| Фарид Шафиев
Фарид Шафиев

Азербайджан и Израиль: дружба на основе общих ценностей

Азербайджан и Израиль: дружба на основе общих ценностей
Открытие торгпредства Азербайджана в Израиле 29 июля 2021 г.

Баку и Иерусалим поддерживают прочные отношения, подкрепленные несколькими ключевыми факторами, которые способствуют долгосрочной устойчивости этих связей.

Эти факторы — безопасность, торговля, туризм и гуманитарное сотрудничество. Израиль является одним из основных поставщиков современного оружия, которое так хорошо зарекомендовало себя во время недавней 44-дневной войны, когда осенью 2020 года Азербайджану удалось освободить свои территории, ранее оккупированные Арменией. Со своей стороны, Азербайджан поставляет в Израиль значительные объемы нефти. Более широкий контекст этих двусторонних отношений основан на жизненном интересе Израиля к ситуации с безопасностью на Южном Кавказе – регионе, граничащем с Ираном, Россией и Турцией.

В последние месяцы, особенно – во время и после армяно-азербайджанской войны 2020 года, некоторые израильские СМИ начали призывать к пересмотру отношений с Азербайджаном. Квинтэссенция этих призывов – утверждение, что в основе отношений между двумя странами лежит торговля нефтью в обмен на оружие, и такой прямолинейный меркантилизм следует заменить гуманитарными идеями. Согласно доводам журналистов, Израиль должен сочувствовать Армении как нации, пострадавшей от «геноцида» и более близкой по духу израильским либеральным ценностям. Более того, не раз упоминался также «фактор Турции», чтобы продемонстрировать, что Азербайджан имеет тесные стратегические связи со страной, с которой у Израиля в настоящее время очень сложные отношения.

На мой взгляд, ни один из этих аргументов не дает достаточных оснований для «похолодания» отношений между Азербайджаном и Израилем, а некоторые из них ошибочны, особенно высказанные с точки зрения некоторых крайне либеральных экспертов и журналистов.

Во-первых, наши страны строят отношения, исходя из национальных интересов, лишь в числе прочего включающих финансовые выгоды или сотрудничество в области безопасности. Сведение многогранных азербайджано-израильских отношений к примитивному «нефть в обмен на оружие» не выдерживает никакой критики. Это подтверждает история. Члены еврейской диаспоры поселились в Азербайджане много веков назад, и их совместное с коренным народом проживание не было омрачено антисемитизмом; напротив, возникла синергия культур.

За последние 100 лет, помимо татов-евреев (говорящих на диалекте фарси), в Азербайджан переехали тысячи евреев-ашкенази. Они тоже стали свидетелями проявлений культуры терпимости и, что еще более важно, миграция привела к тысячам смешанных браков. Таким образом, азербайджано-израильские межгосударственные отношения частично основаны на межэтнических связях. У двух бывших советских азербайджанских лидеров были еврейские жены, и сегодня люди смешанного происхождения играют важную роль в соответствующих общинах в Азербайджане и Израиле, способствуя более тесным связям в политике, бизнесе и культуре. Проще говоря, у обеих этнических групп история позитивных отношений зародилась уже до того, как Азербайджан стал поставлять Израилю нефть или получать израильское вооружение.

Во-вторых, израильские либеральные СМИ обязаны проявить к азербайджанцам сострадание из-за этнических чисток, оккупации и разрушения культурного наследия, а не подписываться под тщательно разработанной армянским лобби пропагандой.

Несколько еврейских экспертов, которые вместе со мной лично посетили Агдам – город, получивший название Кавказская Хиросима, – упомянули, что полное уничтожение мечетей и другой азербайджанской культурной инфраструктуры напомнило им судьбу Иерусалима в 1948–1967 годах.

Отношение армян к представителям «отсталых, диких, кочевых» тюркских народов во многом проистекает из теории этнического и религиозного превосходства, разработанной армянским национальным героем Гарегином Нжде, и его националистической доктрины 1930-х годов – цехакронизма (цех – род, племя; крон – религия, вера), согласно которой высшей ценностью для индивидуума является его нация, вне которой он не может полноценно существовать. Что касается развития демократии в Армении, то к сожалению, риторика действующего и переизбранного премьер-министра Армении Никола Пашиняна за последние три года продемонстрировала, что он – обыкновенный популист, который оправдывает как оккупацию азербайджанских территорий, так и моноэтничность Армении. Он не произнес ни слова о возвращении азербайджанских беженцев в Армению или восстановлении их прав. Наряду с некоторыми другими политиками именно его максималистская позиция, что «Карабах – это Армения», сделала возможной войну 2020 года.

Как мы все можем заключить из событий далекой или недавней истории, выборы могут оказаться законным путем для прихода к власти радикалов, популистов и нацистов, как это было в Германии в 1930-х годах и совсем недавно на Ближнем Востоке.

В-третьих, аргумент о турецком факторе намного сложнее, чем примитивное черно-белое восприятие. Турция является ближайшим союзником Азербайджана. Тем не менее Баку сохраняет собственные приоритеты внешней политики, что проявилось во время кризиса в Газе в мае 2021 года. Более того, высокопоставленные азербайджанские официальные лица выразили желание выступить посредником в сближении между братом нашей страны (Турцией) и другом нашей страны (Израилем). В конце концов турецко-еврейские отношения не должны оказаться жертвой поспешных действий. Их общая история началась 530 лет назад с исхода евреев из Испании в Османскую империю. Но последние двадцать лет, на мой взгляд, характеризуются сложностями и ошибочными суждениями, которые не следует приписывать только одной стороне.

Как не верящий в давнюю армянско-азербайджанскую ненависть, я искренне надеюсь, что отношения между Азербайджаном и Арменией выйдут на путь взаимного уважения территориальной целостности и экономического сотрудничества.

Опустошенный 30-летней оккупацией, Азербайджан приглашает иностранных партнеров помочь восстановить его освобожденные территории, а Израиль уже инициировал несколько жизненно важных проектов в области сельского хозяйства и инфраструктуры.

Исраэль а-йом, перевод Марии Якубович

Похожие статьи