|
Маргарита Марьяновская
Маргарита Марьяновская

Британский еврей, в раннем детстве выживший в концлагере, нашел семью по ДНК

Британский еврей, в раннем детстве выживший в концлагере, нашел семью по ДНК

Тандем еврейских специалистов по генеалогии разгадал 80-летнюю тайну, построив генеалогическое древо и найдя живых родственников Джеки Янга, прочитав его историю в интернете.

Сирота эпохи Холокоста Джеки Янг безуспешно пытался установить личность своего биологического отца большую часть своей жизни.

Многие годы он знал, что был сыном 30-летней еврейки из Вены, которую в июне 1942 года депортировали в лагерь смерти Малый Тростенец недалеко от Минска, и вскоре там убили. Имя женщины, Эльза Шпигель, указано в оригинальном свидетельстве о рождении Янга. Было отмечено, что она была не замужем, а графа, где пишется имя отца, пустовала.

Янг чудом выжил осиротевшим младенцем и провел два года и восемь месяцев в лагере-гетто Терезин (Терезиенштадт) в Чехословакии.

Однако теперь, спустя десятилетия, благодаря помощи двух специалистов по еврейской генеалогии, Янг узнал не только имя своего отца, но и то, что у него есть живые родственники по отцовской линии в Соединенных Штатах, Великобритании, Франции, Израиле и, возможно, Венгрии.

«Я ждал этой новости шесть десятилетий. Я больше не один», — растроганно сказал 80-летний лондонский пенсионер, полжизни проработавший в такси. Насколько ему известно, он был единственным ребенком как своих биологических родителей, так и приемных родителей, Ральфа и Энни Янг (Янофски).

Янг привлек внимание американских специалистов по генеалогии Дженнифер Мендельсон и доктора Адины Ньюман благодаря статье в The Times of Israel о появлении Янга в телевизионной программе BBC «Семейные секреты ДНК». Мендельсон и Ньюман ведут в соцсетях страницу «Еврейская ДНК для генетической генеалогии и семейных исследований», аудитория которой насчитывает 10 тысяч человек.

MJM9225-2-640x400.jpeg

Дженифер Мендельсон

Генетик передачи BBC, доктор Тури Кинг, смог развеять давние опасения Янга, что его биологический отец был нацистом.

Янг ранее с опаской предполагал, что единственный способ, которым он мог выжить в Терезине, родитель в нацистской форме, который мог защитить жизнь своего ребенка.

«Результат оказался на удивление четким», — сказал Кинг о ДНК-тесте Янга. «Вы на 99% еврей-ашкенази. Так что мы почти наверняка уверены, что ваш отец не был нацистом».

Команда программы «Семейные секреты ДНК» смогла найти двух троюродных братьев и сестер по отцовской линии Янга. По совпадению случилось, что они живут недалеко от Янга в Северном Лондоне. Благодаря телепередаче Янг и его жена Лита познакомились с вновь обретенными родственниками и теперь поддерживают с ними регулярные контакты.

«Мы решили, что с нашими профильными знаниями и опытом в еврейской генеалогии мы сможем продолжить поиски Джеки», - говорит Алина Ньюман.

По ее словам, еврейские генеалогические исследования с использованием исторических документов и записей требуют особого ноу-хау, а еврейская ДНК сложна.

«Поскольку евреи-ашкенази являются эндогамным народом, люди могут казаться более близкими родственниками на основании их ДНК, чем на бумаге, согласно историческим записям и генеалогическим древам», — говорит она.

Всего за пять дней после согласия Янга на разрешение исследования от его имени анализа ДНК, Мендельсон и Ньюман получили ответы. Они не только идентифицировали биологического отца Янга, но и смогли реконструировать генеалогическое древо на основе совпадений в базах данных ДНК и исторических документах. 

Выяснилось, что генеалогическое древо Янга восходит к началу 1800-х годов. Его семья жила в Лакенбахе, который тогда был частью Австро-Венгерской империи, а сегодня находится в Австрии. 

Отца Янга звали Адольф Корнфейн, он родился в 1894 году. Похоже, что Корнфейн, портной, был в отношениях с гораздо более молодой Эльзой Шпигель после развода или расставания со своей женой. 

«Мы можем предположить это из записей, показывающих, что Корнфейн, его жена Хильда (урожденная Шлезингер) и сын-подросток Вильгельм жили вместе по одному и тому же адресу в Вене в 1938 году. Но в 1942 году он жил уже один по другому адресу», — говорит Мендельсон. 

Записи показали, что 2 июня 1942 года Адольф и Эльза оба были отправлены нацистами в Малый Тростенец. Хильда и Вильгельм были депортированы в Освенцим 17 июля 1942 года.

Эльза Шпигель передала своего ребенка по имени Йона Якоб Шпигель, родившегося в Ротшильдской больнице (еврейской больнице) 18 декабря 1941 года, в детский дом перед депортацией. Янг нашел два сообщения об этом, в одном говорилось, что ему было три с половиной месяца, а в другом - что пять с половиной.

Малыш был депортирован в Терезин в сентябре 1942 года. Ему удалось выжить единственному из 15 детей-сирот, с которыми вместе его отправили в концлагерь. 

«Единственное объяснение, которое я могу придумать тому, что я выжил, — это то, что я, должно быть, был пешкой в ​​нацистской пропагандистской кампании по обману Красного Креста », — сказал Янг.

Ньюман отчасти согласна с его предположением, отметив, что Янг был очаровательным ребенком и нацисты определенно могли использовать его для своего «шоу».

Screen-Shot-2022-08-21-at-15.44.04.jpg

Джеки Янг (тогда Йона Шпигель) в Великобритании после окончания войны

Тогда как о своем отце и отцовской семье Янг недавно узнал намного больше, чем мог себе представить, крохи информации о матери он собирал на протяжении десятилетий.

В подростковом возрасте один из родственников обмолвился, что Янг родился в Вене. Однако его приемные родители скрыли от него, что он выжил в концлагере. Только когда ему понадобилось доказательство еврейства, чтобы жениться в синагоге, он узнал об этом печальном факте. Его приемные родители не желали обсуждать это не шли на контакт на протяжении всей жизни. Поэтому, Янг до сих пор очень мало знает о своей биологической матери и ее семье.

IMG_4353-1024x640.jpeg

Джеки Янг с приемными родителями 

Правда, удалось узнать несколько фактов о ее ближайших родственниках. Янг знает, что его мать родилась в 1909 году в Вене в семье Эмили (урожденной Шварц) и Леопольда Шпигеля, которые поженились в Чехословакии. Леопольда сослали в Терезин из дома престарелых, а Эмилия умерла перед войной. Эльза была модисткой, у нее была старшая сестра по имени Хильда и брат по имени Рудольф, судьба которых неизвестна. 

Янг смог найти подробности о своих ранних годах в записях детских домов, где он жил после прибытия в Великобританию в конце лета 1945 года. Он прибыл в группе из 300 детей, переживших Холокост, прилетевших в Великобританию из Чехословакии после войны. Большинство из них уехало в Израиль, но 32 ребенка остались в Великобритании, а шестеро самых младших были попали в приют в Сассексе под названием Bulldog's Bank. Там за ним ухаживали сестры Софи и Гертруда Данн и Анна Фрейд — дочь знаменитого психоаналитика. 

IMG_0130-1024x640.jpeg

Позже Янга перевели в дом для еврейских детей старшего возраста, которым руководила Элис Голдбергер. Она организовала его усыновление в Лондоне в возрасте девяти лет. 

Чтобы подтвердить свои выводы, Мендельсону и Ньюман нужно было найти близкого родственника по биологической отцовской линии Янга, пройти тест ДНК, чтобы доказать генетическое совпадение. У Адольфа Корнфейна было четверо братьев и сестер. Специалисты по генеалогии разыскали единственного внука Сэмюэля, брата Адольфа, в США, Билла Корнфейна. Он согласился пройти тест.

«Наши дочери приемные, и мы всегда надеялись, что если они захотят найти своих биологических родителей, кто-нибудь поможет им в их поисках», — сказал Корнфейн, объясняя свое решение предоставить свою ДНК.

Затем было довольно долгое ожидание результатов.

«Мы сидели как на иголках четыре-пять недель, пока не пришли результаты», — сказал Мендельсон. 

IMG_2374-1-640x400.jpeg

В результате выяснилось, что Корнфейн, юрист на пенсии из района Сент-Луиса, действительно приходится двоюродным братом Янгу. Оба его родителя пережили Холокост, а он родился в Швейцарии, куда они бежали во время войны. Он и его жена очень обрадовались найденному родственнику и звонили, писали по электронной почте и делились фотографиями с Янгом и его женой.

«Мы надеемся встретиться с ним и Литой лично в будущем», — сказал Корнфейн.

Мендельсон и Ньюман, в свою очередь, были очень помочь пережившим Холокост.

«Это реальный пример того, как генетическая генеалогия может совершать мицвот  в этом мире. Это именно то, для чего нужен анализ ДНК», — отметила Ньюман.

 

Похожие статьи