| Шуки Фридман
Шуки Фридман

Борьба за право на бедность и невежество

Борьба за право на бедность и невежество
Депутаты Кнессета от партии «Яадут а-Тора» Моше Гафни и Меир Поруш Фото: Olivier Fitoussi/Flash90

Руководство ультраортодоксальной общины нашло себе старого-нового врага: государственную систему образования для харедим. На прошлой неделе одтн из лидеров партии «Яадут а-Тора» Моше Гафни сказал: «Не будет в жизни такового явления, как государственное харедимное образование». Раввин Гершон Эдельштейн, лидер литовской ультраортодоксальной общины, пошел ему навстречу, заявив, что «те, кто преподают в государственных харедимных школах, теряют свое место в грядущем мире».

Для стороннего наблюдателя это выглядит как очередная мелкая гражданская война харедим. В действительности последствия этой войны для Израиля будут крайне тяжелы. Победа оставит ультраортодоксальный сектор бедным и изолированным, вносящим все меньший вклад, относительно своей численности, в израильское общество.

25% детей, обучающихся в системе образования Израиля на иврите, являются ультраортодоксами, и их число растет со скоростью 3,7% в год (по сравнению с 2,3% в остальной системе образования). Подавляющее большинство детей харедим, 96%, учатся в неофициальных ультраортодоксальных учебных заведениях. Эти учебные заведения поддерживают лишь самые слабые связи с государственной системой. Их учебные программы, как правило, не включают полный набор основных предметов, если таковые вообще имеются; надзор за ними нестрогий или вообще отсутствует, а их связь с государством в основном ограничивается бюджетом. Их администрация не справляется, и во многих случаях они являются источником дохода для разного рода мошенников. Короче говоря, это хаотичная система, управляемая по стандартам середины 20-го века.

В 2014 году министр образования Шай Пирон создал государственную систему образования харедим. Идея заключалась в том, чтобы включить ультраортодоксальную систему образования в общегосударственную, применить к ней стандарты государственного надзора, установить более обязательные и значимые рамки профильного обучения — то есть начать превращать харедимное образование из экстерриториальной системы в часть государственной. Идея выглядит правильной и логичной, но на практике она малоуспешна. Сегодня только около 3% ультраортодоксальных школ принадлежат к государственной системе образования харедим. Из них значительное большинство связано с маргинальными течениями ортодоксии, такими как Хабад, Бреслов или другими небольшими группами. Ультраортодоксального мейнстрима там нет.

В последние годы, после роста числа относительно либеральных харедим, желающих, чтобы их дети получили образование, которое позволит им жить выше черты бедности, были предприняты попытки создания государственных школ для харедим в нескольких крупных ультраортодоксальных населенных пунктах. Эти родители хотят, чтобы их дети получали образование в более современной системе, которая отвечает, по крайней мере, минимальным стандартам как учебной программы, так и материальной базы, и которая придерживается государственных стандартов.

Несмотря на маргинальность этого зарождающегося течения в ультраортодоксальном образовании, руководство харедим ведет войну на истощение. Попытки родителей в ультраортодоксальных городах открыть такие школы наталкиваются на кирпичную стену. Муниципальные системы борются с этим, и община осуждает любого родителя, который продвигает подобные инициативы или посылает своих детей в такие школы.

Ультраортодоксальная система образования — это база власти для руководства харедим. Сохранение невежества и неспособность зарабатывать на достойную жизнь; сохранение общинного режима, контролирующего поведение родителей через образовательные учреждения и прием в них; огромные бюджетные «дойки», поддерживающие массы ультраортодоксальных политических хакеров и династические суды — все это — необходимые условия для поддержания ультраортодоксальной «системы». Если эта система (не дай Бог!) станет подконтрольной государству, будет введено преподавание основных предметов, которые, в свою очередь, подготовят учащихся к дальнейшему образованию в доходных областях и обеспечат прибыльную карьеру, это сделает невозможным для раввинов контролировать, кто куда поступает. Они знают, что вся эта конструкция рухнет на их головы.

В настоящее время харедим составляют 13% населения Израиля (1,22 миллиона человек), а их средний возраст — 16 лет. Если в ближайшее время не произойдут радикальные перемены, и если нынешние векторы отказа от образования, неучастия в жизни Израиля, неучастия в военной/государственной службе и на рынке труда не изменятся, Израиль рухнет под этим все более непосильным бременем и через несколько лет превратится в совершенно другую страну.

Укрепление государственной системы образования харедим является потенциальным инструментом для перемен. Если следующее правительство, которое будет сформировано, не будет заниматься этим, то дальше уже будет слишком поздно. Но ответственность лежит и на тех многих харедим, которые желают введения государственного харедимного образования, но боятся. Если они не будут противостоять своему руководству, которое не заботится об их благополучии, ни они, ни государство не выживут.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи