Голливуд и Израиль, история любви

Голливуд и Израиль, история любви
Чарльтон Хестон в роли Моисея в эпопее Сесила Б. Демилля 1956 года «Десять заповедей» Фото: Paramount pictures

Израиль играет заметную роль на американском киноэкране. Вышла новая книга – «Голливуд и Израиль: история» профессоров Тони Шоу и Гиоры Гудман: Шоу работает в Британии, в Университете Хартфордшира, а Гудман – в Галилее, заведует кафедрой междисциплинарных исследований в колледже Кинерет.

«Это не только производство фильмов, но и филантропия, дипломатия и все виды отношений, которые могут быть построены между мировой столицей развлечений и государством Израиль» – говорит Гудман в совместном интервью авторов The Times of Israel.

    


Отношения эти варьируются от поцелуя Пола Ньюмана с его американской любовницей-пресвитерианкой, медсестрой Китти Фремонт (Ева Мари Сэйнт), на вершине горы Хермон в «Исходе» до душераздирающего вида зомби, кишащих в Иерусалиме, в «Войне миров Z». Брэд Питт инсценировал апокалиптический бестселлер Макса Брукса, сына нашего любимого еврейского режиссера Мела.

 

А знаете ли вы, что бывшему премьер-министру Эхуду Ольмерту приписывают предложение, сделанное продюсеру фильма с Джулией Робертс 1990 года Арнону Мильчену (сабру), назвать фильм «Красотка»? Или что этот блокбастер стал любимым фильмом Ясира Арафата? Или что давний поклонник Израиля Фрэнк Синатра переправлял деньги Хагане? (По крайней мере, так утверждал Тедди Коллек, один из первых представителей Израиля в Голливуде, который стал мэром Иерусалима).

 zohi3-1024x640.jpg

Адам Сэндлер в фильме «Не шутите с Зоханом»

На вопрос о своих любимых фильмах авторы вспомнили «Зохана» Адама Сэндлера. «Я не большой поклонник Сэндлера, – говорит Шоу. – Большинство его фильмов ужасны. Но это неплохой фильм, чтобы заставить вас смеяться. Я не подросток, Сэндлер – кумир подростков, это небольшой плюс для всего процесса, но я люблю посмеяться».

    

Барбра Стрейзанд разговаривает с Голдой Меир по телефону во время выступления «Звезды приветствуют 30-летие Израиля» в Лос-Анджелесе, 7 мая 1978 года. Фото: AP Photo / Wally Fong

В книге описаны еврейско-американские знаменитости, например, Барбра Стрейзанд, которая разговаривала с экс-премьер-министром Голдой Меир по телефону и пела «Атикву» на звездной вечеринке по случаю 30-летия Израиля в 1978 году. 

А еще есть Стивен Спилберг, снявший два мрачных фильма, связанных с Израилем: оскароносный «Список Шиндлера» 1993 года, который заканчивается тем, что выжившие в Холокосте направляются в Палестину под песню «Золотой Иерусалим», и спорный «Мюнхен» 2005 года, исследование охоты Моссада на террористов «Черного сентября», стоящих за убийством израильской олимпийской сборной на летних Играх 1972 года.

«Фильм был воспринят как нечто критичное по отношению к израильской антитеррористической стратегии, но был задуман Спилбергом как призыв к миру», – говорит Шоу.

    

Галь Гадот на премьере фильма «Я – ночь» 24 января 2019 года в Лос-Анджелесе. Фото: Ричард Шотвелл / Invision / AP

Сюжеты о суперзвезде Галь Гадот и режиссере Гидеоне Раффе отражают в книге растущий поток сабр в Голливуд. Рассказано о Синатре, чья фотография украшает обложку и который дал свое имя молодежному центру в Назарете и студенческому центру в кампусе Еврейского университета на горе Скопус – месту теракта в 2002 г. Описан даже знаменитый «Звездный раввин» Макс Нуссбаум, который руководил обращением в иудаизм двух знаменитостей – Элизабет Тейлор и Сэмми Дэвиса-младшего.

 011-Gal-Gadot-2-e1608031903440-1024x640.jpg

Фрагмент фотографии Галь Гадот, позирующей в образе Чудо-женщины для израильского журнала Sheva Leylot за несколько лет до того, как она получила роль в фильме

Исследовано небольшое количество голливудских фильмов, начиная с 1920-х и 30-х годов поддерживающих сионизм и выступающих против Гитлера. После обретения Израилем независимости вошли в моду библейские эпопеи на христианскую тематику, такие как «Бен-Гур», хотя, пожалуй, самым известным таким фильмом стал «Десять заповедей» Сесила Б. Демилля, снятый в 1956 году, в год Суэцкого кризиса, и запрещенный правительством Насера из-за проеврейского сюжета, что стало одним из многих арабских бойкотов фильмов или актеров.

Хотя главы еврейских студий, такие как Луис Б. Майер, относились к своему происхождению прохладно, группа голливудских «прогрессивистов, согласно книге, сняла фильм 1953 года «Жонглер» с Кирком Дугласом в роли пережившего Холокост, и создала кинематографический прецедент: действие происходило в Израиле и фактически снималось там.

«Ранний интерес Голливуда к Израилю был не только этническим или религиозным из-за большого количества евреев в киноиндустрии, – считает Гудман. – Либералов в Голливуде, часто тоже евреев, привлекало то, что они считали новой страной с прогрессивными идеалами».

 exodus2.jpg

Пол Ньюман и Ева Мари Сэйнт в фильме «Исход» 1960-х годов 

«Исходу» 1960 года в книге посвящена целая глава. «Это все еще важный фильм, – считает Шоу. – Он помог людям во всем мире рассматривать Израиль как законное государство, суверенную страну, рожденную в результате Холокоста. В нем участвовали крупные звезды. Был роман персонажа Ньюмана с нееврейкой, и это говорит об общей поддержке, оказанной Израилю». Как поясняют авторы, у фильма была насыщенная предыстория: много переделок и три разных сценариста – Юриса отстранили в самом начале. Британцы претендовали на менее заслуженное в силу исторических фактов отношение, как и лидеры местной арабской израильской общины. Израильское правительство тоже выдвинуло массу условий, от меньшего внимания к жестокости «Иргуна» до более частого использования слова «Израиль».

Подробно рассматривается в книге «мягкая сила», «хасбара» – стратегия израильской дипломатии и защиты интересов. Помимо Коллека, среди первых представителей Израиля с Голливудом были связаны Моше Перлман, глава отдела рекламы в ЦАХАЛе и министерстве иностранных дел, и Мейер Вайсгаль, председатель Института науки Вейцмана, который убедил своего друга, режиссера Отто Премингера, посетить Израиль для лучшего воплощения «Исхода»; голливудский продюсер Мильчен, чья звезда была на пике популярности до обвинений в подарках тогдашнему премьер-министру Биньямину Нетаньяху, и создатель франшизы «Могучие рейнджеры» Хаим Сабан, организовавший для Израиля многочисленные голливудские встречи, например, со Шварценеггером и Робертом де Ниро.

Авторы также исследуют меняющиеся способы изображения палестинцев в фильмах – от грубых образов террористов до более тонких, включая фильм палестинского режиссера Хани Абу-Асада 2005 года «Paradise Now» о потенциальных террористах-смертниках и номинированный на «Оскар» фильм 2013 года «Омар» об обвиняемом израильском коллаборационисте. 

Шоу и Гудман также обращают внимание на голливудскую поддержку палестинцев. Приводится речь Ванессы Редгрейв на вручении ей премии «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в 1978 году в «Джулии»: на сцене пропалестинская звезда раскритиковала негативное внимание, которое она получала от «сионистских хулиганов». 

Всякий раз, когда они обсуждали напряженность на Ближнем Востоке, проникающую в Голливуд, Шоу и Гудман искали объективный подход.

«Мы усердно работали над тем, чтобы наша лексика не могла быть истолкована как про- или антиизраильская», – говорит Шоу. – В конце концов, мы историки. Но изменения произошли. Многие голливудские люди стали более критичными к еврейству».

Тем не менее, отмечает он, в 2018 году в Голливуде опять состоялся гала-концерт в честь 70-летия Израиля, собравший множество ключевых игроков от Билли Кристала до Ноа Тишби. 

«Многие израильтяне переезжают в Голливуд, что делает отношения между Израилем и американской киноиндустрией еще более тесными, – объясняет Шоу. – С одной стороны, открытая критика Израиля возросла, конечно, по сравнению с 70-ми годами. Но во многих отношениях основа Голливуда по-прежнему очень произраильская».

Автор: Рич Тенорио; Сокр. пер. М. Якубович

Похожие статьи