|
Сергей Константинов

Колумб: адмирал еврейской надежды

Колумб: адмирал еврейской надежды

«Равным образом, я решил,  государи-повелители, каждую ночь описывать то, что случилось за день, а днем отмечать случившееся ночью, имея в виду составить новую морскую карту, на которой, на надлежащих местах, были бы показаны под их ветром все моря и земли моря-океана, и еще завести книгу и в ней помещать всё подобным же образом в рисунках с пометками широты и долготы».

Скрипело перо, выводя скоропись букв. В борт каравеллы стучала волна. Тихо на судах и на берегу. Не спит лишь вахта, да новоиспечённый сеньор адмирал моря-океана заносит на лист строку за строкой. Завтра - его День! Завтра он поведёт «Санта-Марию», «Пинту» и «Нинью» в неведомые просторы.

«И настолько обременил я себя всем этим, что позабыл о сне; и многое испытать предстоит, выполняя предначертанное, и совершение всего потребует великих трудов».

Так начиналось плавание, которому суждено было изменить судьбы множества людей - 3 августа 1492 года Кристобаль Колон, известный также, как Христофор Колумб, во главе экспедиции отплыл из гавани города Палос-де-ла-Фронтера на Канарские острова, а оттуда, после ремонта одной из каравелл, взял курс на Запад.

Через 33 дня флотилия достигла Багамских островов и был «открыт» Новый Свет. Слово «открыт» взято в кавычки, поскольку и до Колумба пришельцы из Европы и

Средиземноморья не раз достигали этих берегов. Взять того же Лейфа Эриксона и его ватагу сорвиголов-викингов, высадившихся в Винланде (современный Ньюфоундленд) или отчаянных купцов из царства Хирама (Параибский камень с письменами на древнефиникийском нашли в Бразиии). Но в традиционной историографии первооткрывателем назван именно Колумб.

За прошедшие с тех дней века выпущено множество книг, монографий, трудов, докладов и исследований, тем не менее жизнь прославленного мореплавателя скрыта от нас не только туманом времени, но и явными искажениями, утвердившимися в сознании человечества.

Уже происхождение его родителей вызывает споры учёных: генуэзцы, каталонцы, переселенцы из швейцарских кантонов или тайные иудеи с острова Ибица?

Колумб - сын небогатого торговца шерстью из Генуи? Да полно-те! А как же сословные границы и практически непреодолимые рамки корпораций? Конечно, любящий отец мог отправить своего наследника учиться в Павийский университет. Вот только это не дёшево, и если отпрыск не намерен изучать право и помогать семье крючкотворством в защите её интересов, то к чему всё это?

Однако Колумб каким-то чудом становится капитаном, младшего брата пристраивает в Лиссабоне – важнейшем центре по производству морских карт, - картографом, оказывается в переписке с моряками из разных стран, а потом – и вовсе странное дело! – жениться на дочери губернатора португальского острова Порто-Санту, бывшего в большом фаворе у принца Генриха Мореплавателя, основавшего в Португалии навигационную школу и обсерваторию.  Именно при нём был создан новый тип кораблей с косыми парусами – каравеллы. Две – «Пинта» и «Нинья» пересекли с Колумбом Тихий океан. 

А вот если Христофора с детства готовили к некой «миссии», тогда всё сходится: и неизвестно откуда взявшись связи, и странные лакуны и умолчания о детских и юношеских годах, и университет, славившийся преподавателями математики и исчислений, и Португалия с её лучшими на тот момент картами, флотилией и моряками, и так удачно подвернувшаяся партия. Девица была не просто дворянской, а дочерью рыцаря ордена Святого Сантьяго и Меча.

Уже в то время ходили слухи, что именно в сундуках покойного тестя Колумб и отыскал карты, на которых неизвестный гравёр нанёс побережье той самой Terra Incognita (Земли Неведомой), к которой и устремились от пределов Испанского Королевства три судна. Впрочем, сплетни про Колумба ходили и похуже: не брезговал, дескать, неизвестно откуда вынырнувший шкипер из генуэзцев подпаивать в портовых кабаках капитанских помощников, да расспрашивать их о тайных маршрутах, широтах и ветрах, за что не раз грозили ему побоями! Да он у моряцких вдов по сундукам шарил - карты искал, корабельные журналы да старые лоции! Да он, если хотите знать, тайный иудей! Собирается вместе с евреями-ростовщиками, вместе с Саханарелем и Торресом найти земли благодатные и увезти всё их племя туда!

Стоп, а вот это уже интересно!

В сохранившихся фрагментах последней рукописи Колумба - «Книги пророчеств» - говорится: ключом к экспедиции является стих псалма «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» (13:7).

k4.jpeg

И какие любопытные совпадения: изгнание евреев из Испании христианнейшие короли Фердинанд и Изабелла назначили на 2 августа 1492 года по юлианскому ещё календарю. Хорошие у королей были советники - всё знаково оформили: на эту дату как раз пришлось 9 ава по еврейскому счислению, день разрушения первого и второго Храмов, день поста, поминовения,  скорби и печали! И отплытие Колумба было тоже назначено на 2-е число. Но адмирал нашёл причину, и отплыл 3-его: ведь ни один приверженец иудаизма не начнёт такое предприятие в такой день.

Лингвисты XXI века, используя современные методы обработки данных анализа писем Колумба, пришли к выводу, что родным языком великого путешественника был кастильский вариант испанского, на котором говорили также евреи-сефарды, а вовсе не итальянский, как можно было ожидать от уроженца Генуи.

На частных письмах Христофора к родным справа вверху он ставил три значка. Учёные из Еврейского Университета в Иерусалиме пришли к выводу, что это аббревиатура из букв иврита בסד, «бет-самех-далет», означающая фразу на арамейском «бе сията ди-шмайя», «Небеса в помощь». В средние века так помечали тексты верующие евреи.

Он не просто человек, он - кабаль, тот, кто связует миры Б-жие... - шептались каббалисты, бежавшие из Толедо, - Другие могут плыть туда же хоть до скончания века, и ничего не увидеть! Или всё открытое останется сокрытым в глазах людей. Колон - адмирал нашей надежды!

До того, как отчалили, на «Санта-Марию» то и дело прибывали гонцы: от королевской четы, от пожертвовавшего 17000 золотых дукатов на небывалое предприятие канцлера Арагонского и маррана, Люиса де Сантагеля.

k3.jpeg

Интересы народов, правителей, богачей, пастырей и политиков сплелись в запутанный Гордиев узел. Власть, новые земли, богатства, золото! Свобода и безопасность! Всего этого оставшиеся на берегу ждали от одного человека Кристобаля Колона. Видимо, он представлял в экспедиции, «пробитой» с огромным трудом, интересы разных властных групп. Официально искали короткий путь в Индию. Христофор своей властью запретил говорить иное и пообещал саморучно выкинуть за борт всякого, кто поднимет злонамеренный трёп! Хотя, если бы кому-то, знающему грамоту, довелось заглянуть в королевские инструкции, то он с удивлением обнаружил бы: про Индию там не слова. Лишь об открытии новых островов ла земель - случись такое, и то весьма туманно.

В бортовом журнале корабля Колумба указано, что один из октябрьских дней 1492 года адмирал провел один в своей каюте и полностью отказывался от еды. «Молился», — кратко отмечает корабельный журнал. Если перевести дату в еврейское летоисчисление, то мы получим… Йом-Кипур!

Ветер в тот месяц был попутным и ничто не остановило таинственного морехода. Ни жутковатое для моряка Саргассово море: корабли шли, на всякий случай то и дело производя замеры глубины. Вдруг - мель! Ни страхи матросов, шедших на детские уловки, чтобы повернуть вспять. Колумбу пришлось преуменьшать количество пройденных в день миль чуть ли не в половину: видите, как мало ещё мы пробежали!

По ночам, - шептались на палубе, - вахтёрные видят, как из бездны всплывают чудища, чтобы поглядеть на безумцев, отважившихся плыть к краю света! Адмирал помешался на своей дороге в Индию!

Но вот стали появляться признаки близкого берега: птицы, косяки прибрежных рыб, принесённые течением обломки лодчонки странной работы... Все воспряли духом. О пути назад больше речи не было. Марсовые таращили глаза - углядеть бы берег первым и пожизненная королевская пенсия - твоя.

В 2 часа пополуночи 12 октября- 1492 г. Родриго Триана, матрос «Пинты», шедшей впереди флотилии, закричал, что вдали видна земля. С «Пинты» подали сигнал выстрелами. На всех кораблях убрали паруса и нетерпеливо стали ждать рассвета...

k2.jpeg

Успех экспедиции раздвинул границы для евреев и дал им время и пространство безопасности. Инквизиция добралась к этим территориям лишь через десятилетия.

Более трети команды Колумба были марранами. Так начался исход евреев из Европы в Новый Свет. Но не только надежда нашла себе место на кораблях, отправившихся в неведомые земли. На борту имелись и алчность, и властолюбие, и все мыслимые пороки.

Вместе с первопроходцами и они сошли на берег островов и открытого континента. Начиналось завоевание Америки.

P.S.

Первый биограф Колумба, его младший сын Фернандо, в своей книге осторожно сообщал, что семья отца, по его утверждениям, происходила из «царского дома в Иерусалиме», и по достижении им и братом 13 лет отец взял их в путешествие, чтобы там научить «особым вещам».

После открытия Америки и учреждения там испанских колоний, Колумб заключил договор с испанским королем Фердинандом о том, что на Ямайке, куда он собирался перебраться с семьей, не будет действовать суд инквизиции.

Тайне путешествия Колумба и удивительным перипетиям его жизни посвящена книга одного из ярчайших представителей магического реализма в современной латиноамериканской литературе, аргентинского писателя Абеля Поссе. Название броское – «Райские пcы».

Похожие статьи