школьники демонстрируют свои творческие возможности, способности к критическому мышлению, решению проблем и коллективной работе.

Устаревшая модель


В прошлом году Израиль посетил профессор Андреас Шляйхер - руководитель департамента по образованию OECD. "Педагогический метод, применяемый в Израиле –  очень традиционный и стандартный, - сказал он в интервью TheMarker. – Он не направлен на развитие способностей учащихся, он не делает акцент на творческом мышлении и решении проблем. В вашей системе образования слишком многое основывается на зубрежке материала. Этот метод больше не работает. В современном мире ты получаешь вознаграждение не за свои знания, а за способность к их применению". Он также отметил, что "Израиль – образованная страна, но ваше следующее поколение будет не готово к будущему".
Шляйхер не случайно говорит об устаревшей педагогической модели. Израильская школа – это, пожалуй, единственное общественное учреждение, никак не изменившееся с момента своего возникновения в середине XIX века. Несмотря на происшедшие вокруг революционные преобразования, работа школ основывается на той же модели: ученики сидят, а учитель стоит у доски. И управленческая цепочка осталась все той же. Но то, что было хорошо в эпоху промышленной революции, мешает сегодняшним школьникам добиться успеха. Способность учителя "зажечь" своих воспитанников, заинтересовать их изучаемым предметом не получает должной оценки и, разумеется, никак не поощряется.
В последние годы министерство образования откровенно предпочитает национально-религиозную систему ценностей - открытости и плюрализму. Это находит выражение и в преподавании точных наук, и особенно предметов, выстраивающих личность ученика. Критическое мышление воспринимается как опасность, учителей и директоров школ, выходящих за рамки привычных схем, уже не раз вызывали на ковер. В ходе "разъяснительных бесед" им сообщали, что они приблизились к опасной грани и санкции против них не за горами. Разумеется, по-прежнему существуют островки свободного педагогического мышления, но руководство министерства образования никогда не позволит им слиться в единый материк. Свободно мыслящим учителям не дадут преобразовать систему просвещения. Провальные результаты экзамена PISA являются следствием этой педагогической слепоты, свойственной и Лимор Ливнат, и Гидеону Саару, и Нафтали Беннету, предпочитающим зубрежку и нагоняи - доверию и плюрализму.

Все должно остаться по-прежнему

В арабском секторе репрессивная педагогика находит еще более полное выражение. Доктор Шараф Хасан, председатель Наблюдательной комиссии по вопросам просвещения, считает, что учебная программа не отвечает требованиям современного арабского общества. Он обратился к министерству образования с призывом разработать совместный план школьной реформы в арабском секторе. Но вряд ли этот призыв будет услышан. Министерство образования ни разу не назначило араба на пост начальника округа, в том числе северного, где число арабских школьников составляет 60 процентов от общего числа учащихся. Педагогические, бюджетные, организационные правила – все должно остаться по-прежнему.

Между бюджетами школ в еврейском и арабском секторах существует огромный разрыв. Программа дифференцированного финансирования последних лет – это незначительный и запоздалый шаг. И даже сегодня на обучение арабского старшеклассника (из наименее благополучной социально-экономической группы) министерство образования выделяет на 40 процентов меньше средств, чем на обучение его еврейского сверстника. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные недавно самим министерством.

Несколько лет назад OECD опубликовала отчет, посвященный израильской системе просвещения. Содержащиеся в нем рекомендации прекрасно знакомы руководству  министерства образования. В частности, OECD рекомендовала приложить максимум усилий для сокращения разрыва между различными группами учащихся, ввести преподавание основных учебных дисциплин в религиозных школах и положить конец бюджетной дискриминации школ арабского сектора. Но ни одна из этих проблем не стала главной заботой министерства образования, ни во времена Нафтали Беннета, ни во времена Рафи Переца. Вывод ясен: будет лучше, если после формирования следующего правительства министерство образования не окажется под контролем секторальной партии.

Источник: Детали


Похожие статьи