| Лев Авенайс
Лев Авенайс

Горечь послевкусия

Я писал недавно в статье, что делать прогнозы – занятие благодарное. Когда сбываются — есть,  чем гордиться. Вот и я в той же статье вспомнил, что «Нетаниягу не раз выскакивал из-за спины соперников на финишной прямой и одерживал победу. Так было в 1996 году, когда опросы накануне отдавали первенство Пересу, так было в 2015 году, когда казалось, что Ицхак Герцог и его команда победят…»

Я не уверен, что сейчас имеет смысл разбираться с причинами победы Биби или поражения Ганца. Во-первых, потому что урока из них уже не извлечешь, даже если будут четвертые выборы. Во-вторых, после драки кулаками не машут.

Да и причин этих много. Да, Нетаниягу в последнюю неделю снял перчатки и повел чрезвычайно грязную и циничную кампанию против своего оппонента. В ход пошли выдумки, фейковые видео, в общем, весь арсенал запрещенных (в приличном обществе, конечно) приемов. Но победителей не судят. Правда, в отношении Нетаниягу эта фраза в свете приближающейся даты начала суда над ним звучит двусмысленно.

Главная причина поражения «Кахоль Лаван», однако, не в действиях Нетаниягу. На мой взгляд, «Кахоль Лаван» вообще не вела никакой кампании. Нетаниягу – худо-бедно использовал свой административный ресурс, чтобы всегда быть в новостях и в обсуждениях. Его поддерживали или критиковали, но, во всяком случае, он все время что-то говорил, предлагал, обещал. «Кахоль Лаван» не выдвигала никаких идей. Депутат от «Кахоль Лаван», в прошлом – журналист, Офер Шелах прямо заявил после поражения: «Нельзя строить альтернативу власти, когда единственное, что мы можем предложить – это чистые руки». Программа «Кахоль Лаван» была опубликована перед выборами год назад. В последней кампании о ней даже не вспоминали.

Вторая причина (опять же, на мой взгляд) — это размытая структура партии. Партия о четырех головах – это партия вообще без головы. В «Кахоль Лаван» объединились три партии с разными идеологиями (или без идеологий?) с единственной «скрепой» — свергнуть Биби. Не было нормальных структур на местах. В то же время, как ни относись к «Ликуду», — это партия со строгой структурой, с давно активно работающими на местах отделениями, и это все сработало в день выборов. Работа в день выборов – это одна из главных составляющих успеха. О том, как работал в этот день «Ликуд», я знаю не понаслышке. Мне раз пять за день звонили из «Ликуда» с записанными призывами Элькина, Эдельштейна и самого Нетаниягу. По улицам до самого закрытия участков разъезжала машина с динамиком, из которого Нетаниягу призывал идти голосовать.  «Кахоль Лаван» противопоставил всему этому давлению легкомысленную и не бог весть какую талантливую песенку на русском языке.

Третья причина: в погоне за голосами правых Ганц категорически отрекся от поддержки Объединенного арабского списка. После этого стало ясно, что ни при каком раскладе он не наберет 61 депутата в свою коалицию. Вообще, играя на правом поле, Ганц заведомо проигрывал.

Зачем нам «Ликуд-2», хоть и без Биби, но с «котом в мешке»?

Ну, а самое главная причина поражения «Кахоль Лаван» — это Ганц. У него был целый год, чтобы вырасти в харизматичного лидера. Увы, на мой взгляд, он остался тем же, чем был год назад: тусклым, серым, неуверенным в себе. Более того, он сам откровенно признавался, что уступает Биби в ораторском искусстве, дескать, это не столь важно. Это очень важно! За собой нацию ведут люди, умеющие зажечь и увлечь народ. Вся история говорит об этом. Подлинно яркие лидеры (увы, среди них были и мерзавцы) умели завести толпы, заворожить людей, внушить им надежду в трудные времена. Не буду вспоминать Гитлера и Муссолини, вспомню Черчилля и де Голля. Ганц, как личность, неважная альтернатива Нетаниягу, вынесенная наверх «на безрыбье». Думаю, его политическая карьера – если он не войдет в правительство национального единства – скоро сойдет на нет.

Но хватит о прошедшем. Выборы закончились, хотя итоги еще не подведены. Но повестку дня стал вопрос: «чем сердце успокоится?».
Вечером после оглашения экзит-пуллов, казалось, что вопрос решен: четвертых выборов не будет. Правый лагерь получал 60 голосов и все склонялись к тому, что правительство будет формировать Нетаниягу. На данную минуту число мандатов правых сократилось до 59. А в нынешнем контексте каждый мандат на счету.

Вроде бы, мы находимся в ситуации, которая уже была после апрельских и сентябрьских выборов. А значит, четвертые выборы вполне реальны. Но очень уж нежелательны…

Сейчас вовсю обсуждают возможности правых «переманить» двух недостающих депутатов из «вражеского стана». В качестве ренегатов называются разные кандидатуры из «Кахоль Лаван»: бывшие ликудники Цви Хаузер и Йоаз Гендель и 23-й номер списка «Кахоль Лаван» Омер Янкелевич. Двое первых уже заявили, чтобы на них не рассчитывали. Про Омер Янкелевич газета «Гаарец» написала, что ликудники якобы шантажируют ее имеющимся у них компроматом интимного характера. При всем уважении к солидной газете, мне эта информация кажется сомнительной. Разумеется, сейчас в стане правых отчаянно ищут потенциальных перебежчиков. Но заполучить их достаточно сложно даже технически. Много лет назад, кстати, по инициативе правых, был принят закон, по которому такого «одинокого» перебежчика запрещено назначать на посты в правительстве и председателями парламентских комиссий. Разумный, на мой взгляд,  закон. Так что, должностью купить человека нельзя. Более того, такой депутат на следующих выборах не имеет права баллотироваться в списках партий, находящихся в Кнессете. Вспомним, в Кнессете 20-го созыва Орли Леви-Абукасис вышла из фракции НДИ и создала фракцию из себя одной. Поэтому для следующих выборов ей пришлось возродить партию «Гешер» и уже в качестве ее лидера войти в блок с «Аводой».

Кстати, если на кого и может рассчитывать Нетаниягу, так это на Орли Леви. Я, правда, не знаю всех тонкостей парламентского законодательства, но если вдруг расколется на отдельные фракции блок «Авода-Гешер-МЕРЕЦ»  (не знаю, разрешено ли такое), то Леви (она же «Гешер» в единтсвенном лице) может присоединиться к правому лагерю.

Впрочем, все эти расклады – гадание на кофейной гуще. Возможно, нас ждут самые невероятные сюрпризы.

Но самое интересное будет происходить в БАГАЦе.  Теперь отвергнутый раньше по причине гипотетичности вопрос, может ли обвиняемый формировать правительство, становится вполне реальным. Юридическому советнику правительства предстоит дать рекомендации, а БАГАЦу ответить на этот вопрос однозначно: «да» или «нет». Думаю, им трудно будет сказать нет. Слишком ясно выражена воля народа. Более того, в случае запрета Нетаниягу формировать  правительство, противостояние грозит выплеснуться на площади. И в данной ситуации я лично предпочитаю волю народа. Если наш народ хочет такого премьера, пусть получает.

Честно скажу, у меня нет никаких предположений, как разрешится нынешний парламентский кризис. Но я чувствую, что кто-то сломается, и во имя «высших интересов» (других у нас не бывает) и «ради единства народа» (а как же иначе!) поступится своими принципами. Будет ли это Ганц, согласившись на правительство национального единства,  будет ли это партия ТЕЛЕМ, будет ли это Авода-Гешер (без МЕРЕЦ) или даже сам несгибаемый Либерман – предсказать не могу. Думаю, что Биби удастся сколотить коалицию. Чему я, конечно, не рад.

А дальше все будет решаться в суде… Иерусалимском окружном. По уголовным делам Нетаниягу. И в то, что «французский закон», даже если его примут,  сможет ретроспективно дать иммунитет Биби, я не верю. Вот этого БАГАЦ точно не допустит.

Я понимаю, от минувшего года перманентных выборов на душе — противный осадок. Народ расколот и обозлен. Но потерпите еще немного. Всё это скоро закончится. Как и эпидемия коронавируса.

Релевант
Похожие статьи